Не так давно прошла пресс-конференция губернатора Омской области Виталия Хоценко. Глава региона отвечал на вопросы журналистов. Одной из озвученных тем была судьба старого кадетского корпуса. Тогда Виталий Хоценко заявил, что в марте появятся результаты экспертизы зданий. После этого власти решат, что делать с объектом дальше. У историка и краеведа Игоря Коновалова появилось множество вопросов и претензий к правительству. Подробнее в его авторской колонке.
Далее от первого лица.
Прошли новогодние праздники. В связи с январскими каникулами я сделал перерыв, чтобы материалы не утонули в этой суете.
Но событий, связанных с сохранением наследия, было достаточно. Для их осмысления потребуется очередная серия публикаций. Начать ее, я думаю, с наиболее важного объекта. Речь снова о кадетском корпусе. Кому не интересна его судьба, можете опять задуматься о нужниках или о других сиюминутных нуждах.
А для тех, кому не безразличен символ нашей 200-летней воинской славы, я хочу поделиться информацией и соображениями о судьбе кадетского корпуса.
Наконец удалось добиться хоть какого-то ответа о планах Правительства Омской области об использовании кадетского корпуса. Но эти ответы вызывают еще больше вопросов. (Письма находятся в распоряжении редакции.)
В ответе Министерства региональной безопасности говорится, что: «ООО „Брусника“… заключен договор с ФГБУ „Центральный научно-исследовательский и проектный институт Министерства строительства…“» на выполнение обследования объектов культурного наследия, входящих в состав имущественного комплекса.
Но в ответе Министерства имущественных отношений говорится: «Имущественный комплекс принят в собственность Омской области…»
В отношении объектов культурного наследия, входящих в состав имущественного комплекса, филиалом ФГБУ «Центральный НИИ Министерства строительства… проводится инструментальное обследование…»
Возникает вопрос: а причем здесь «Брусника»? Нас заверяли в правительстве, что никакая «ягода» не может претендовать на эту территорию. Но заказчиком очередного обследования выступает не владелец зданий — Правительство Омской области, а застройщик.
А с какой стати? Или они уже считают себя владельцами кадетского корпуса? Но для этого у них должны быть какие-то документы. Я сам работаю в проектных организациях. При заключении договора с заказчиком мы требуем от него правоустанавливающие документы на объект. Если их нет, мы не будем заниматься проектом. (Обследования входят в проектные работы). Иначе проходимец может заказать проект на не принадлежащий ему объект и на его основании требовать разрешить ему работы на этом объекте.
Значит, между Правительством Омской области и «Брусникой» есть некое тайное соглашение, которое дает ей право выступать заказчиком со всеми вытекающими последствиями.
Но об этом умалчивается. А почему правительство само, как собственник не выступило заказчиком экспертизы, как должно быть по закону. Но тогда нужно объявлять конкурс, в котором могут принять участие все желающие. Тогда придется заключать договор с победителем этого конкурса, который может вывести на чистую воду всех жуликов, утверждавших об аварийности зданий. Такого допустить не могли. Поэтому пошли на явное нарушение закона, передав права на заключение договора на обследование «Бруснике».
Дело даже не в этом. Министерство региональной безопасности проболталось, что независимо от результатов обследования средства, намеченные к «освоению» и распилу, уже определены. Они составляют 3 млрд рублей. (Раньше аппетиты были скромнее, говорили о 500 млн рублей). Т. е. результатов обследования еще нет, а средства, намеченные к хищению, уже известны. И об этом сообщают не стесняясь.
При этом также не стесняются, что судьбу кадетского корпуса готовы отдать частным застройщикам.
Что касается дальнейшего использования зданий, то понятно, что у чиновников каша в головах и они даже не понимают, о каких зданиях идет речь.
В ответе Министерства региональной безопасности в первую очередь речь идет о здании казармы. Судя по контексту этого ответа, под казармой подразумевается вся историческая часть комплекса постройки 19 века. Должен уточнить, что на самом деле в него входят три здания: это старый корпус, построенный в 1826 году (в последнее время клуб-музей); казарма постройки 70-х годов 19 века и учебный корпус, постройки 80-х годов 19 века.
Читая о планах правительства, у меня возникает не просто разочарование, а страх, кто нами управляет. Люди в правительстве не в состоянии считать даже до четырех. Здания казармы и учебного корпуса имеют всего три этажа, а не четыре, как они утверждают. Как они при этом планируют использовать четвертый этаж? Да, здания стоят на перепаде рельефа. Со стороны Иртыша цокольный этаж заметно выше, чем с улицы Ленина. Но от этого он первым этажом не становится. Пол в нем все равно ниже земли. А с улицы Ленина — это откровенный подвал. Самый старый корпус постройки 1826 года вообще двухэтажный. Хотя потолки в нем по пять метров. Под ним тоже есть подвал с мощными сводами. Но это не первый этаж.
Многое в ответе Министерства регбезопасности приходится додумывать. Видимо, в правительстве смутно понимают, чем владеют. Как я уже писал, то, что они называют казармой, на самом деле включает три исторических здания 19 века: корпус 1826 года, казарму 1870-х годов, учебный корпус 1880-х годов. Да, три этих здания стоят на охране как единый объект. Но они отличаются по этажности, планировке, составу помещений. Напрямую в казарме зальная анфиладная планировка, а в учебном корпусе — коридорная. И так было исторически.
Правительство предлагает распределить помещения поэтажно. Но общий обход каждого этажа составляет более 200 метров. Насколько это удобно для предлагаемых учреждений. Тем более, как я писал выше, планировка помещений в пределах этажей различная. Для ответа на этот вопрос нужно понимать, что это за учреждения:
второй этаж — экспозиция Омской области в МВФ «Россия;
третий этаж — БУОО «Исторический парк» (который сейчас размещен в «Континенте»);
четвертый этаж — БУОО дополнительного образования «Региональный центр выявления поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи „Сириус 55“».
А кто-нибудь из омичей знает об этих учреждениях (кроме «Исторического парка»)? Правильно, никто. Потому что это хитрые чиновничьи кормушки для освоения бюджетных денег. Может, слышали еще про «Сириус 55», который пока что выявляет только воинский талант — занимается набором добровольцев.
Но, например, руководство «Исторического парка» уже не в восторге от этой идеи. Они считают, что помещения для них не подходят. Но если их даже в приказном порядке втиснуть в кадетский корпус, то это потребует серьезной перепланировки и приспособления с вторжением в конструкции.
При этом в цокольном этаже планируют «размещение зоны общественного питания». Сразу возникает вопрос: так ведь в комплексе есть специальное здание столовой (3400 квадратных метров). Но нет, в нем планируется «Региональный центр развития компетенций государственных гражданских и муниципальных служащих…» Во как умеют витиевато загнуть. Действительно, для этого нужна компетенция. Только не понятно, в каких отраслях эти служащие смогут компетентно разбираться. О смысле подобных учреждений я писал выше.
Но не случайно, говоря о столовой, указана площадь помещений, поскольку столовая состоит из двух, по сути, изолированных частей — курсантской и офицерской. Выше речь шла о курсантской. Так, может, хоть в офицерской (1103 квадратных метра) можно оставить общепит? Нет, в ней запланирован «Региональный координационный центр Правительства Омской области», который включает:
Центр обучения операторов (чего?);
Центр управления регионом (а я-то по наивности думал, что каждой отраслью должны руководить профессионалы);
Центр повышения цифровых компетенций и подготовки к работе с цифровыми сервисами в сфере государственного и муниципального управления (во как! Это вам не хухры-мухры! Может, теперь у нас на стройках появятся цифровые каменщики и цифровые штукатуры, а то уже трудиться некому. Все управляют цифрами);
Центр кибербезопасности Омской области (будут в звездные войны играть).
