От слова «ярмарка» сразу просыпается аппетит. Лавки, переполненные товарами, веселые и активные зазывалы, которые делают всё, чтобы у них купили «самые лучшие» леденцы, мед или ароматный чай. А еще — покупатели, которые придирчиво рассматривают товар со всех сторон. На фоне слышна игривая музыка вперемешку с криками зазывал. Лавки пестрят цветами: зеленый, красный, желтый… Какова же ярмарка вакансий? Должно быть, там легко найти себе работу, ведь вакансии там должны раздавать как горячие пирожки, не иначе. А как по-другому на ярмарке?
Ходячие омичи
На одну из них мы попали неделю назад. Ярмарка от Центра занятости была необычной: длилась она с 10:00 до 18:00, в подобном формате мероприятия проводят редко. Мы с фотографом отправились туда в обеденный перерыв. Возле входа охранники лениво проверили наши сумки, а затем взору открылось огромное пространство консум-центра, заставленного лавками. Что час грядущий нам готовит? А вдруг нам настолько понравится, что мы решим сменить нашу работу на что-то «посвежее» и «повкуснее»?
Ходить предстояло достаточно: ярмарка заняла все четыре этажа. Девушки-информаторы в белых рубашках и оранжево-голубых галстучках мирно переговаривались возле входа, держа в руках планшеты с планом ярмарки. Наверняка им было очень скучно. Из гостей никто не подходил.
Посетители смотрели по сторонам, медленно ходили и лишь иногда присматривались, что же написано на табличках. Группка студентов во главе с преподавателем, который их привел, оккупировала столик ЦКБА «Автоматика». Скорее всего, в голове у них была одна мысль: «нужно устраиваться куда-то после выпуска. Не знаю куда, но раз меня привели, то я хотя бы почитаю листовки». К соседним столикам подходили «просто спросить» или, наоборот, основательно стрясти с женщин-лавочниц всю информацию про нужную вакансию. Одним из таких был мужчина средних лет, и он отличался от остальных: растерянно, но с гордо поднятой головой читал вывески. Видно, что его целью было найти работу: мужчина положил в файлик свои документы и носил их у сердца, как самое дорогое, что у него есть.
Для нас было открытием, что так мало людей проявили настоящий интерес к ярмарке. Все-таки, если верить исследованию сайта HeadHunter, количество резюме в Омске больше чем в три раза превышает количество вакансий. Это значит, что много людей не могут получить работу из-за недостатка мест. Ярмарки вакансий борются как раз с этим.
Бросить всё и уехать выращивать огурчики?
Мы подошли к представителям тех сфер, где работодатели выкладывают больше всего вакансий. Это рабочий персонал, сфера розничной торговли и гостиничное дело. Там предлагают работать продавцом, кадровиком, менеджером по персоналу, бариста, шеф-поваром, хостес и официантом.
Представители производств в сфере питания, заведений, гипермаркетов и супермаркетов сидели рядом. Грели друг друга своим теплом.
— Официанты нужны, и можно на летний период, даже студентам, — стала рассказывать женщина за столиком, спокойно сидя за лавкой. Почему казалось, что дефицита кадров у ее компании нет?
Подошли две женщины лет сорока. Они хотели работать недалеко от дома.
— А в Старом Кировске есть вакансии?
— Нет, у нас в «Дружино». Девочки, нужны овощеводы, выращивать огурчики, салат, — сказала специалист, не обращаясь к кому-то конкретному. А еще предлагая свежие, только что нарезанные огурцы.
От одного вида огурцов сменить журналистику на овощеводство не захотелось: слишком мало нам предложили. Но мы всё равно поели овощи и пошли дальше. Оглянувшись по сторонам, мы всё еще не увидели очередей. Да и большинство специалистов не выказывало особого желания привлекать людей. Надо — подойдут.
Ярким пятном на этаже выделялись только девушки из call-центра. Их смех был слышен издалека, а оранжевые жилетки так и говорили: «Подходите, здесь круто». Завидев нас, они стали рассказывать о зарплате, перекрикивая друг друга. Мы ничего не поняли и очнулись только тогда, когда в наших руках оказалась куча разноцветных листовок. «Ух, надо идти дальше, а то они нас не отпустят», — пронеслось в голове.
Наша служба и опасна, и трудна
А что насчет бюджетников? Ведь из каждого утюга слышно, как мало у нас учителей, врачей и полицейских. Здесь другая проблема рынка труда — острый дефицит соискателей. То есть вакансии есть, но мало желающих работать.
Лавочек бюджетников на ярмарке было много, и они группировались по разделам. Силовые структуры расположились в одном крыле и выглядели цельно: черная и идеально выглаженная форма, а на столе разложено оружие для выставки. Сотрудники УМВД вытянулись в струнки, скромно и с доброжелательной улыбкой рассказывали о своей работе всем интересующимся. Оказалось, что у них недостаток работников не только с профильным образованием.
— Нужны следователи, дознаватели, водители. У водителей у нас не такая большая зарплата, 28 тысяч. Чуть выше получают те, кто перевозит задержанных, получают в районе 33–35 тысяч рублей. Есть водители, которые возят руководителей. Они и на пенсию раньше выходят, и в профилакторий могут ездить, и льготы им даются. Образование не нужно для водителей. С задержанными они не контактируют. Довез-привез. Вместе с ним двигаются сотрудник уголовного розыска, сотрудник следственного отдела либо дознаватель, — рассказал сотрудник УМВД.
К сотрудникам УМВД присоединились омоновцы, которые стояли рядом. Они предположили, почему к ним идет так мало соискателей.
— Взрослых мало приходит. Знаете, молодые набегут-набегут, посмотрят и убегают. К предприятиям они подходят, у них зарплаты получше.
— А у вас и служба потруднее, и зарплаты пониже?
— Получается, так. Сутки через трое. Но наши график и зарплаты соотносятся, — ответил сотрудник ОМОНа.
— Работы много, не так хорошо она оценивается. Нагрузка большая, заявлений много о мошенничестве сейчас, — рассказал сотрудник УМВД. — Мне коллега говорит: «Представляешь, я зарплату получаю большую, но даже не успеваю ее тратить, мне некогда». Не все жены у нас понимают, что мы уезжаем работать, а не гулять. Много семей разведенных. А дефицит работников у нас по следствию. С июля им повысят зарплату. А с октября всем сотрудникам полиции. Может, поменяется ситуация.
Работник УМВД с упоением вспоминал и других своих сослуживцев. Оказалось, многим они похожи, те, кто идет работать в полицию.
— Это работа для тех, кто воспитан в советское время. Для идейных людей, таких мало. Мальчики раньше приходили домой с грамотой и гордились этим. А сейчас молодым нужны деньги. Не всегда можно всё оценить деньгами. У нас работают те, кто ценит благодарность. У нас даже дают благодарственные письма родителям сотрудников, и их вручает начальник УМВД по Омской области, — подытожил работник УМВД.
«Зато у нас весело!»
У других бюджетников на самом деле было не на что посмотреть: свет столики врачей почти не освещал, а людей возле них не было совершенно. Конкурировать за эти вакансии люди не собирались. Но должны были за другие. Еще до ярмарки мы прочитали, что самая большая конкуренция в Омске касается сферы искусства, развлечения и массмедиа. К сожалению, со сферой искусства на ярмарке было плохо. На последнем этаже мы уже отчаялись найти хоть кого-то, ведь там стояли представители колледжей и университетов. И о чудо, мы увидели один желтый маленький маячок. Это был омский цирк. Присмотревшись, мы увидели вакансии: сантехник, рабочий, заведующий общежитием, помощник директора... Да, творчеством здесь и не пахнет. Наши лица выглядели расстроенными за всех творческих людей Омска.
— Зато у нас весело! — поддерживающе улыбнулась сотрудница омского цирка.