Криминал репортаж Кофе, бильярд и фирмы-«прокладки»: в суде слушают дело «Омской топливной компании»

Кофе, бильярд и фирмы-«прокладки»: в суде слушают дело «Омской топливной компании»

Сегодня состоялся допрос одного из трёх подсудимых

Допрос гендиректора ОТК Александра Медведева. Сидит Виктор Агарков

В Центральном районном суде Омска сегодня прошло очередное заседание по делу Омской топливной компании. Это предприятие, снабжающее углём весь регион, принадлежит правительству Омской области, а дело тянется по крайней мере с начала 2016 года. Именно тогда оказались под арестом сначала генеральный директор ОТК Александр Медведев, а потом связанный с ним (по мнению следствия, криминальными связями) Виктор Агарков. По неподтверждённым данным «Делового Омска», последний либо советник и близкий родственник тогдашнего губернатора Виктора Назарова, либо он просто поддерживал образ влиятельного человека.

Следствие пришло к выводу, что ОТК стала орудием мошенничества. Закупая уголь в других сибирских регионах, она использовала услуги компаний «МежРегионТранс» и «СтройФинанс» — перекупщиков и перевозчиков. По мнению следователей, это компании-«прокладки», из-за которых цена на топливо неоправданно завышалась. Конечный потребитель переплачивал, а вся разница между ценой покупки и справедливой ценой уходила определённым людям — в частности, организатору этой схемы Виктору Агаркову. Речь идёт о более чем 80 миллионах рублей.

Пресс-служба областного правительства в своё время опровергала наличие любого рода близости Агаркова к губернатору Назарову: эти двое знакомы и работали вместе много лет назад — больше ничего. Но такого знакомства оказалось достаточно, чтобы Назаров обратился к суду с письмом, в котором постарался доказать, что деятельность Агаркова не нанесла ущерба региону. Суд письму не поверил. И Агарков, и директор Омской топливной компании Медведев, и глава финансово-экономического отдела ОТК Вероника Попова провели какое-то время в СИЗО, а теперь их судят по обвинению в мошенничестве.

Примерно так видит прокуратура схему закупки угля Омской топливной компанией

На сегодняшнем заседании допрашивали Александра Медведева. Прокуратуру представляли сразу двое — Евгений Логинов и Дмитрий Казанник, и вопросы задавались по существу. Для начала Медведев рассказал, что с Агарковым знаком уже лет 20.

— Когда у Омской топливной компании возникли проблемы с закупками угля, вы обратились к Агаркову? — спросил обвинитель Логинов.

Медведев отвечал утвердительно.

— Мне было известно, что Виктор Валентинович — удачливый бизнесмен, которому удаются разные виды деятельности, — рассказал он. — Насчёт проблем я, конечно, непроизвольно озвучил. Мы пили кофе, играли в бильярд — между делом я и сказал ему про уголь.

Агарков, по словам Медведева, ответил, «что есть возможность осуществлять какие-то поставки», а вот дальнейшее подсудимому неизвестно: к нему лично с предложениями никто не обращался, поставщиков подбирал коммерческий отдел. Позже оказалось, что уголь для ОТК теперь поставляет компания «МежРегионТранс», к которому Агарков имеет какое-то отношение. Какое — Медведев не в курсе.

— Мне пояснили, — сказал он, — что какие-то общие вопросы решались через Виктора Валентиновича. Ничего более конкретного я не знаю.

Такую же неосведомлённость (явно странную с точки зрения прокуратуры) проявил Медведев и насчёт связи Агаркова с компанией «СтройФинанс».

— Я знал директора «СтройФинанса», видел его в окружении Агаркова, — объяснил подсудимый. — В каких они отношениях, не знаю — мне это неинтересно. Все документы подписывал с директором…

Свою линию защиты Медведев явно решил выстроить на том, что он — человек нелюбопытный, не очень хорошо информированный и привыкший делегировать свои полномочия другим. Скажем, когда-то устраиваться в его компанию на должность главы финансово-экономического отдела пришла Вероника Попова, знакомая Медведеву со студенческих времён и сидящая теперь рядом с ним на скамье подсудимых, — но положительное решение, по словам гендиректора, принял один из его подчинённых. И Медведев то ли не знал, то ли не придал особого значения тому, что раньше Попова работала в одной из агарковских компаний.

Поисками поставщиков и условиями закупок, по словам подсудимого, занималась закупочная комиссия («я в неё не входил», «какие-то коммерческие предложения поступали, но я о них ничего не знаю»); о компании «КараканЭнергоТрейд», у которой предполагаемые фирмы-«прокладки» покупали уголь, Медведев впервые узнал, только когда образовалась просрочка по платежам «МежРегионТрансу». Зачем нужно было заключать с контрагентами договоры о поручительстве, Медведев не понимал с самого начала, но всё-таки заключил эти договоры, потому что так хотел поставщик.

Подсудимый уверенно знает одно: закупать уголь у «МежРегионТранса» и «СтройФинанса» было выгодно для его компании.

— У меня не было никаких нареканий на нового поставщика, — объявил он. — Закупать у него уголь было в несколько раз выгоднее, чем у других: были рассрочка, неплавающая цена, перевозки, высокое качество. Всё это помогло вывести компанию из кризиса!

Уточнить условия поставки взялся второй обвинитель — Дмитрий Казанник. Отвечая на наводящие вопросы, Медведев рассказал, что до 2012 года монополистом на рынке была Кузбасская топливная компания, продававшая уголь с рассрочкой в 30 дней и не платившая за перевозку. «МежРегионТранс» предложил отсрочку в 90–120 дней и фиксированную цену на станции назначения, а не отправления. То есть за перевозку угля платил поставщик. Позже место МРТ занял «СтройФинанс».

— «МежРегионТранс» прекратил свою деятельность, — расплывчато сформулировал Медведев. — Причины этого я не знаю. Потом появилась заявка от «СтройФинанса». Я спросил об этом Агаркова — он ответил, что теперь «СтройФинанс» будет осуществлять заявки.

Примерно таким образом, по словам подсудимого, ОТК определился с тем, у кого покупать уголь сотнями тысяч тонн. Условия были примерно те же, что и в случае с МРТ, — то есть очень выгодные для ОТК и омичей.

У прокуратуры другое мнение на этот счёт. Искусственное отсекание альтернативных поставщиков, завышение цены и вывод дополнительной прибыли через фирмы-«прокладки» — именно этим, по мнению обвинителей, занимались Агарков, Медведев и Попова. Эта история выглядит достаточно традиционно для современной России (что само по себе, конечно, не является аргументом «за» или «против»). Но адвокат Юрий Николаев считает, что Медведева просто подставили.

— Компания была на грани банкротства, — рассказал он корреспонденту NGS55.RU уже в коридоре. — А когда моего подзащитного назначили гендиректором, она начала приносить прибыль! Медведев выплачивал дивиденды учредителям! Но кому-то всё это не понравилось — вот на него и завели дело.

По мнению адвоката, есть какие-то люди и структуры, желающие прибрать Омскую топливную компанию к рукам, из-за них и начался этот процесс.

NGS55.RU будет следить за развитием этого интересного и значимого для Омска дела.

Николай Эйхвальд
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
Мужской монастырь и дома, помогающие забеременеть: что посмотреть омичам в Тюмени за день?
Сергей Энквист
Корреспондент
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления