2022 год, как бы это не банально прозвучало, был весьма непростым, и наша экономика вместе с россиянами за последние 12 месяцев пережила немало стрессов. Итогом этих стрессов стала почти двенадцатипроцентная инфляция, которая (нам хочется очень в это верить) всё-таки теперь должна снизиться. Стоя на пороге нового 2023 года, многие задаются вопросом: «Что будет дальше с ценами на товары?», «Как поведет себя инфляция?», «Будут ли и дальше пугающими темпами расти цены на стройматериалы?» Эти вопросы NGS55.RU решил задать омским экспертам в сфере экономики, торговли и строительства.
Почему доллар не будет по 30 или по 120 рублей?
Среди непрофессиональных игроков фондового рынка несколько лет бытовала шутка про так называемую «Секту свидетелей доллара по 30» — россияне смеялись над теми, кто надеялся, что американская валюта однажды вернется к отметке образца 2010–2013 годов. Однако в 2022 году это почти случилось: курс национальной российской валюты, сначала достиг абсолютного минимума за всю историю, рухнув до 120 рублей, а потом вырос до 52 рублей за доллар. К концу года он начал возвращаться к более привычным показателям. Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и организация труда» ОмГТУ Максим Мизя считает, что экстремального падения рубля не будет, но в то же время его курс не будет крепким.
— Крепкий курс рубля в 2022 году, обусловленный профицитом бюджета и значительным превышением экспорта над импортом, в прошлом. В 2023 году добыча и экспорт нефти и нефтепродуктов снизятся из-за эмбарго, экспорт газа в Евросоюз также будет ниже, а импорт из Китая и других стран налаживается, поэтому экспорт будет существенно сбалансирован импортом. Профицит бюджета первого полугодия 2022 года сменился дефицитом на фоне СВО во втором полугодии и наше министерство финансов планирует дефицитный бюджет в новом году. При этом не ожидается экстремального падения рубля, как было весной 2022 года. Во-первых, российская экономика будет пытаться перейти к росту, а рост экономики положительно влияет на обменный курс. Во-вторых, с осени вместо накопления золотовалютных резервов Центральным банком, видимо, происходит накопление валютных доходов крупных компаний за рубежом. Для поддержания курса рубля и социальной стабильности в стране в экстренном случае могут использоваться эти накопления, поскольку правительство может отдать приказ подконтрольным компаниям. В-третьих, инфляция в России будет ниже, чем в большинстве прогнозов, что также положительно повлияет на курс, — считает Максим Мизя.
Что будет с ценами?
Больше всего рядовых омичей волнует вопрос о дальнейшем росте цен на продукты. Омский ритейлер Виктор Шкуренко надеется, что серьезных потрясений, которые могли бы сказаться на стоимости потребительской корзины омичей, в этом году не будет.
— Я думаю, что продовольственная инфляция замедлится. Единственное, что может на нее повлиять, это изменение курса доллара. Вряд ли что-то положительное произойдет с потребительским спросом. Цены могут вырасти за счет издержек либо за счет ослабления рубля. Но такой сценарий маловероятен, все-таки инфляция должна снижаться. Сейчас на нас давит ограниченный потребительский спрос, но какие-то далеко идущие прогнозы делать практически невозможно, — отмечает Виктор Шкуренко.
Профессор кафедры региональной экономики и управления человеческими ресурсами ОмГУ имени Достоевского Олег Рой считает, что роста цен на товары в 2023 году избежать не удастся, но благодаря двум сдерживающим факторам это увеличение не будет пугающе кардинальным.
— Экономический спад сохранится — он будет находиться на уровне 2–3%. И я думаю, что в новом году спад будет продолжаться, хотя и не в таких темпах, как это было в начале 2022 года. И если в 2023 году ничего радикального не произойдет, то в 2025 году можно ждать начала экономического подъема. Но пока в нынешних условиях инфляции не избежать, и если на настоящий момент она находится на уровне 12%, то в следующем году она немного сократится и будет в районе 9% годовых. Конечно, цены будут расти, но у нас есть два ограничителя. Во-первых — это доходы населения, которые вряд ли увеличатся. Второй ограничитель — это рост импорта, в нашем случае, вероятнее всего, параллельного. Этот фактор будет стимулировать наших производителей, хотя есть у него и определенные минусы, — отмечает Олег Рой.
