![](https://n1s1.hsmedia.ru/7b/f2/40/7bf240b0ce792485ae7aee0e4cf6073b/656x438_1_1051070d27301aa49748e8d223f11bc6@1200x800_0xtdUstM5j_8385057457229669748.jpg.webp)
На фотографию мужчины, который целует в щёку скульптуру девочки, можно наткнуться в инстаграме. «Моя хорошая. Радуй жителей Череповца», — подписал снимок он. Автор этой публикации — омский скульптор Виталий Шевченко. Корреспондент NGS55.RU съездил к нему в мастерскую, которая, кстати, находится по соседству с мастерской другого известного скульптора — Сергея Норышева, автора «Любочки» и «Городового». Виталий напоил нас иван-чаем собственного изготовления и раскрыл секрет своей необычной публикации.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/e9/1f/f2/e91ff2381f16a49ec17e1dd8a44888da/656x438_1:5603_863c47c0e6505e3e9a16da07200bb0c3@2500x1667_0xRdKV4lCw_1347768392480380424.jpg.webp)
Виталий по образованию художник-монументалист со специализацией «скульптура, пластическая анатомия», он учился на факультете искусств ОмГПУ. После окончания вуза омич некоторое время работал на кафедре, а затем открыл свою мастерскую, в которой сейчас и трудится. Основной профиль скульптора — это изделия из бронзы. Такой необычный выбор профессии объясняется довольно просто: родители Виталия тоже художники, и он с самого детства жил в располагающей к творчеству среде.
— Было семейное дело, мы занимались керамикой. В пятом классе научился гончарить, возился, лепил из глины. Потом на худграфе появился предмет «Скульптура», были хорошие преподаватели, заинтересовался, — объясняет свой выбор Виталий.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/45/82/3a/45823a2c1810ba78b27f5e7400d65ffb/656x438_1:5603_433d0bb6a94a1fa126a4c4c2be87fe1e@2500x1667_0xgQyOcA6R_6537863542993319266.jpg.webp)
Жена скульптора Галина тоже окончила факультет искусств и сейчас делает ювелирные и кожаные изделия. Но своей музой Виталий называет пятилетнюю дочь Василису. Она же «по совместительству» главный критик скульптора.
У Виталия есть целая серия работ — «Мечта». В них запечатлены зарисовки из жизни маленького ребёнка. Свою необычную серию скульптор начал, когда его дочка ещё не родилась. Первая работа «Стишок» представляет собой скульптуру девочки на табуретке, которая рассказывает стихотворение.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c7/16/44/c7164404434259e799f28b6db7408c15/656x438_1:5603_1b962c93ea0e90db2dcc3c586a5cfe70@2500x1667_0xnch10ZUV_8310021871345194211.jpg.webp)
— Первая работа появилась, когда дочери ещё не было, но был уже образ девочки, — рассказывает об идее автор.
Следующая работа серии — «Птичка» — заняла второе место на межрегиональной выставке в Новокузнецке, и её купил кемеровский музей. На ней девочка на табуретке держит в руках перья, словно крылья.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/64/2a/ec/642aecdcbafcaffdd1510954f7c41e68/718x1080_1_1b6095a172cfcfda7304faf318cf0bd1@718x1080_0xFi1e7e0W_3374075093015709323.jpg.webp)
— Мечтает о полёте. Почему и родилось такое название серии — «Мечта», — объясняет скульптор. — Потом я подглядел за Василисой, она так смешно надела мои сапоги. Они мне в принципе большие, почти до колена. Она их нацепила (ей, понятно, они до самой попы) и давай шуровать по дому. Один кадр я запомнил для себя, сделал сначала эскизик, потом работу сделал — она сейчас у меня дома стоит.
В итоге скульптура «Папина дочка» стала лучшим художественным произведением года в Омске и взяла приз зрительских симпатий.
— В истории выставки «Лучшее художественное произведение года» за лет пятнадцать — двадцать Гран-при первый раз взяла скульптура — как раз моя девчонка.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ad/35/da/ad35da0e8beb6b238418eaa7be87c908/984x984_1_d52b99c5e275abfe31b068c29eaa1d9a@992x992_0xXwO6Qxbi_9671097895046389063.jpg.webp)
Последнюю работу «Конфетка» из своей серии Виталий сделал по заказу компании «Русский бисквит». Её этим летом установили в центре Череповца.
— Несколько авторов работало над этой идеей. В итоге ничего не получается, они ничего не выбирают, все эскизы критикуют. Остаётся там буквально несколько минут до завершения подачи заявок для конкурса. И приходит идея девчонки, которая держит кусочек рулета. Я быстро ручкой нарисовал, на телефон сфотографировал, скинул, заказчикам понравилась идея. Слепил небольшой эскизик из пластилина за полтора часа. «Давай, работаем».
![](https://n1s1.hsmedia.ru/27/2c/b7/272cb71a02dcd5e31b6017c19fdcb91a/656x492_1_d846180f9facabdf82e79834a02f52a3@1280x960_0xCcP3OQfO_8975783637171272677.jpg.webp)
В своих работах скульптор не пытается достичь портретного сходства с дочерью. Он старается уловить эмоцию, которую испытывает ребёнок в той или иной ситуации, запечатлеть образ.
— Я не хотел её прям слепить. Я брал [её] за образ, а портретное сходство я не старался [сделать], даже немножко избегал. Я дочу ставил: «Василиса, постой, попозируй мне». Поставил на стол — леплю. Что же дать ей в руки? Нашёл тазик, дал ей вместо этого бублика. Тазик из-под глины был, она его так неохотно взяла, нахмурилась. Потом мы с ней разыгрались: «Представь, что ты держишь огромную конфетку, кусок торта». Она давай уже кривляться, улыбаться до ушей. Вошли в роль, поиграли. Опять же игра — это действие: не замереть и «позируй, не дыши», а именно поймать эмоцию, её запомнить, записать где-то в памяти и, основываясь не на сходстве, а на этих эмоциях, образе, [сделать], что человек чувствует, что ты чувствуешь.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ef/f2/5f/eff25fb6fbbdb82f03a5b05d3d657959/810x1080_1_4f372069d9534284c188a83e8c844543@810x1080_0xoVE3QpfW_8469833039557483272.jpg.webp)
— Творческие вещи все, мне кажется, из жизни подсмотрены. Либо это будут какие-то впечатления — книжку прочитал, с девушкой поссорился или влюбился, наоборот. Кто-то песни пишет, стихи сочиняет, кто-то дочку лепит, — смеётся скульптор. — Дочь — это моя муза, какие-то элементы я с неё леплю, фотографирую, зарисовываю. Придумываю какие-то позы; сюжеты, композиции я в ней подсматриваю.
Помимо того, что дочь вдохновляет скульптора, она же является его главным критиком, к мнению которого он прислушивается.
— У неё очень тонкий вкус, она сразу понимает, что ей нравится, что не нравится. У взрослого человека есть ещё соседние мнения, с которыми тебе приходится считаться и так далее. Она чётко: «Нравится — не нравится». И тут не переубедишь. Иногда смотрит, перелистывает молча — наверно, уже что-то понимает, чтоб не обидеть. Иногда останавливается и говорит, что — вот это да, классная штука. Сам бы никогда не подумал, а потом смотришь — ну да, надо эту тему развивать: хорошая, интересная вещь может получиться.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/3b/52/16/3b52162f78992e26e2235e6125980ed1/810x1080_1_dc9d7970c22ecdb3fd968f832a448b87@810x1080_0xXH0clxGw_2322677348417802914.jpg.webp)
Работу «Конфетка» скульптор делал почти четыре месяца, и по меркам такого вида искусства это обычный срок. Например, памятные доски Пушкину и Маяковскому, установленные на пересечении одноимённых улиц Омска, скульптор делал около восьми месяцев.
— Хотели на день рождения Пушкина, а потом решили не торопиться. А когда монтировали — последний болт закрутили и поняли, что сегодня день рождения Маяковского, — удивляется такому стечению обстоятельств скульптор.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/f0/d8/75/f0d875db946b6cd46d0847e0f0ae00b6/810x1080_1_eaef04607a14c79322485e8bbded74bf@810x1080_0xFZhVVJ5e_0426064204242982828.jpg.webp)
Вообще такие сроки для достаточно небольших скульптур неудивительны. Процесс изготовления скульптуры состоит из множества этапов: это идея, рисунок, небольшой пластилиновый эскиз, полноразмерная гипсовая форма, которую автор дорабатывает, придавая скульптуре большую фактуру. Затем с гипсовой скульптуры снимается окончательная форма, в которую заливают воск, после чего делают «восковку» толщиной пять-десять сантиметров. Последняя тоже дорабатывается, и с неё снимается окончательная форма, куда заливается металл.
— Я сам пробовал отливать, даже получалось что-то, но непросто. Пришлось вложиться неоднократно, промахи были, — говорит скульптор. — Там очень вредное производство, нечем дышать, там здоровье всё своё оставляют.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/1c/15/03/1c15036fe6d134666b722aede6c249e4/656x492_1_6f93bf0a87cd810cbd19b34fe170a9f7@1280x960_0xIgKFOPxM_2508350145040644523.jpg.webp)
Сейчас скульптор доверяет процесс литья своим знакомым. Причём в Омске крупным художественным литьём никто не занимается, так что отливают всё скульптуры на Урале или в Москве. После отливки бронза зачищается и оксидируется, чтобы придать изделию необходимый цвет. Затем скульптуру консервируют, покрывая защитной плёнкой, либо оставляют как есть, и тогда изделие будет подвергаться воздействию окружающей среды и жить своей жизнью.
