Сегодня, 5 ноября, в омский музей «Эрмитаж-Сибирь» пустили первых посетителей. Конечно, это были журналисты: официальное открытие произойдёт только 8 ноября, и в доме на Музейной до сих пор идёт подготовка к этому событию. Четыре года мы ждали, пока закончится реконструкция здания страхового общества «Саламандра». Это была драматичная история на 272 миллиона рублей, из-за которой ушёл в отставку первый вице-губернатор, хотевший стать мэром Омска. Сейчас Станислава Гребенщикова судят вместе с вице-мэром Богданом Масаном — ну а музей открывает, наконец, свои двери для посетителей.
Надо признать, что здание «Саламандры» очень красивое. Теперь это одно из украшений центра города.
Начинается музей так же, как театр, например, — с вешалки. Кстати, в вестибюле пахнет свежеструганым деревом: всё-таки мебель совсем новая.
Лестница, по словам директора музея Врубеля Фариды Буреевой, которая показывала здание журналистам, тоже является предметом охраны. Интересная деталь: первый этаж согласно документам является вторым, так что формально дом на Музейной, 4 — пятиэтажка.
Система освещения в реконструированном здании — предмет гордости музейщиков.
На втором этаже в ближайшее время разместят экспозицию картин Георгия Кичигина. Картины уже стоят вдоль стен.
В музее будет работать подвесочная система японской фирмы «Рокава». Она выдерживает вес до 150 кг, так что подвешивать можно будет даже каменные мозаики.
На первом этаже (по факту он цокольный) разместился музейный «Театр живописи». Уже завтра здесь покажут первый спектакль «Эрмитаж», который будут смотреть высокопоставленные гости нашего города. В следующем году обещают поставить спектакль «Караваджо».
— Эта тема тоже связана с Эрмитажем, — объяснил директор музея Николай Михалевский. — В принципе, все художники с мировым именем в Эрмитаже есть...
Театр рассчитан на 48 зрителей. По словам Михалевского, это уникальное место из-за сочетания камерности с выстроенным светом.
— Света здесь очень много, — рассказал он, — потому что должны быть всевозможные вариации в зависимости от того, какая картина.
Вот такой плиткой выложили местами музейный пол. Красивый орнамент.
Музейный буфет на первом этаже заработает не 8 ноября, а немного позже: тут ещё есть пространство для работы.
Поднимаемся на третий этаж. В окно можно увидеть внутренний дворик.
В здании работает лифт, причём он может поднять зараз 21 человека. Очко!
На третьем этаже будет работать реставрационная мастерская. Часть оборудования уже завезли: есть прессы, световой стол, специальные светильники для установки профессионального музейного света, специальные промывочные ванны с мощной вытяжкой.
Ещё должны привезти вакуумные столы. В общем, реставраторы пока осваиваются.
Ещё в музее будет магазинчик. Без традиционных сувениров — книг, кружек, магнитов, открыток — никак не обойтись.
Одна из главных экспозиций музея — картины художников XX–XXI веков из запасников музея Врубеля.
— Это обычная проблема для любого музея, — рассказала Буреева. — Коллекция современного искусства постоянно растёт, и для неё не хватает площадей. Сейчас мы размещаем здесь картины самых выдающихся омских художников, а через полгода думаем заменить их на другие.
На картинах можно увидеть знакомые пейзажи.
Кстати, видите под каждой картиной небольшую коробочку, прикреплённую к стене? Это радиочастотная сигнализация.
— Музей сейчас — это маленькая космическая станция, — рассказала Буреева. — Здесь всё возведено в систему, всё отслеживается на мониторах. Речь и об изменении температуры или влажности, и о разных нарушениях.
Четвёртый этаж пока закрыт. Там вовсю готовятся к завтрашнему открытию экспозиции, привезённой из Петербурга.
Пятый этаж целиком административный. Там находятся кабинеты работников музея, включая директора, и попасть туда можно только на лифте.
Из окон открывается прекрасный вид на центр города.
К вопросу о космической станции: вот так выглядит одно из подсобных помещений на пятом этаже. Журналистов в него пустили на минутку, настойчиво попросив ничего не трогать. Вообще ничего.
На этом экскурсия закончилась. За стеклянной дверью на втором этаже (он же первый), кажется, стоит охранник, доедающий свой обед.
Теперь мы вернёмся в дом на Музейной завтра: нам покажут, наконец, четвёртый этаж.
Кстати, с такого ракурса дом похож на римский Колизей, вам не кажется?