Обычная девичья спальня в студенческой общаге: повсюду косметика, на стенах обои нежного цвета, а на них поселились котики и бабочки. На столе тетрадки с аккуратно выведенными терминами по социологии. Единственное, что выдает владелицу комнаты, — большой иероглиф над кроватью, который переводится на русский как «любовь».
Он достался новой хозяйке по наследству от прошлой жительницы. Третий этаж общежития № 2 омского педагогического университета предназначен для иностранных студентов. Здесь живут ребята из Казахстана, Азербайджана, Туркмении, Узбекистана и Поднебесной.
Четыре года назад в общежитии поселилась и 23-летняя Чжао Юйно. Она приехала учиться в Омск из китайского города Харбин. Девушка представляется как Аня — так легче запомнить имя русским преподавателям и коллегам по вузу. Впервые она побывала в нашем городе в 2015 году, когда приехала в гости к родителям. Уже больше 20 лет ее семья работает на левобережном рынке — продает верхнюю мужскую одежду.
Несмотря на предпринимательские корни, бизнес девушку мало интересует. К тому же она считает, что торговля сейчас нестабильное ремесло, поэтому мечтает устроиться экскурсоводом или переводчиком в Санкт-Петербурге или Москве. Но для начала необходимо окончить вуз.
Юйно учится на третьем курсе в омском педуниверситете на филологическом факультете по профилю «Педагогическое образование».
— В Китае я училась 12 лет в школе. Начальная школа — 6 лет, потом средняя — 3 года и высшая — 3 года. Когда я приехала в Омск, мне понравился город. Да и хотелось быть рядом с родными. Я бы здесь осталась, но туристов очень мало. Здесь очень мало нужно китайско-русских переводов, — объясняет на ломаном русском иностранная студентка.
К тому же плата за образование в России ниже, чем в Китае. В Поднебесной из-за большой конкуренции и высоких требований на экзаменах поступить в вуз сложно. Для того чтобы ее зачислили в омский университет, Юйно после подачи документов и одобрения заявки два года изучала русский на языковых курсах, а потом сдавала внутренний экзамен.
— Когда приехала впервые в Россию, русский не знала, даже ни один буква не знала. Учить русский язык сложно. Букву «Р» не могу выговорить, говорю «Л», у меня не получается этот звук. Для всех китайцев сложно. Одногруппница хорошо знает русский и помогала мне. Она в Китае когда жила, учила язык. Сказала, что надо больше говорить по-русски, — старается подобрать слова девушка.
Обучение Юйно оплачивают родители. Образование дочери обходится им в 55 950 рублей в семестр. В Китае учеба вышла бы в разы дороже. К слову, у иностранных студентов есть возможность поступать в российские вузы бесплатно и даже получать стипендию. Для этого кандидат должен пройти конкурсный отбор по квоте. Как пояснили в ОмГПУ, у таких студентов есть преимущество — им платят стипендию вне зависимости от оценок. Так, в педагогическом вузе учатся 7 иностранцев из Казахстана, Таджикистана и Монголии, которые воспользовались этим правом.
Юйно учится на коммерческой основе в группе еще с десятью иностранцами. Среди них она нашла подруг из Китая и Узбекистана. Один из общих интересов — учеба. Говорит, часто вместе делают домашние задания. Сложнее всего дается психология. Девушка не может запомнить некоторые слова.
— Здесь преподаватели лучше. Они помогают. В Китае со студентами не общаются. Просто дают задания и всё. Раньше, когда я приехала и только начала учить русский язык, не могла запомнить слово. Преподаватель рисовала на доске его для меня, чтобы я поняла, — вспоминает Юйно.
За четыре года жизни в Омске она уже привыкла к вещам, с которыми первое время было сложно примириться. Например, русская еда казалась Юйно невкусной и пресной.
— В Китае жареное отличается от здешнего. Там вкус другой. Не люблю кинзу, кислые огурцы. Свинина мне не нравится, хотя в Омске начала есть мясо — раньше вообще не ела. Понравился борщ. В Омске нет некоторых фруктов и овощей. Я не знаю, как называется по-русски dongzao (китайский финик. — Прим. ред.) и зимние ростки бамбука. С этим можно готовить салат, — пытается объяснить девушка.
В общежитии она готовит для себя в основном китайскую лапшу — воки, вермишель с соусами.
Омские улицы и архитектура показались девушке необычными, ведь в городе нет привычных ей высоких зданий. Больше всего студентке нравится гулять вечером по Ленина. Первое время ее удивляли разбитые дороги в Омске. Раньше, чтобы лучше изучить город, она садилась в первый попавшийся автобус и «тряслась» до конечной остановки, а в окно примечала красивые места, у которых на обратном пути можно было выйти и прогуляться. Так Юйно открыла для себя парк 30-летия ВЛКСМ, а однажды оказалась в частном секторе.
— Я подумала, что доехала до деревни. И ждала потом другой автобус, — смеется над своими приключениями китаянка.
Иностранные студенты, по мнению Юйно, более спокойные, нежели русские. В сентябре на ее этаж из-за ремонта в общежитии подселили омских ребят. Теперь почти каждую ночь она засыпает под «Батарейку» и гитарные аккорды.
— Ночью очень шумно. Они часто песни поют или танцуют. Раньше не было такого, — улыбается девушка.
Но, несмотря на беспокойные ночи, Юйно по-прежнему считает, что русские — «милые и добрые», с открытой душой. В Китае всё по-другому.
— В Китае деньги и работа на первом месте, чтобы себе хорошую жизнь сделать. Я думаю, здесь не так, — засмущалась студентка. — Здесь больше общения.