Водка, наркотики, грязный звук расстроенных гитар, раскуроченные после выступлений залы... Это панк-рок, детка. И тут же килограммы прочитанных книг, подобранные с улицы кошки, оранжерея кактусов. Сегодня, в день рождения Егора Летова, НГС.ОМСК вспоминает основателя группы «Гражданская оборона», умершего от остановки сердца десять лет назад.
Когда я умер, не было никого, кто бы это опроверг
За пределами Омска «Гражданскую оборону» знают даже лучше, чем дома — и это логично. Несколько лет назад вдова Игоря Летова Наталья Чумакова при авторе этих строк задалась риторическим вопросом: почему Егор появился именно в советском Омске — закрытом, консервативном в доску городе? Да ещё в семье врача и военного. Парадокс, казалось бы! Автор задумался и вот что в голову пришло: Летов, конечно, белая ворона, но никакая не случайность и не инородное тело. Он — естественная и предсказуемая реакция на зажатость, ожидаемый ребёнок своего времени. НГС.ОМСК вспоминает факты из жизни этого неоднозначного человека.
Факт 1. Считал своё имя неинтересным, а вот созвучное Егор — бестолковым и нелепым. Таким, какое и должно быть у панк-рокера. Кроме того, лидер «Гражданской обороны» называл себя Джа и Дохлым.
Факт 2. Музыкальный педагог не обнаружил у маленького Игоря ни слуха, ни голоса.
Факт 3. Из-за неуспеваемости отчислен из московского строительного ПТУ. По возвращении в Омск рисовал портреты Ленина для стендов наглядной агитации на шинном заводе и заводе им. Баранова. А ещё работал дворником и штукатуром на стройке.
Факт 4. КГБ обвинял Летова в планировании взрыва на омском нефтекомбинате. За это и другую антисоветскую деятельность панка почти на полгода отправили в психбольницу, где кормили ударными дозами нейролептиков.
Факт 5. Летов обожал кошек — в его комнате жили сразу три. Песню «Передозировка» панк написал после смерти одного из питомцев — 11-летнего кота.
Факт 6. Во время путча в 1993-м панк неожиданно поддержал обороняющихся в Белом доме.
Факт 7. Называл Виктора Пелевина очень плохим писателем. С детства Летов покупал книги килограммами и собрал большую библиотеку. В числе любимых писателей: Лем, Стругацкие, Бредбери, Саймак, Гоголь и Достоевский.
Факт 8. Признавался в том, что альбомы «Реанимация» и «Долгая, счастливая жизнь» он написал под наркотиками.
Факт 9. На многих записях молотил старый кожаный портфель, имитируя барабаны.
Факт 10. Летову до 2099 года включительно запрещен въезд на территорию Латвии «в связи с деятельностью, направленной на подрыв безопасности страны».
Факт 11. Увлекался кактусоводством. Прочёл всю доступную профильную литературу.
Факт 12. Использовал мат не только для эпатажа. В девяностые «Гражданская оборона» стала очень известной, но Летов не хотел превращать её в попсу. Он временно распустил группу, а новую назвал так, чтобы журналистам было трудно о ней писать: «Егор и...». Писать действительно трудно. Подсказка: неприличный синоним слова «озвезденевшие».
Факт 13. Летов — страстный болельщик ЦСКА, а позже «Челси».
Факт 14. Узнав о смерти Янки Дягилевой, рокера и гражданской жены, Летов располосовал свою руку крест-накрест. А на похоронах, как написал в мемуарах, решил «не ныть и не рыдать, а провести похороны как африканский праздник. Мы в этот день страшно бесились, люстру головами сшибали, всякие пого плясали, ставили любимые песни Янки».
Факт 15. Перенес несколько инфарктов и клинических смертей.