На сегодняшний день скульптор создаёт очередную работу из серии «Мечта». Новая скульптура называется «Омичка». Она будет посвящена знаменитому омскому сырку. Также летом Виталий приступил к своему самому большому и значимому на данный момент проекту: он делает памятник медикам Великой Отечественной войны.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/78/4c/ef/784cefebb4e61a8c824f676193b3a9e7/656x438_1:5603_b443947520cf4496a3f65fc2eb2e746b@2500x1667_0x0N9AQ02K_1395124448264377004.jpg.webp)
— В годы войны у нас 45 госпиталей было. Больше 150 тысяч раненых сюда приехало, из которых 105 тысяч вернули в действующую армию. Вклад в общую победу медицинских работников достаточно весомый, и нельзя забывать и их подвиг. Вот придумали поставить памятник в парке Победы. Если всё хорошо пойдёт, то к 9 Мая [планируется] поставить, либо в начале июня, ко Дню медика. Для полугода здесь работы очень много.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/43/af/89/43af89ad4de2df6f4332484a582053aa/656x438_1:5603_85dc5ba44cad2adbc36ce181f441b5a3@2500x1667_0xIr02PjDQ_0985073161843706074.jpg.webp)
— Начали думать пять лет назад, был какой-то другой проект, потом эта тема забылась. Вспомнили и с середины лета начали придумывать что-то новое. Инициативу для установки памятника проявил Совет ветеранов здравоохранения. Это не федеральный или городской заказ, тут скорее всего придётся скидываться народу — там будет Союз врачей, Союз медсестёр, Союз предпринимателей... Под это дело будет писаться грант.
Высота памятника должна превысить два метра, а на его создание уйдёт 7,5 миллиона рублей.
— Это небольшая сумма, на самом деле. Хочется внести вклад в город, страну, сделать красиво и достойно. Это 7,5 миллионов не мне, конечно, там огромную часть съедает бронзовое литьё, сам материал очень дорогой, — объясняет такую стоимость скульптор. — На самом деле, в среднем зарплата скульптора не отличается от хорошей средней зарплаты. К тому же это нестабильный вид заработка. Либо заказов нет вообще, либо, когда они приходят — прямо скопом они наваливаются, приходится раздавать.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/e5/17/31/e51731edfe007951c481835fd77794e7/656x438_1:5603_b08e964273b63eb8b3dd70b8bd10b160@2500x1667_0x0zpKeVyG_2988666099459546944.jpg.webp)
Когда заказов нет, скульптор не прекращает работать: продолжает экспериментировать, лепить различные зарисовки. Вместе с коллегами он приглашает натурщиц и лепит скульптуры.
— Чтобы быть в этой теме, в этом «супе» необходимо постоянно вариться. Не ждать от заказа к заказу — лепить надо реально постоянно, лепить и ломать. Солёный огурец должен быть постоянно в рассоле: достанешь — и он высохнет. Если у тебя промежутки год, месяц или даже неделя — это реально ощутимо. Неделю не полепил — подходишь как заново.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d9/f1/cb/d9f1cb9098de322f982051ff2b925018/656x438_1:5603_7e712ea795308a255486ad7a5129f9fc@2500x1667_0xQcCsdNe2_6721872228618511904.jpg.webp)
Помимо классической скульптуры Виталий уже десять лет проектирует ледяные городки. В прошлом году он ездил в Новосибирск на международный конкурс снежных скульптур, где с работой «Дед Мазай и зайцы» занял второе место.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/5f/ec/c6/5fecc6c5e8ac3f1479a20e839631651a/656x670_1_0fca011bc1f85ee124f9df934d11c196@1058x1080_0xT8BJh6be_1903378975013041106.jpg.webp)
До этого Виталий участвовал в создании масштабного омского проекта «Беловодье».
— Там подготовка начиналась с февраля месяца и в декабре только делалось. Серьёзно всё, сейчас в городе с этим всё гораздо хуже, — с сожалением говорит мужчина.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/4c/05/09/4c0509a3ff9746afe05a26682502b984/656x438_1_b9bee8bbb671a2e00865de6bb1dbfc20@1280x853_0x7Wt9Ibsa_1143709678580295586.jpg.webp)
В создании ледяных скульптур Виталию тоже помогает дочь.
— Проектирую на компьютере в 3D-программе, говорю: «Василиса, можно с тобой посижу, порисую? Я Деду Морозу помогаю, объясни, как надо». Она садится на колени и говорит: «Нет, папа, здесь не надо эти ступеньки, горку здесь сделай, это поменяй». Она представляет, как ей будет интересно и удобно. Я всё корректирую, а потом вместе разукрашиваем, — улыбается довольный отец.