«Омский рок уже не тот, что прежде», — в этом убеждены музыканты, заставшие расцвет рокерского движения в 90-х. А что там было-то? Как теперь проверить, когда было круче — раньше или сейчас? Пару лет назад Денису Рыпакову в руки попала большая стопка кассет, на которых записаны рок-концерты с одного из самых популярных музыкальных фестивалей 90-х в Омске. «Не пропадать же им даром», — подумал рокер, оцифровал кассеты и начал монтировать из них собственный документальный фильм. Сумасшедшая атмосфера зала, безбашенные рокеры на сцене — всё это можно будет прочувствовать во время просмотра фильма. Денис Рыпаков и сам с роком на «ты»: он гитарист и один из основателей группы «МагистериуМ», к тому же настоящий фанат омского рокерского движения. Пока вовсю идет монтаж фильма, он создал группу во «ВКонтакте», посвященную омскому року 90-х. Там он публикует отрывки концертов, вырезки из газет, старые фотографии и всё тому подобное, что у бывалых рокеров вызовет ностальгию, а у молодого поколения — интерес. Внештатный корреспондент NGS55.RU Софья Белл поговорила с автором проекта об истории омского рока и дальнейших планах на фильм.
«Царила такая атмосфера, которой сейчас уже давным-давно нет»
Девяностые, расцвет омских рок-групп. Жизнь кипит, как и молодая кровь у бунтарей. Все поголовно пробуют играть на гитаре, даже гопники во дворах передают по кругу инструмент и зажимают знаменитые три аккорда. Самовыражение, творчество, собственная группа — всё это считалось престижем, высшим пилотажем. И совсем не важно, на каком уровне ты играешь, ведь главное — играть! Играть свое, создавать новое, уникальное и без страха показывать это окружающим.
Лихие 90-е запомнились рокерам свободой и огромным количеством концертов, на которых они могли раскрыть свой потенциал. В группы собирались все, кому не лень. Некоторые музыканты даже организовывали собственную группу только ради выступления на одном концерте, а дальше каждый шел своей дорогой. Так случилось, например, с группой «Тринитротолуол», которая выступила всего-навсего единственный раз на фестивале «ЖиРок-98» вместе с Денисом Рыпаковым в составе. На омские сцены взбиралось множество самобытных групп разного уровня и разных направлений. Вот лишь некоторые из них: Sunrise, Body bag, Apocarteres, Mary Jane, Las Vegas, «Кровавый утренник», «Костяновы оргазмы», «Клаксон гам», «Эгоист». Концертов хватало на всех, каждому находилось свое место в огромном разнообразии омской музыки. Денис Рыпаков отмечает, что в те времена к омскому року было повышенное внимание со стороны СМИ, все знали о молодых музыкантах, ими интересовались и их продвигали в массы.
— В разных газетах были тематические рубрики, на ТВ выходили тематические передачи: «Хорус», «Вкусный рок», «Музыкальный насос», «Всё это рок-н-ролл», «ОМОН (Околомузыкальные омские новости)». И это не полный перечень. Был также и самиздат под названием АОР (Архив омского рока) под руководством Сергея Скворцова и Сергея Синицина. Были магазины и киоски, где продавались кассеты с записями омских групп.
Важным событием для начинающих рокеров стало открытие эстрадного отделения в Омском колледже культуры и искусств. Это сильно поспособствовало повышению уровня мастерства среди тех, кто отчаянно горел музыкой и хотел улучшить свои навыки и знания в этой области. У молодежи появилась возможность получать профессиональное образование по классу электрогитары, бас-гитары, ударных и т.д. Но если мастерство музыкантов с каждым днем всё сильнее «прокачивалось», то с технической частью в 90-е были большие проблемы.
— Купить хорошие инструменты было сложно (на фестивале «ЖиРок-98» разные группы играли на одних и тех же гитарах, это увидите в фильме). Концерты часто проводились в неподготовленных залах, где не было хорошей аппаратуры и нужного освещения. В основном это были дворцы культуры. Но там были и свои плюсы, например просторная сцена. И надо сказать, на тех концертах царила такая атмосфера, которой сейчас уже давным-давно нет, — делится Денис Рыпаков.
Именно благодаря той невероятной атмосфере музыкант захотел сохранить наследие омского рока и спустя четверть века выпустить целую серию фильмов о фестивале «ЖиРок-98» («ЖиРок» сокращение от «живой рок», а «98» — год проведения фестиваля). В 90-х фестиваль проходил раз в два года, всего их получилось пять. Но именно последний сильно запал в душу Дениса Рыпакова — это был первый крупномасштабный концерт, на котором ему посчастливилось не просто побывать, но еще и выступить. На отборочном туре он играл в группе «Тринитротолуол», а на гала-концерте уже вошел в состав группы «Четвертая высота». Тогда не имело значения, какому коллективу ты принадлежишь. Если ты круто играешь и у вас с ребятами схожие взгляды на музыку — милости просим, давайте играть вместе на этом концерте или на любом другом. И всё же, чем фестиваль 1998 года отличается от всех остальных?
— «ЖиРок-98» оказался единственным многодневным фестивалем за всю историю омского рока, который был снят телевидением полностью. От начала до конца. И это при том, что в отличие от других фестивалей, он длился аж семь дней! Да, эти дни шли не совсем подряд, тем не менее никакой другой омский рок-фестиваль не может сравниться по количеству отснятого материала, — рассказывает Денис Рыпаков.
Записи не пропали бесследно
Съемкой этого фестиваля занимался «ТелеОмск-АКМЭ» под контролем Олега Молокова. Спустя двадцать лет копии записей стали всплывать у разных людей — таким образом, видеоматериала с миру по нитке набралось на четыре с половиной часа. Одну из видеокассет оцифровал Виталий Матвиенко (барабанщик группы «Костяновы оргазмы»). Тогда музыканты задумались, что делать с записями? Хотели создать канал на YouTube, но быстро поняли, что отснятые концерты будут намного лучше смотреться все вместе, как единое целое. Денис Рыпаков смонтировал полноценный фильм и отложил его, чтобы выпустить к юбилею фестиваля. Но за год до юбилея Олег Молоков подарил ему десять видеокассет со всем, что наснимал канал «ТелеОмск-АКМЭ».
С этого момента началась более масштабная работа. Один фильм превратился в многосерийный проект. Так и родилась группа во «ВКонтакте», посвященная омскому року девяностых. Музыкант хотел собрать аудиторию, заинтересованную в том, чем он занимается. Основной задачей было продемонстрировать группы, участвовавшие в этом фестивале, и общую атмосферу. Он стал публиковать фрагменты, которые точно не войдут в фильм. Для тех, кого там не было, — это прекрасная возможность увидеть, как всё происходило, а для участников событий — освежить память.
— Я открыл группу ВК, посвященную фестивалю, и тут пошла жара! Мне стали присылать съемки фестиваля с любительских камер: какие-то уже оцифрованные, какие-то на видеокассетах. Благодаря донату удалось оцифровать все собранные видеоматериалы. На данный момент общая длительность записей составляет двадцать семь с половиной часов! Мне было очень приятно то, что скидывались даже те, кто к омскому року не имеет никакого отношения. А это вдохновляет и стимулирует. Все поддержавшие будут указаны в титрах фильма, — рассказывает Денис Рыпаков.
Сохраним наследие омского рока
Поначалу музыкант публиковал материалы из своего личного архива, потом к наполнению сообщества контентом подтянулись старые знакомые и заинтересованные омичи — стали присылать всё, у кого что сохранилось. А сохранилось много чего. И что самое интересное — постоянно у кого-то что-то находится. Фотографии, негативы, аудио- и видеокассеты, афиши, газеты, и т.д.
— Дело в том, что идейные люди были и тогда, и есть сейчас. И это очень радует. Благодаря им материалов для группы ВК хватит еще на несколько лет, — комментирует Денис Рыпаков. — В группе я составил календарь с датами рождения участников фестиваля. Мы поздравляем именинников, вспоминаем тех, кто уже ушел... Изначально группа была посвящена лишь фестивалю «ЖиРок-98», но вскоре я осознал, что для ежедневных публикаций материалов по фестивалю надолго не хватит. Поэтому я решил расширить формат и рассказывать не только про этот фестиваль, но и про музыкальную жизнь города Омска того времени в целом.
После окончания монтажа музыкант планирует выпустить первую серию проекта в соцсетях, чтобы она была у всех в свободном доступе. Вторая же серия будет ориентирована на кинотеатр. Денис Рыпаков хочет и дальше развиваться в сфере документального кино, благо материала, предоставленного не равнодушными к омскому року людьми, хватит еще на несколько проектов.
— Есть идея сделать серию документальных фильмов об омских музыкантах, которых с нами уже нет. Среди моих друзей и знакомых есть заинтересованные в сохранении наследия омского рока. Пока я занимаюсь монтажом фильма «ЖиРок-98», их усилиями идет сбор материалов для будущих проектов, — заключил он.