Выставка «Консерваторы и бунтари» из собрания Государственного Эрмитажа позволяет наглядно представить историю французской живописи XIX века. На примерах лучших образцов живописи и скульптуры можно убедиться, что художественная жизнь того времени была не столь прямолинейна: мастера академического толка и новаторы могли работать одновременно и даже встречаться на одних и тех же выставках. Поэтому каждый, руководствуясь собственными вкусами и предпочтениями, сможет выбрать, кто ему ближе: художник-романтик Орас Верне, представитель барбизонской школы Жюль Дюпре, импрессионист Клод Моне, а может, импрессионист Эдгар Дега?
Имя французского художника Эдгара Дега неразрывно связано с историей импрессионизма. Это был разносторонне одаренный человек, который мастерски писал не только картины, но и всевозможные литературные заметки. Он имел неплохие актёрские навыки, слыл блестящим и остроумным рассказчиком. Дега был настолько своеобразен и харизматичен, что о нем еще при жизни ходили легенды, его личность была овеяна слухами и различного рода домыслами. Этому способствовал довольно скрытный образ жизни, который вел Дега. Газетчиков он не переносил на дух, да и в разговорах с друзьями был весьма осторожен. Попасть к нему домой или в мастерскую было дано не каждому. На двери его квартиры имелась замысловатая щеколда. Дега мог управлять ею из своей мастерской со второго этажа. Если гость был не ко двору, щеколда на двери так и не поднималась.
В начале 70-х годов XIX века художник увлекся балетом. Балет был действительно настоящей его страстью. На протяжении целых двадцати лет Дега систематически покупал абонементы в театр, и только лишь спустя пятнадцать лет директор Парижского театра дал разрешение художнику писать за кулисами и на репетициях. А до того времени живописец приглашал танцовщиц к себе в мастерскую в качестве моделей. Он делал зарисовки и эскизы, а иногда просто за ними наблюдал. Дега говорил, что, рисуя с натуры, художник всегда отвлекается на детали, его глаз перестает замечать основное. А вот когда он работает по памяти — именно тогда образ становится более цельным, а каждая линия передает одну общую идею. Натурщицы Дега, как правило, занимались повседневными делами: стирали, купались, расчесывали волосы. А он, расставив в мастерской лестницы и развесив зеркала, внимательно наблюдал за ними, запоминая невиданные до этого ракурсы. Когда женщины уходили, Дега начинал творить.
Изменение положения рук, наклона головы приводило к рождению из одного движения другого, как, например, в эрмитажной картине «Танцовщица». При внимательном вглядывании в изображение становится очевидным, что первоначально левая рука девушки лежала на ее юбке. Затем Дега решил поменять ее положение. Это привело к изменению значения позы танцовщицы. В итоге на этюде — балерина, потягивающаяся и разминающая затекшую шею. Бегло очертив контур фигуры, художник затем деликатно подобранным цветом уточнил фрагменты, важные для него: напряженный стан, откинутую голову, согнутые руки, устремленные локтями к правому углу холста. Будничное движение танцовщицы доведено здесь до предельной амплитуды. Изображение смещено вверх полотна, и это дополнительно придает жесту особую выразительность и динамичность.
Болезненный перфекционист Дега, возможно, и не предполагал, что подобный этюд, один из опытов в его скрытой от посторонних художественной лаборатории, будет когда-нибудь помещен в музейные залы. Холст хранился среди сотен других произведений в мастерской художника до его смерти, после которой было организовано четыре распродажи ее содержимого. Перед аукционом для авторизации каждый лот был проштампован эстампилью degas красными чернилами, видной, в данном случае, в правом нижнем углу.
БУК «МУЗЕЙ ИМЕНИ М.А. ВРУБЕЛЯ», ОГРН 1025500989414 644024, Омск, ул. Ленина, 23. vrubel.ru