Сегодня, 19 февраля, в суде Омского района состоялось очередное заседание по делу Сергея Казакова и Алины Юмашевой. Они обвиняются в истязании восьмилетнего школьника — сына Юмашевой.
Напомним, по версии следствия, отчим мальчика, предприниматель Сергей Казаков периодически ставил пасынка на гречку. Мать мальчика, 27-летняя Алина Юмашева, знала о таких методах наказания, но не препятствовала своему сожителю. В мае 2019 года, после очередного наказания, мальчик сбежал из дачного дома Казакова. Ребёнка с въевшейся крупой на коленках заметили соседи программиста по дачному участку. Они вызвали полицию. Казакова заключили под стражу.
На одном из предыдущих заседаний сторона защиты настаивала на том, чтобы мальчика допросили в суде. Гособвинитель высказалась против из-за опасений о том, что это травмирует мальчика, потому что, давая следователю показания, он плакал. В итоге в суде решили допросить мальчика, если психологическая экспертиза покажет, что это не нанесет ему дополнительной травмы. Сегодня стало известно о результатах экспертизы: допрос всё-таки травмирует ребёнка. Поэтому в суде огласили показания мальчика из материалов дела.
По словам ребёнка, «дядя Серёжа» впервые поставил его на гречку летом 2018 года. Мальчик рассказал следователю, что отчим не только заставил его встать коленями на крупу, но и запретил есть и грозился оставить без еды на сутки. В мае 2019 года школьника заставляли стоять на гречке три дня подряд.
— Ещё дядя Сережа просил делать ему массаж спины и ног, — признался мальчик следователю.
Давая показания, ребёнок также признался в том, что ревновал маму к отчиму и хотел бы жить с ней вдвоём, без «дяди Серёжи».
— Мне кажется, что мама больше любит дядю Серёжу, чем меня, ведь она разрешала ему бить меня по попе и ставить на гречку, — сказал мальчик.
Версия Сергея Казакова и Алины Юмашевой заключается в том, что они были вынуждены прибегнуть к жесткому наказанию из-за систематического непослушания.
По словам Сергея Казакова, ребёнок перестал слушаться старших — ел сладости перед обедом, не приходил из школы вовремя и мог тайком вытащить деньги из их кошелька. Поначалу они с Юмашевой пытались воспитывать мальчика, не прибегая к физическим наказаниям.
— Мы говорили ему, что он поедет в зоопарк, если будет вести себя хорошо. Но потом опять начались опоздания со школы, бесконечное непослушание, периодические кражи. Это вывело меня из себя. Я начал ставить его на гречку. А для того, чтобы контролировать действия, включал камеру на ноутбуке. Я, конечно, осознаю и сожалею о своем необдуманном поступке, данном методе воспитания. Раскаиваюсь в содеянном и публично хочу попросить у него прощения, — сказал Казаков в суде.
Свое решение прибегнуть к столь жестокому методу наказания Казаков назвал «срывом». Он пояснил, что делал это в «порыве эмоций». Периодически Казаков наказывал мальчика, когда Алина Юмашева была на работе. Тем не менее она знала о том, что её сын стоит на гречке.
— Предложение было моё. Это я инициатор наказания. Мы с Алиной согласовали, но она была не в восторге, но и не препятствовала. Когда я посмотрел видео, как я ставил его коленями на гречку, сам был в шоке от увиденного, — отметил Казаков.
— А у вас не было ощущения, что это непослушание было вызвано некой ревностью? — поинтересовалась у подсудимого гособвинитель.
— Естественно, было подозрение, что это ревность. Но мы его вниманием не обделяли. Давали понять, что он далеко не лишний, — ответил Казаков.
Подсудимый также согласился с тем, что ему придется возместить причиненный ребёнку моральный ущерб (ранее гособвинитель заявила гражданский иск о взыскании с обвиняемого 400 тысяч рублей. — Прим. ред). Казаков сказал суду, что готов оплатить услуги психолога, который будет работать с ребёнком.
Вторая подсудимая — Алина Юмашева рассказала, что раньше её сын был беспроблемным ребёнком. Но когда мальчик пошел в первый класс, его поведение резко изменилось: школьник терял ключи, мог забыть в школе телефон или отключить его, не возвращался с прогулки в назначенное время, а однажды тайком вытащил деньги из кошелька Сергея Казакова.
— Это была не первая кража. Он регулярно деньги из копилки вытаскивал, потом сам в этом признался, — добавила Юмашева.
Со временем поведение мальчика, по словам Юмашевой, только ухудшалось.
— Однажды он в очередной раз не вернулся домой из школы вовремя. Я его искала по всем дворам, обзванивала знакомых. Тогда мы его наказали. Он извинялся: «Я не буду больше убегать, честное слово». После этого его поведение действительно стабилизировалось. Он вовремя приходил домой, отчитывался, — пояснила суду Юмашева.
Однако ребёнок снова совершил проступок. В мае 2019 года Казаков предупредил Юмашеву о том, что он поставит мальчика голыми коленками на гречку. Юмашева не возражала — с лёгким сердцем она поехала на работу.
— Я знала, что он будет стоять на гречке, но как его ставили и как он стоял, я не видела. Потом Сергей позвонил и сказал, что он убежал, — рассказала Юмашева.
Очередной побег в итоге поставил точку в этой истории — мальчик прибежал к соседям Казакова по дачному участку, а они обратили внимание на состояние коленей мальчика и вызвали полицию.
В суде Юмашева также подчеркнула, что Казаков был мужским примером для её сына.
— Он был мужским примером для него. До этого ведь не было мужского примера в поведении. Мы пытались его воспитывать: беседовали, показывали ему видео с детским домом. Наказывали его запретами и через поощрение пытались воспитывать, — пояснила подсудимая.