В Омске в последнее время всё чаще появляются фальшивые купюры. И нет, речь не о классической уловке мошенников с билетами «банка приколов», а о качественных (если это так можно назвать) подделках. В пресс-службе полиции NGS55.RU рассказали, что в октябре 2019 года произошёл резкий всплеск, который невозможно объяснить какими-то сезонными колебаниями. За несколько недель в разных точках «всплыли» десятки подделок. Откуда берутся фальшивки, купюры какого достоинства чаще всего подделывают и что делать законопослушному горожанину, который в какой-то момент понял, что деньги в его бумажнике ненастоящие? Во всём этом NGS55.RU постарался разобраться, расспросив специалистов из ОБЭП.
Купля-продажа
Итак, фальшивомонетничество — это серьёзное преступление, предусмотренное статьёй 186 Уголовного кодекса. По первой части этой статьи можно отправиться в колонию на срок до 8 лет, а по второй и третьей частям («в крупном размере» и «группой лиц») — до 12 и 15 лет соответственно. За 10 месяцев 2019 года в Омске и области было возбуждено 199 уголовных дел против фальшивомонетчиков, но раскрываемость по этой статье оставляет желать лучшего. Виной всему современные технологии.
Производители фальшивок передают свою продукцию сбытчикам не из рук в руки, как раньше, а через специально созданные электронные магазины. На эти сайты заходят только через ТОР-браузер, позволяющий использовать подменные IP-адреса: пользователь находится в Москве или Петербурге, а кажется, будто он в США, в Нидерландах или в какой-то другой, ещё более отдалённой, стране. Найти такого пользователя невозможно.
— Мы знаем, с какого электронного ресурса всё идёт, — рассказали нам в ОБЭП, — но выйти на сбытчиков по IP-адресам не можем. К тому же расчёты происходят не по классической схеме, с карты на карту, а с помощью криптовалюты и с использованием посредников.
Схема выглядит так. Условия сделки обсуждаются в интернете с использованием ТОР-браузера, потом покупатель переводит деньги (всегда с qiwi-кошелька) на счёт обменника, который является посредником. Тот покупает криптовалюту, которую до определённого момента удерживает у себя. Продавец отправляет товар или сообщает координаты, по которым этот товар находится, покупатель забирает купюры, сообщает об отсутствии претензий, и тогда обменник переводит деньги продавцу. Сделка оказывается защищённой. Полиция не может отслеживать все эти операции, и ей остаётся только работать с теми, кто пытается обменять поддельные купюры на настоящие.
Перевозка
Производят фальшивые деньги в основном в Москве, Петербурге и Краснодарском крае. Если покупатель находится в том же городе, товар оставляют в условленном месте в виде закладок, а в другие регионы купюры направляют, используя услуги транспортных компаний и «Почты России».
— Естественно, посылки вуалируются, — объяснили NGS55.RU в полиции. — Это не конверт с деньгами внутри, а бандероль с каким-нибудь журнальчиком, в который что-то вложено. Тот, кто знает, откроет и всё увидит, а тот, кто не знает, ничего не заподозрит.
Отправители указывают вымышленные данные либо данные совершенно посторонних людей. Бывало, что людей, чьи имена оказывались на почтовых отправлениях такого рода, задерживали, но в ходе проверки выяснялось, что произошло простое совпадение. Преступникам помогает тот факт, что на почте паспортные данные требуются только для получения заказных писем, бандеролей и посылок: получить и тем более отправить простые письма можно вообще без паспорта.
Что подделывают
Чаще всего подделывают пятитысячные купюры. До сих пор попадаются фальшивые тысячные, но они появились давно, сейчас проходят через вторые руки и постепенно изымаются из оборота. Иногда подделывают и двухтысячные, но преимущество всегда отдаётся самым крупным купюрам. Это легко объяснить: фальшивки сбывают не для того, чтобы купить какой-то товар, а ради обмена поддельных денег на настоящие. Сбытчик покупает что-нибудь недорогое, чтобы получить, условно говоря, 4900 легальных рублей вместо пяти тысяч фальшивых. Поэтому подделывать купюры среднего и мелкого достоинства просто экономически невыгодно.
