Накануне по ремонтируемому омскому ТЮЗу прошла экскурсия. Краткий рейд с комментариями устроил директор театра Михаил Мальцев. Пока еще приходится ходить по голому бетонному полу, усыпанному строительным мусором, но уже через несколько месяцев здесь планируется первая премьера театрального сезона 2023–2024-го. Рассказываем, что уже готово и что можно представить, глядя на голые стены.
Жмемся мы друг к дружке, чтоб теплее стало
ТЮЗ ждал ремонта десятилетиями. Его возвели в 1967 году, да еще и по «южному» проекту, поэтому к сибирским перепадам температур здание готово не было. Многие помнят «флешбэки» с детства, как в зимние месяцы гардероб попросту простаивал — зрители в жажде театральных впечатлений шли в зал прямо в верхней одежде. За пару часов действия спектакля ноги промерзали, а сквозняки добавляли неуютности. Сейчас ответственные за стройку обещают, что такого в обновленных стенах не будет. Да и в целом ТЮЗ претерпит некоторые изменения.
Кто еще не забыл логистику помещений театра, помнит, что на первом этаже по обе стороны вестибюля было два гардероба. Было решено сделать один, но большой. Пока еще неизвестна точная цифра наполнения зрительского зала, но точно больше полутысячи человек. И все эти люди будут раздеваться справа от входа.
Слева разместится зрительский буфет. Напомним, раньше он был в глубине верхнего фойе, возле входа в зрительный зал. Но буфет было решено дислоцировать. Мол, направо пойдешь — пальтишко снимешь, налево пойдешь — пирожок возьмешь. А после этого уже можно подниматься наверх по лестнице. Кстати, лестницы в театре остаются прежние, они готовы простоять еще полвека, годы их не ослабили.
В верхнем фойе нас ожидает перспектива одного из замечательных новшеств ремонтируемого театра — малая сцена. Она будет мобильной, со своим амфитеатром. То есть в любой момент, подстраиваясь под обстоятельства, театр может оперативно взять эту сцену с посадочными местами и вывезти куда угодно — хоть на улицу, хоть в другое помещение. Напомним, что при художественном руководителе Владимире Золотаре камерная сцена была расположена прямо на основной и в 2016 году получила имя бывшего руководителя ТЮЗа Владимира Рубанова. Здесь шли небольшого объема постановки, не требующие объемных декораций, но подразумевающие камерное восприятие.
Заслуженный деятель искусств РФ Владимир Рубанов работал в должности главного режиссера Омского театра для детей и молодежи с 1986 по 1998 год. Ушел из жизни после тяжелой продолжительной болезни в 2014 году.
Идем дальше. Михаил Мальцев открывает дверь, и мы попадаем в длинный коридор с гримерками. Испокон веков на этом этаже располагалась мужская половина труппы. В каждой комнате помещалось по три–четыре человека. В этих помещениях уже началась чистовая отделка — в этом плане они первые. В конце коридора притаился закуток для санузла с душевой. А этажом ниже точно такой же коридор тоже с гримерками — женскими.
Наконец, мы выходим на главную локацию — сцену Театра юного зрителя. Она огромная. Омский ТЮЗ славится очень глубокими карманами закулисья. Обычно здесь стоят декорации, которые нет смысла убирать, и которые ждут своего выхода на сцену. Сейчас карманы выглядят непривычно просторно без массивных конструкций.
За сценой располагаются швейный и бутафорский цеха — их оставили на прежнем месте. С ними будет соседствовать камерный спортзал, чтобы, как сказал директор театра, «артисты держали себя в форме». Для этих целей уже заказано четыре тренажера и плюс остался старый инвентарь, который рано списывать со счетов.
Поднимаемся наверх в самый большой цех любого театра — декораторский. Здесь создаются ландшафты, которые мы видим в спектаклях на сцене. Этот цех претерпел небольшие изменения. Его разделили на две части. В глубине будет сварочный цех, которого раньше не было. Теперь сварщики будут работать в отдельном закутке (закуток — это условность, пространство тут большое).
В декораторском цехе сохранили балкончик, чтобы мастерам было удобно подняться наверх и с высоты оценить проделанную работу. Директор Михаил Мальцев поведал, что предлагал художнику сделать небольшой кабинет, но он отказался — открытое пространство важнее, чтобы отрезать от него часть для личного места.
По возвращении в фойе мы небольшой толпой взираем на место будущей третьей сцены. Она будет в летнем дворике. Опять же при Владимире Золотаре тут проходили читки, выставки и эскизные показы на открытом воздухе. Многие помнят роскошное дерево, под тенью которого отдыхали зрители. Но теперь его нет. Как рассказал директор театра Михаил Мальцев, еще давно во время очередной непогоды оно раскололось и оказалось внутри полностью сгнившим. К сожалению, пришлось от него избавиться. Зато освободилось достаточно места для скамеек, на которых сможет разместиться около ста человек.
Здание находится на ремонте с 2021 года. На данный момент отремонтирована крыша, закончено остекление, смонтированы инженерные системы и коммуникации, система видеонаблюдения, современная вентиляционная система, полностью обновлена тепловая система. Отремонтирован и утеплен фасад здания, также он облицован плиткой, и на свое привычное место вернулся символ омского ТЮЗа — барельеф с маской и названием театра. Уже всё готово для подсветки фасада, и, наконец, здание будет освещаться достойным образом.
Входная группа тоже претерпит изменения, будут установлены револьверные автоматические двери, а по бокам еще двери запасные, чтобы не создавать толчеи после спектакля. Будет отремонтирована площадь перед ТЮЗом, сюда уже летом вернется скульптурная группа в виде Дон Кихота, Санчо Пансы и его ослика в авторстве омского художника Александра Капралова.
Напомним, на капитальный ремонт ТЮЗа в мае 2021 года был заключен контракт с ООО «Стройцентр-Иркутск» по цене 432,6 миллиона рублей. Однако через несколько месяцев стало понятно, что этих денег на капитальный ремонт здания ТЮЗа не хватит — стройматериалы резко подорожали. В компании рассчитали, что смету нужно увеличить на 129,8 миллиона рублей. На данный момент Министерство культуры заверяет, что ремонт идет по плану и ТЮЗ будет готов уже осенью. Точную дату открытия министр Юрий Трофимов пока не рискует называть.