Школьное хулиганство было всегда — для кого-то это способ самоутвердиться, кто-то хочет занять лидирующее положение за счёт более слабого, а кому-то просто нравится унижать жертву.
В любое время находились люди, которых по разным причинам отвергал коллектив. У многих из нас в классе был такой человек, над которым смеялись и подшучивали, которого обижали и били. Такое поведение называется буллингом (от англ. bully — хулиган). Это психологический террор, избиение, травля одного человека другим на протяжении длительного времени.
Сегодня его масштабы становятся все заметнее и, благодаря наличию у школьников телефонов с камерами и доступа в интернет, очевиднее. Нередко свои издевательства хулиганы снимают на камеру и выставляют в соцсети. В начальной школе встречаются случаи рэкета — старшеклассники отбирают у младших детей деньги и вещи. На вооружении у хулиганов и унизительные шутки, и шантаж. Чаще всего жертвы буллинга молчат, реже идут за помощью к родителям, которые советуют либо не обращать внимания, либо дать сдачи.
Корреспондент NGS55.RU Александр Зубов поговорил со школьным психологом, учителями средних классов и директором омской школы и выяснил, как правильно вести себя жертве буллинга и что делать родителям в такой ситуации.
Выбор жертвы
По словам педагогов, поводом для начала издевательств может послужить всё что угодно — внешность, телосложение, дефекты речи или манера одеваться. Но продолжаться буллинг будет только в том случае, если изводить жертву раз от раза интересно. Если у жертвы буллинга есть бурная реакция на поддёвки, но при этом как таковой отпор она не дает.
Это может быть плач, крики, ругань. Любая излишне эмоциональная реакция. А хулиганам именно это и требуется. Они находят слабую сторону и давят на неё. Как только привычной реакции нет — им становится неинтересно.
Возраст не помеха
Как рассказала школьный педагог-психолог Надежда Жинарёва, в последнее время буллинг появился и в начальных классах. Раньше подобное поведение наблюдалось у детей в пятом — седьмом классах, во время переходного возраста.
— Эта возрастная группа самая критичная. Меняются контакты, группы общения. Дети стараются завоевать своё место в коллективе, авторитет. Некоторые стараются сделать это благодаря учёбе и спорту, но есть и те, кто утверждается за счёт других, — поясняет она.
Прекращаются издевательства, как правило, в девятом-десятом классах, когда отношения в коллективе уже сложились, доказывать никому ничего не нужно, а роли поделены. Но в отдельных случаях они встречаются и среди выпускников.
Кибербуллинг
Со временем характер издевательств изменился и стал более изобретательным, теперь мало унизить жертву, нужно еще это всем продемонстрировать. Проблема усилилась с культом соцсетей и интернета. Любая ситуация, произошедшая в классе, оказывается доступной для всех, и то, что раньше знали только участники конфликта, становится общественным достоянием.
— Кибербуллинг сейчас популярен во многом из-за того, что агрессор остается анонимным, а информация о издевательствах распространяется молниеносно между большим количеством людей. Иногда ситуация, которую можно было разрешить здесь и сейчас, принимает массовый характер, — говорит школьный психолог.
По словам Надежды Жинарёвой, у кибербуллинга две стороны. С одной стороны, видео и фото становятся достоянием общественности и о случившемся узнаёт много людей. То, что раньше могло остаться в закрытой группе школьников, сейчас разлетается по Сети и доступно тысячам пользователей. С другой стороны, информация, как правило, доходит до учителей, родителей и полиции — появляется возможность разобраться в ситуации.
— Одни выложили видео издевательств в Сеть, а у других появляется соблазн повторить. Самое страшное, что детей не пугает жестокость. Нас, взрослое поколение, она коробит, а у них появляется желание то же самое сделать. Они на избиения смотрят как на шоу, — поделилась педагог.
Страницы и личности
Школьники сейчас проводят большую часть свободного времени в интернете. Родители даже поощряют это — ребёнок дома, а не в подъезде с пивом, страницы в соцсетях известны, и ведет он там себя хорошо. Только вот многие родители не догадываются, что учёток может быть несколько.
— Многие дети заводят себе страницу для родителей, где всё прилично. А у него других страниц ещё несколько штук. Ребёнок там под другим именем, и фото отличаются, и содержание. Также и группы в соцсетях. Она может называться совершенно безобидно, а по факту внутри может быть ужасающий контент, — рассказывает психолог.
Не стоит забывать и о любимом для многих развлечении — троллинге. Это провокация или издевательство в сетевом общении, когда жертву специально выводят на негативные эмоции и получают от этого удовольствие. Для многих школьников это стало чем-то вроде хобби, для этого специально создаются страницы в соцсетях, чтобы безопасно можно было издеваться над жертвой.
Педагоги стараются отслеживать страницы своих учеников, смотреть, в каких группах состоят дети и какие посты вызывают у них интерес.
— Недавно наши дети были замечены в группе «Отбросы Омска». Там основная тематика — фото с алкоголем, наркотиками и тому подобное. Оказалось, что в группе есть наши пятиклассники. Они только лайкали посты. Мы их отследили и беседы провели. У нас бывало по 20 подобных бесед в день, — пояснила Надежда Жинарёва.
Родители чаще всего не знают, как ведут себя дети и о том, что у них несколько страниц в соцсети «ВКонтакте». Зачастую положительный с виду ребенок из хорошей семьи и является зачинщиком. Для родителей это открытие и шок. Они часто спорят, отвергают это и только потом хотят разобраться. Никто не хочет верить, что в воспитании он где-то допустил ошибку.