Так что обедать придется в подвале казармы. Правда, представитель Министерства имущества на консультативном совете в Министерстве культуры проговорилась, что столовую вообще хотят снести. Предлог старый — аварийность. Хотя это одно из самых новых зданий комплекса. Мысли напрашиваются простые: либо в правительстве левая нога не знает куда идет правая, либо планы меняются быстрее, чем пишутся письма. На месте столовой планируют некую специальную школу.
Далее здание штаба — исторически лазарет. В нем планируют:
Центр патриотического воспитания молодежи (а я-то думал, что эта задача повсеместная);
БУОО «Региональный центр по организации и проведению молодежных мероприятий»;
Ресурсный центр развития добровольчества (в сфере чего?);
Штаб Сибирского войскового казачьего общества и Омского отдельского казачьего общества;
Казенное учреждение «Казаки Сибири» (как только казаков не представляли в последнее время, но «казенным учреждением» они еще не были).
Учебные классы (1016 квадратных метров). Видимо, речь идет о корпусе под горой. Он самый поздний, никакой исторической и архитектурной ценности не представляет. Построен в 80-е годы 20 века. Для его постройки был снесен корпус середины 19 века, от которого уцелела часть наружных стен. Против сноса этого корпуса мы бы не возражали. Хотя в нем есть единственная в комплексе поточная лекционная аудитория вместимостью около 300 человек. Но в нем планируется действительно серьезная организация — «Научно-производственный центр беспилотных авиационных систем». Но тут же признаются, что «вопрос размещения требует дополнительной проработки с Минпромторгом РФ»… Так что, как говорится, на воде вилами писано.
Здание спортзала планируется передать подведомственному Минспорта учреждению «Дирекция по управлению спортивными сооружениями». Но, во-первых, это не спортзал, а спорткомплекс. Он включает пять спортзалов, бассейн, раздевалки, душевые, баню, склады спортинвентаря, преподавательские, даже радиоузел.
По планам «Брусники» здание спорткомплекса подлежит сносу. Нужно место под автостоянку. На упомянутом выше заседании консультативного совета в том числе рассматривалась заявка казаков о присвоении спорткомплексу статуса памятника в составе ансамбля кадетского корпуса. Ее отклонили. Значит, планы «Брусники» в силе и их реализации ничто не угрожает. Особенно против статуса памятника возражала упомянутая представитель Минимущества. Не иначе она искусствовед в штатском, поскольку речь шла о признании историко-культурной ценности здания.
И наконец, здание тира. Хоть оно частично заглублено, но это именно отдельное здание. Оно специфичное, понятно, без окон, и кроме тира, мало подо что подходит. С ним не знают, что делать, ответили, что определятся после обследования. Подобный ответ заставляет думать, что судьба тира уже решена и его хотят снести. В нынешнем виде он появился в 70-е годы 20 века. Хотя часть стен еще дореволюционные. При реконструкции начала 2000-х его надежно усилили, выведя из работы наружные стены за счет дублирования опорных узлов балок колоннами. Это я к тому, что сказки об аварийности шиты белыми нитками.
Хотя, может, я зря воспринимаю эти письма всерьез, и это просто дежурные отписки. Все слишком расплывчато, много канцелярских формулировок, но ни слова о том, кто будет заниматься эксплуатацией зданий, отвечать за территорию. Каким будет режим эксплуатации? Вспоминается реконструкция Омской крепости. Чиновники много говорили о функционале. В результате из тех планов ничего не реализовано. В крепость запустили или коммерческих арендаторов, или учреждения, которые срочно нужно было где-то разместить.
Правильно говорил профессор Преображенский: «Разруха в головах». Пока она будет продолжаться, мы так и будем топтаться на месте. Надеюсь, вековые стены потерпят, строили надежно.