В редакцию NGS55.RU обратилась предпринимательница Елизавета Чешегорова. В 2016 году принадлежащая ей компания «Потоки ветра» заключила с омской гимназией № 9 договор, по которому должна была заниматься организацией школьного питания (документ есть в распоряжении редакции). Представители компании должны были формировать ежедневное меню, поставлять продукты и полуфабрикаты для школьной столовой и оснащать пищеблок необходимым оборудованием для приготовления пищи.
При этом в пищеблоке трудились работники школы. По словам Елизаветы Чешегоровой, директор гимназии № 9 Татьяна Машковская не захотела расставаться с прежним коллективом работников столовой. Предпринимательница регулярно выделяла деньги на оплату их труда.
— Также на кухне работали повар и двое рабочих, которые были оформлены в гимназии как уборщицы, но по факту работали на кухне. Я выделяла деньги на эти нужды. А вот заведующая производством была официально оформлена в гимназии, к её оплате труда я не имела никакого отношения, — пояснила Елизавета Чешегорова.
Ученики гимназии рассчитывались за питание в столовой через популярную расчетную систему «ИнфоШкола.РФ». В 2016 году гимназия № 9 стала участником экспериментального проекта «Школьная карта», то есть одним из первых в Омске образовательных учреждений, в котором можно было рассчитываться за завтраки и обеды пластиковыми картами. Но через некоторое время руководство школы настояло на том, чтобы ученики рассчитывались за питание наличными.
Вскоре у гимназии № 9 начала накапливаться задолженность перед компанией «Потоки ветра». Директор школы объяснила это тем, что дети покупают еду в школьной столовой «в долг» и не возвращают деньги вовремя.
— Потом я начала получать жалобы от родителей. Они сетовали на то, что детей недокармливают. Я пришла к директору школы с просьбой разобраться в этой ситуации, а она начала писать претензии в мой адрес,— рассказала Елизавета Чешегорова.
В первой претензии, которую директор гимназии Татьяна Машковская направила Елизавете Чешегоровой, сообщалось, что предпринимательница нарушила условия договора «путем завышения стоимости поставляемых продуктов», а также «путём поставки на пищеблок продуктов, количество которых превышает заявленные гимназией объемы».
Долги гимназии перед предпринимательницей тем временем продолжали расти.
— На совещании в департаменте образования я узнала, что около 90% денежных средств проходят наличными через терминалы ООО «ИнфоШкола.РФ», а безналичный расчет поступает в течение недели на счёт. Региональный менеджер «ИнфоШколы.РФ», как выяснилось позднее, не раз просила у директора гимназии мои контакты. Они хотели заключить со мной договор напрямую, чтобы деньги сразу перечислялись на счет организатора питания. Но директор почему-то ответила ей, что связаться со мной невозможно, — рассказала Елизавета Чешегорова.
Вскоре директор школы в одностороннем порядке расторгла договор с предпринимательницей. 10 декабря, незадолго до начала зимних каникул, Елизавета Чешегорова прекратила поставки продуктов в гимназию, а затем обратилась в Арбитражный суд, надеясь, что ей удастся отсудить деньги. Общая сумма исков составила 3,5 миллиона рублей.
В суде представитель гимназии требования предпринимательницы не признал. По его информации, Чешегорова не предоставила доказательства объема оказанных услуг по количеству питающихся, а также стоимости продуктов, включая их поставку. В школе считают, что указанная в иске сумма «является надуманной», поскольку она не подтверждена финансовыми документами, а акты сверки работ, подписанные исполнителем в одностороннем порядке, не могут являться свидетельством.
— Арбитражный суд сделал запрос данных по количеству оборотных средств от гимназии. Но в гимназии на это ответили, что у них не сохраняется информация о количестве учеников, питающихся в школьной столовой, как и чеки, а также данные о суммах денег, которые снимались с терминала, — пояснила Елизавета Чешегорова.
В итоге выписку об обороте расчетных средств в суд предоставила компания «ИнфоШкола.РФ».
— Оказывается, детей никто не кормит в долг, это не предусмотрено расчетной системой. И «ИнфоШкола.РФ» исправно передаёт все деньги гимназии, — подытожила Елизавета Чешегорова.
Арбитражный суд в качестве ещё одного ответчика попытался привлечь к этому делу департамент образования омской мэрии, но в ведомстве, сославшись на федеральный закон об образовании, ответили, что гимназия вправе самостоятельно заниматься подобными вопросами.
— Организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной и финансово-экономической деятельности, — заявили в департаменте образования в ответ на запрос суда.
Более подробно департамент изложил свою позицию в официальном комментарии для NGS55.RU.
— Между ООО «Потоки ветра» и гимназией № 9 был заключен договор на оказание услуг по организации питания. Родительская плата за питание ежемесячно поступает в учреждение через систему «ИнфоШкола.РФ» в соответствии с актами сверки по оказанным услугам. Расчет между учреждением и исполнителем за организацию питания производится на основании актов, подписанных представителем учреждения. Оплата услуг и ценообразование готовых блюд находится в компетенции исполнителя. Жалоб на качество приготовления блюд со стороны участников образовательного процесса не поступало. В настоящее время в удовлетворении искового заявления ООО «Потоки Ветра» к гимназии № 9 о взыскании долга по договору отказано. Восьмым арбитражным апелляционным судом решение Арбитражного суда Омской области оставлено без изменений, — пояснили в департаменте.
Корреспонденту NGS55.RU удалось пообщаться с омичкой, дети которой учатся в гимназии № 9. Она заявила, что претензии к тому, как питались ученики в школьной столовой, всё-таки имелись.
— Я работала в образовательном учреждении и поэтому знаю, как должны кормить детей в образовательных учреждениях. Я начала бить тревогу, когда поняла, что мои дети возвращаются с занятий голодными. Они жаловались, что это не то что есть, даже нюхать невозможно. Еду подавали холодной, в меню были бесконечные каши. Учителя были вынуждены изворачиваться — говорить, что всё нормально. Впоследствии мы узнали, что детям ставили на стол закрытую банку консервированной кукурузы или кабачковой икры — консервы даже не раскладывали по тарелкам. Потом начались проблемы с терминалом, я знаю, что у многих родителей одноклассников моих детей в терминале «зависла» довольно крупная сумма денег. Потом пошли слухи, что компания, которая предоставляла услуги эквайринга, и вовсе обанкротилась, её счета заморожены и деньги вернуть нельзя. Нас заставляли платить за завтраки и обеды только наличными, потому что терминал не работал, — рассказала женщина, пожелавшая остаться анонимной.
Она отметила, что о расчёте за питание в школьной столовой в долг и речи быть не могло.
— Однажды у моего ребёнка на карте не оказалось нужной суммы денег, чтобы рассчитаться за обед. Не хватало всего десяти рублей, но ребёнка не покормили, — рассказала омичка.
Представитель ООО «ИнфоШкола.РФ» в телефонном разговоре с корреспондентом NGS55.RU сообщила, что не готова давать комментарии по поводу ситуации в гимназии № 9.
— Я оказывала Елизавете Чешегоровой информационные услуги по работе системы. Рассказывала о том, как она устроена и как складываются отношения внутри системы. В общем-то, это всё, — сообщила представитель компании.
Директор гимназии № 9 Татьяна Машковская наотрез отказалась комментировать ситуацию для СМИ.