Популярность в лайках
Учителя рассказывают, что дети копируют манеру поведения взрослых. Сейчас для них примерами стали знаменитости из интернета. Школьники соревнуются в количествах лайков и подписчиков. А тот, у кого их нет, становится изгоем и объектом для насмешек. Решающим фактором успешности является популярность в соцсетях. Причем не прилагая особых усилий.
— Фотографируются все поголовно для Instagram. Еще и позы такие выбирают и жесты далеко не детские. Мы раньше старались выглядеть на фото прилично, сейчас наоборот: чем хуже — тем лучше. Все хотят стать блогерами, у всех каналы на Youtube, — рассказала психолог.
Бей в морду?
Учителя заметили, что многие родители, подготавливая детей к школе, учат их обороняться и преподносят учебу почти как армию. Они рассказывают детям, что в школе их непременно захотят обидеть, а на любую обиду нужно дать в ответ сдачи.
— Папы говорят: «Бей в морду». Ребенок на любой толчок кидается в драку. Нужно понимать, что школа — это не место, где детей избивают. Папа сам лежит на диване, к нему ребёнок приходит и просит помочь в проблеме, а он просто требует от сына, чтобы тот всех бил. Как правило, такие отцы сами были жертвами издевательств, — поделились учителя.
Отцы и дети
Преподаватели сошлись во мнении, что субкультур как таковых сейчас уже не осталось. Есть представители так называемых околофутбольщиков — футбольных фанатов, но это больше проявление моды, чем идей. По мнению учителей, дети очень большое внимание уделяют моде.
— Сейчас мальчики хвастаются не мужественностью, а кроссовками и штанами, — с грустью говорит Надежда Жинарёва.
По её мнению, возможно, в этом виновато отсутствие мужского воспитания. Мама и бабушка зачастую не объясняют, как мальчику нужно вести себя среди сверстников, а бывает и такое, что воспитывают ребенка по-разному. Но не всегда наличие отца в семье гарантирует, что ребёнок будет получать мужское воспитание. Многие отцы приходят домой и утыкаются в те же соцсети, а с ребенком играют в «Танки».
Виды буллинга
Буллинг проявляется в разных формах. Есть вербальная, физическая, социальная формы буллинга, а также кибербуллинг, который уже упоминался.
Чаще всего над жертвой издеваются вербально, с помощью слов или запугиваний, оскорблений, угроз и комментариев о внешнем виде, религии, физических отклонениях. Благосостояние родителей, как правило, не является предметом насмешек, но если вы отдали ребёнка в школу или лицей, где есть ученики из семей с разным благосостоянием, это тоже может послужить причиной насмешек и унижений.
— Был случай, когда старшеклассники сфотографировали ученика младших классов в туалете и начали его шантажировать, что покажут фото. Эти ученики и сами были не на высоком положении среди остальных и так хотели самоутвердиться, в том числе перед девочками. Но педагоги вовремя среагировали и решили проблему. Главное, не затягивать по времени, — говорит психолог.
Детей нужно учить уважению и самоуважению. Объяснять, что каждый заслуживает хорошего отношения — учителя, друзья, обслуживающий персонал. Нужно развивать самоуважение детей и укреплять в них чувство собственного достоинства. Стоит подумать над фразами и манерой поведения, которые ребенок применит при общении с обидчиком.
По словам школьного психолога, физическое насилие — это запущенный случай. Оно заключается в повторяющихся ударах, пинках, подножках, толчках. По словам Надежды Жинарёвой, драки случаются, но чаще это просто мальчишеские разборки, после которых они продолжают дружить.
Если вы подозреваете, что вашего ребенка избивают, то поговорите с ним, узнайте, как дела в школе, что он делал во время обеда или на перемене, по дороге домой. Выясните у ребенка, вел ли кто-нибудь себя оскорбительно, бил или угрожал. Сдерживайте эмоции. Объясните ему, что о таких случаях нужно всегда рассказывать вам и школьному психологу.
Социальный буллинг предполагает, что кого-то намеренно не допускают к участию в работе группы, будь то обед за общим столом, игры, занятие спортом или совместное домашнее задание.
В данном случае нужно развивать таланты и интересы ребёнка к музыке, искусству, спорту, чтению и посещать городские мероприятия, чтобы ваши дети могли строить отношения со сверстниками вне класса и школы.
Среди девушек чаще встречается распространение сплетен и слухов, а не насилие, хотя сейчас физические издевательства среди слабого пола тоже не редкость.
— Деления на этнические группы нет, но ученики младших классов могут оскорбить или обозвать друг друга по национальному признаку. Но тут скорее просто — что вижу о том пою, — поясняют учителя.
Решать проблему, а не бежать от неё
— Мы стараемся разговаривать как с жертвой, так и с самим обидчиком. Выяснять у него, почему он так себя ведет, в чем причина агрессии. Как правило, явных причин нет, и ситуация достаточно легко корректируется. Выясняем, как ребенок, над которым издеваются, реагирует. Агрессор ждет определенной реакции. Если он ее не получает — ему становится неинтересно. Мы репетируем, проговариваем, что сказать или не сказать, отрабатываем ситуации, — поделилась директор школы.
По словам психолога, нужно решать проблему, а не бежать от нее. Перевод в другую школу или класс не помогут. Сейчас у всех есть соцсети и вся информация распространяется между школьниками очень легко.
— Если такие ситуации произошли, то тут сложно сказать, кто виноват. Виноваты все, это не главное. Проблему нужно решать, — заключила психолог, добавив, что вовремя не решенная проблема с буллингом в школьном возрасте может повлиять на всю дальнейшую жизнь человека.
Фото: Александр Зубов, Иван Рейзвих и Ольга Бурлакова
Видео: Александр Зубов
Подписывайтесь на нашу группу «ВКонтакте».
Новости и фото отправляйте нам в редакцию в WhatsApp и Viber: 8–913–670–33–77.