В апреле Омская область ушла на карантин из-за коронавируса: кинотеатры и рестораны закрылись, в школах ввели дистанционное обучение, магазины переключились на доставку покупок на дом. О финансовых последствиях пандемии NGS55.RU поговорил с управляющим отделением по Омской области Сибирского главного управления Центрального банка РФ Владимиром Антиповым.
Владимир Антипов родился 11 июня 1980 года в Омске. Окончил два вуза — Омский государственный технический университет и Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского. В омском отделении Банка России работает с 2003 года. Начинал с должности инженера-программиста, в 2015 году был назначен заместителем управляющего отделением, в 2020 году — управляющим.
— Профессор Наталья Зубаревич назвала кризис, который сейчас переживает российская экономика, ковровым, имея в виду то, что он затронул не отдельные её сектора, а все, за редким исключением. Вы согласны с этим утверждением? И как на нашу экономику повлияла пандемия коронавируса?
— Кризис так или иначе затронул всех. В большей степени малый и средний бизнес и в основном отрасли, которые связаны со сферой торговли и услуг. После временного мартовского всплеска в апреле покупательская активность резко снизилась из-за ограничительных мер. В целом по стране оборот в сфере услуг сократился почти на 40% в годовом выражении. В розничной торговле сильнее всего упали продажи непродовольственных товаров — на 37%. Оборот продовольственной торговли сократился всего на 9% — люди продолжали покупать товары первой необходимости. Неплохо перенесло этот период сельское хозяйство, в том числе благодаря погоде. По данным на середину сентября, аграрии по стране собрали на 15% зерна больше, чем год назад.
С постепенным ослаблением карантинных ограничений экономическая активность восстанавливается, но это происходит неравномерно по отраслям и регионам. Быстрее этот процесс идет в отраслях, ориентированных на потребительский спрос. Их подпитывают и отложенный спрос на товары, которые были недоступны в период карантина, и рост расходов внутри страны в период отпусков в связи с отказом от заграничных поездок.
«Сектор услуг пока далёк от полного восстановления в том числе из-за осторожного поведения населения»
В ряде отраслей обрабатывающей промышленности выпуск уже вернулся к уровням второй половины 2019 — начала 2020 года. Например, благодаря более доступной ипотеке активизировалось строительство, и в последние месяцы производство строительных материалов возросло до средних значений прошлого года.
— А в Омской области? На фоне всей страны бизнес пострадал больше, меньше или как обычно мы в середнячках?
— Ситуация схожая со всей страной: всплеск потребительской активности в апреле, когда люди закупали продукты впрок, и майское затишье на самоизоляции. Оборот розничной торговли сократился на четверть по отношению к маю 2019 года, оборот кафе и ресторанов — на 40%. Летом, с ослаблением ограничений, спрос постепенно начал восстанавливаться, но оборот торговли и рынка услуг к прошлогодним уровням пока не вернулся. Продолжают действовать сдерживающие факторы: падение доходов, рост безработицы и работа самих предприятий в сокращённом режиме.
— Как скоро наша экономика восстановится?
— Всё зависит от того, как пандемия будет развиваться дальше. Эпидемиологическая ситуация не улучшается, сложно сказать, насколько длительным окажется её влияние. Но мы рассчитываем, что уровень инфляции с учётом всех факторов в 2020 году составит 3,7–4,2%. Наш приоритет — держать инфляцию вблизи целевого значения 4%.
— На сколько цены выросли за время пандемии и что подорожало больше всего?
— Годовая инфляция в Омской области была невысокой. В августе она составила 3,1% после 2,7% в июле. Это ниже инфляции как по Сибирскому федеральному округу (3,5%), так и по России в целом (3,6%).
Когда в Омской области в апреле ввели режим самоизоляции, люди начали закупать продукты длительного хранения впрок. В результате ускорились темпы роста цен на крупы и мясные консервы. Быстро дорожали медикаменты. К этому привел возросший спрос и рост затрат отечественных фармкомпаний на покупку импортных компонентов и обслуживание иностранного оборудования.
В мае антимонопольная служба начала активные проверки в розничных магазинах. Резких изменений цен на популярные продукты удалось избежать. Жителям региона апрельские запасы позволяли покупать меньше продуктов. А у поставщиков получилось избыточное предложение. Из-за того, что детские сады, школы, рестораны, кафе не работали, им пришлось пересматривать рынки сбыта. Спрос был только со стороны тех, кто смог наладить продажу блюд навынос. Оптовики перенаправили освободившиеся объёмы в розницу. Там в результате расширенного предложения замедлился годовой рост цен на куриные окорочка, а на колбасные изделия и продукты из мяса рост цен сменился снижением. Пока жители региона сидели на самоизоляции, многие занялись ремонтом. Крупные торговые сети, которые могли оформлять онлайн-продажи, подняли цены на ламинат и линолеум.
— Одна из мер по профилактике коронавируса — ограничить использование наличных денег. Прислушались ли к ней омичи?
— Всё было направлено на то, чтобы минимизировать передачу вируса. Наличные деньги могут сохранять его, как и любая бумага, три-четыре дня. Банк России рекомендовал в период эпидемии платить бесконтактно, делать покупки онлайн, чтобы меньше выходить из дома. Для безопасности наличных платежей были введены специальные требования к банкоматам и обработке банкнот.
Безналичные расчёты в Омской области растут в среднем на 30% год к году, а за первое полугодие 2020 года через платежные терминалы и банкоматы прошло 177,5 миллиона операций, это на 45% больше, чем за тот же период в прошлом году. Сумма платежей составила 110 миллиардов рублей — на 27% больше уровня января-июня 2019 года.
«Доля операций по снятию наличных снижается. Сейчас это только каждая десятая операция по картам»
В общем объёме трат доля карточных платежей выросла. В первом полугодии 53% от всего объёма платежей за услуги, в торговле и заведениях общественного питания проводились безналичным способом. В прошлом году эта доля была 38%.
Обратная сторона медали — резко растёт дистанционное мошенничество с картами. Основная доля мошеннических операций проводится с использованием реквизитов платёжных карт, то есть люди сами сообщают секретные данные. Запомните: банки никогда сами не звонят клиентам и не просят назвать код с обратной стороны карты или из СМС.
— Количество и сумма ипотечных кредитов во время пандемии тоже резко выросли. Но доходы омичей при этом снизились. Как они будут расплачиваться с банками?
— Ипотечное кредитование растёт не на пустом месте, а из-за определенных мер поддержки — федеральных и региональных. Благодаря субсидиям семьи могут получить ипотеку под 3,1%. Средние ставки по ипотеке сейчас тоже на исторически низких уровнях. В этом году, особенно летом, ипотека в регионе хорошо развивалась. За июнь-август жители Омской области оформили 6,6 тысячи ипотечных кредитов, прошлым летом было подписано 4,8 тысячи договоров. При этом в отличие от потребительского кредитования по ипотечным кредитам доля просроченной задолженности, наоборот, снизилась и к началу августа достигла 0,7% годовых. Доля просроченных потребительских ссуд на 1 сентября 2020 года составила 5% от общей задолженности населения, увеличившись на 0,2 процентных пункта по сравнению с 1 апреля 2020 года.
— Весной омичи начали забирать свои вклады из банков. С чем это связано?
— Как раз с тем, что они готовились к режиму самоизоляции, запасались крупой, товарами длительного пользования. Но ниже прошлогодних значений цифры не опускались. Сейчас на депозитах лежит почти 230 миллиардов рублей. Вклады сокращались в январе, марте и мае, а с июня наблюдается постоянный прирост. Летом омичи активно сберегали деньги, вероятно, формируя подушку безопасности, в том числе за счёт денег, которые планировались на отдых за рубежом.
— Ставки по вкладам сейчас не очень выгодные. Не заметили ли вы оттока с депозитов на фондовый рынок?
— Средневзвешенная ставка по вкладам снизилась с 7% в прошлом году до 4,5% в этом. Кажется, что вклады становятся непривлекательными, но всё зависит от того, какую финансовую стратегию выбрать. Если стратегия в том, чтобы сохранить деньги, то по вкладам ставка все равно выше инфляции.
«Вклады — это консервативный инструмент, к тому же ещё и защищённый государством»
Массового перетока денег с депозитов в ценные бумаги в Омской области нет. По данным Московской биржи на начало сентября, индивидуальные инвестиционные счета были открыты почти у сорока тысяч омичей, в августе инвесторами решили стать чуть более двух тысяч человек. В течение года можно внести не более миллиона рублей, но пока, по нашим расчётам, средний размер индивидуального инвестиционного счета составляет 140 тысяч рублей, если счет открыт в банке, и 940 тысяч рублей — если у инвестиционной компании. Хотя фондовый рынок тоже может быть довольно консервативным инструментом, если просто получать налоговый вычет — максимально 52 тысячи рублей за год.
Подчеркну, что обращаться к фондовому рынку стоит, только если на депозите уже лежит три-четыре ваших ежемесячных дохода на непредвиденный случай. Не идите на биржу с последними деньгами. Деньги на счетах для обращения с ценными бумагами не застрахованы, доход не гарантирован — можно понести убытки.