Управляющий омским отделением Банка России Владимир Антипов акцентирует внимание на том, что в Омске уровень годовой инфляции оказался ниже, чем в целом по стране.
— Годовая инфляция в Омской области в ноябре составила 10,6%. Это ниже значений и по Сибири, и в целом по стране. К замедлению роста цен в регионе привели увеличение предложения на отдельных товарных рынках, снижение издержек производителей, а также сдержанная потребительская активность. Эффект высокой сравнительной базы на услуги зарубежного туризма сдерживал рост цен в сфере услуг в целом. По прогнозу Банка России, с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция снизится до 5,0–7,0% в 2023 году и вернется к 4% в 2024 году, — поясняет Владимир Антипов.
Доцент кафедры «Экономика и организация труда» ОмГТУ Максим Мизя отмечает, что уровень инфляции в этом году будет близок к плановым показателям Банка России.
— Цены в России не выросли по сравнению с апрелем 2022 года, то есть уже весной официальные данные по инфляции могут быть в диапазоне 4–6% с учетом повышения платы за ЖКУ, роста акцизов на топливо, алкоголь и других рукотворных причин инфляции. Хороший урожай 2022 года не позволяет расти ценам на продукты питания. Произошедшая девальвация рубля до уровней 70–75 рублей за доллар не окажет значимого влияния ни на цены товаров, ни на цены акций, т.к. этот курс закладывался в прогнозные модели и плановые показатели как наиболее приемлемый. Выход курса ближе к верхней границе способен ускорить инфляцию до 5–7%, что соответствует плановым показателям Банка России.
Отдельной болью для россиян в последние годы стали постоянно растущие цены на строительные материалы. Заместитель директора компании «Новострой КПД плюс» Вячеслав Гуринов не делает слишком позитивных прогнозов по этому поводу.
— Думаю, цены на строительные материалы в следующем году продолжат расти, при этом расти в зависимости от реальной инфляции, а не от той, про которую прогнозирует Центробанк. На мой взгляд, строительство будет во многом зависеть от итогов СВО — если она завершится в нынешних границах, то Россия будет вливать деньги в восстановление городов, что может повлечь за собой рост цен, если правительство со своей стороны не будет его тормозить. Думаю, прежде всего будет дорожать металл, цемент, древесина и песок — всё, что зависит от природных ресурсов, — считает Вячеслав Гуринов.
О дальнейшей судьбе российской экономики
Кандидат экономических наук Максим Мизя считает, что во втором полугодии 2023 года у нашей страны будут все шансы на экономический рост и дальнейшее укрепление рубля. Правда, они во многом зависят от ситуации в мировой экономике, которую может накрыть структурный кризис.
— 47 ведущих стран мира ввели санкции против России, ожидая полного развала нашей экономики, но даже по оценкам западных аналитиков она по итогам года может снизиться лишь на 2–3%, санкции разрушили большинство логистических и финансовых связей России с миром, но теперь Китай покупает ресурсы за юань вместо доллара. С осени 2022 года начинают проявляться позитивные тенденции, которые говорят о возможности преодолеть спад уже в 2023 году, если бы не состояние мировой экономики. Россия экспортирует нефть, газ, металлы, продукцию сельского хозяйства и лесопереработки, т. е. промышленные товары, спрос на которые значительно падает во время кризиса. Мировая экономика в первых двух кварталах 2023 года с большой степенью вероятности начнет сокращаться, поэтому цены на наш экспорт могут продолжить снижение, что будет ослаблять курс рубля к верхней границе диапазона 70–80 рублей за доллар и 10–12 рублей за юань. Снижение производства в России при этом может быть менее глубоким, по сравнению с 2008 годом, из-за уже случившегося разрыва хозяйственных и логистических цепочек, то есть самое страшное уже произошло, дальнейшая динамика будет характеризоваться восстановлением. К тому же во втором полугодии может начаться восстановление мировой экономики и спроса на наши экспортные товары, и у России есть все шансы на ускорение роста и укрепление рубля в этом случае. Если сокращение мировой экономики затянется и перерастет в прогнозируемый некоторыми экспертами структурный кризис, то экономический рост будет низким, а курс рубля останется ближе к верхним границам.