Где сбывают фальшивки?
В полицию регулярно поступают сигналы о сомнительных купюрах. По каждому такому сигналу выезжает следственно-оперативная группа, которая опрашивает свидетелей и забирает видеозаписи с камер, если таковые есть. Чаще всего фальшивки появляются в небольших торговых павильонах и киосках, где камер нет. Случается такое и в магазинах покрупнее, но практика показывает, что если купюру попытались сбыть в большом магазине, то её владелец добросовестно заблуждался — думал, что деньги у него настоящие. Такое происходит, скажем, с предпринимателями, которые владеют киосками и сами проводят инкассацию.
Здесь важно уточнить: по отношению к человеку, задержанному с фальшивой купюрой, презумпция невиновности действует так же, как и по отношению к любым другим подозреваемым. Полицейским или следователям нужно доказать, что человек знал о поддельности купюры. Если по итогам проверки такие доказательства не появляются, его признают добросовестным сбытчиком.
Как узнать поддельную купюру?
Несколько лет назад в Омске задержали фальшивомонетчика, который печатал пятисотки кустарным способом — на цветном принтере почти без защиты. Но времена меняются: сейчас преступники производят довольно качественные фальшивки (то есть очень похожие на настоящие). На таких купюрах есть и водяные знаки, и защитные нити, используется очень качественная бумага. Можно предположить, что нынешние фальшивомонетчики располагают высокотехнологичными типографиями. В некоторых случаях они демонстрируют креативный подход: например, известно, что поддельные купюры обрабатывают с расстояния примерно 60 сантиметров лаком для волос, чтобы они хрустели примерно как настоящие.
Простейший способ для того, чтобы узнать фальшивку, — убедиться в наличии так называемого кипп-эффекта. На пятитысячной и тысячной купюрах есть орнаментная лента, на которой можно увидеть две переливающиеся буквы «Р», если взглянуть на купюру под определённым углом; на двухтысячной «Р» одна.
Понятно, что для работников торговли главный помощник в этом деле — специальные детекторы, которые сумеют распознать любую подозрительную купюру.
Что делать для минимизации потерь?
Главное при работе с бумажными деньгами — внимательность, использование детекторов и видеонаблюдения. Стоит вести журнал учёта крупных купюр: в него нужно вносить серию и номер, а также время (особенно если покупатель с пятитысячной хочет купить что-то совсем дешёвое). Даже если кассир не признал фальшивку сразу, такие записи позже существенно облегчат работу полицейским: им не придётся отсматривать видео с камеры целыми сутками.
— Инкассация проводится везде по-разному, вплоть до 5 дней, — констатируют в полиции, — и если журнал не ведётся, то в инкассаторскую сумку могут попасть 40–50 поддельных купюр. Даже при наличии видео будет достаточно сложно понять, когда и от кого именно они были получены.
Если человек понял, что ему уже попалась где-то фальшивая купюра, он ни в коем случае не должен пытаться её сбыть: в этом случае он сам станет преступником. Нужно позвонить в полицию, та приедет и заберёт купюру на экспертизу. Если деньги будут признаны настоящими, их вернут владельцу. А вот возмещать по номиналу стоимость купюры, которую признали фальшивой, никто не будет: считается, что в историях с фальшивомонетничеством нет потерпевших, а значит, нет и понятия «возмещение ущерба». По этой причине, скажем, убыток, который несёт торговое предприятие из-за неопознанной фальшивки, как правило, перекладывается на кассира, который эту фальшивку принял.
Важное уточнение: использование вместо денег так называемых «дублей» (билетов банка приколов) — это не фальшивомонетничество, а другой состав преступления, мошенничество. Поддельная купюра представляет собой полную имитацию настоящей, а «дубль», несмотря на внешнее сходство, снабжён надписями «не является платёжным средством», «билет банка приколов». Это простой тест на внимательность для кассиров, и, к сожалению, не все проходят его удачно.