Культура Кинорецензии мнение Хороший, плохой, журналист: почему стоит посмотреть новый фильм Клинта Иствуда

Хороший, плохой, журналист: почему стоит посмотреть новый фильм Клинта Иствуда

Очередная «реальная история» от мэтра получилась качественной, хотя и со спорным идейным посылом

Картина основана на реальных событиях, которые произошли во время Олимпийских игр в Атланте в 1996 году

На большие экраны только что вышел очередной фильм Клинта Иствуда — «Дело Ричарда Джуэлла». Это событие, к которому стоит отнестись со вниманием — хотя бы потому, что режиссёру в этом году исполнится 90 и неизвестно, сколько ещё премьер ему осталось. Звездой мировой величины Иствуд стал больше полувека тому назад (ценители, конечно, помнят его «Блондинчика» в фильмах Серджо Леоне). Сейчас он выдаёт каждый год по киноленте. Это неизменно крепкое, добротное кино, которое удостаивается премий и похвал американских критиков, но в истории кинематографа, пожалуй, не останется. «Непрощённый», конечно, исключение, но он был снят целых 28 лет назад.

Как и несколько предыдущих фильмов Иствуда, «Дело Ричарда Джуэлла» — «реальная история». Главный герой работал охранником во время Олимпийских игр в Атланте, нашёл бомбу в парке и благодаря этому спас множество жизней, но в героях пробыл недолго. Джуэлл сам попал под подозрение, и СМИ устроили ему полноценную травлю, хотя до суда дело так и не дошло: у ФБР не оказалось улик.

Иствуд создал добротную психологическую драму, которая вполне может собрать урожай «Оскаров»

Догадаться, где именно пройдёт линия основного сюжетного конфликта, трудно, если не знать историческую основу. Есть главный герой, добродушный увалень с мощным вторым подбородком, который мечтает стать полицейским. Ему желают «сбычи мечт», но чтобы при этом он остался нормальным человеком («Даже капля власти превратит любого в дерьмо!»). Мечты начинают сбываться, и зритель ждёт внутреннего перерождения героя, как в фильмах «Вся королевская рать». Но не тут-то было. Джуэлл всё тот же — но против него сплачиваются две мощные силы: спецслужбы и масс-медиа.

— Фильм хороший, но его авторы считают, что журналисты — очень плохие люди, — именно так я ответил на первый вопрос коллег «Ну как?».

Признаю, что это упрощение: в принципе, журналисты в фильме — люди нормальные, но только когда они не на работе. А на работе они почти всегда. Ради сенсации представители «четвёртой власти» готовы объявить преступником человека, который всего лишь попал под подозрение, а нужную информацию они получают самыми неприглядными способами. Главная протагонистка Джуэлла выменивает инсайд у агента ФБР на секс. «У меня мало времени. Снимем номер в отеле или у тебя в машине?» — именно такими словами она согласовывает сделку.

Авторы фильма проводят достаточно простую мысль: СМИ — это «глас народа», а народ глуп, народ видит в первую очередь плохое, народ любит критиковать и смешивать с грязью. Когда герои-полицейские обсуждают работу мэрии Атланты во время Олимпийских игр, только Джуэлл вступается за чиновников со словами: «Наверное, мне было бы очень трудно, окажись я на их месте». Позже Джуэлл мягко сетует на публику, которую оттесняли от бомбы в парке, но она не хотела уходить. Охранники-то знали, что надо делать, а народ ничего не понимал. Отсюда и вторая простая мысль: «Начальство всегда право. А если начальство неправо, смотри пункт номер один».

Сам Клинт Иствуд на экране не появился. Да и нет в фильме столь пожилых персонажей мужского пола

Надо признать, что эта нехитрая идеология не портит фильм и не мешает проникнуться сочувствием к главному герою (а в самый драматический момент даже пустить слезу). Делу помогают уже упомянутая крепкая режиссура и отличный актёрский состав. Очень убедителен Пол Уолтер Хаузер, сыгравший главную роль (Айвенго из «Чёрного клановца»); хороша Оливия Уайлд, играющая журналистку и известная публике как Тринадцатая из «Доктора Хауса». Хорош и Сэм Рокуэлл, сыгравший адвоката Джуэлла. Этому персонажу немного не хватает колорита — но, может быть, фильм «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» просто слишком завысил планку для Рокуэлла?

Заключительный и очень эффектный штрих — музыкальная баллада Артуро Сандоваля, на фоне которой идут финальные титры. Основная часть фильма проходит почти совсем без музыки, и после этого баллада — настоящий подарок зрителю. Из-за таких вещей я никогда не понимал, почему публика уходит из зала, как только на экране заканчивается действие.

Резюме такое: смотреть стоит. Верить — не обязательно. Разве что «художественной правде», которая, как известно, не всегда совпадает с просто правдой.

Согласны с автором?

Да
Нет
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства