Первая мысль после того, как входная дверь «Триумфа» оказалась позади, была: «Я тут умру». Вонь горелого пластика просто невыносима. Хотелось развернуться и вновь выйти в атмосферу к родным запахам какого-нибудь этилмеркаптана. Туман с гарью в городе во вторник вспомнился как запах альпийских или все-таки сибирских лугов. Вторая мысль: «Как? Как здесь работают продавцы?»
В понедельник, 28 ноября, в торговом комплексе «Триумф» произошел большой пожар. За несколько часов до того, как комплекс должен был распахнуть свои двери для покупателей, загорелся продуктовый склад на первом этаже. Площадь пожара, по данным МЧС, составила 1350 квадратных метров. На четвертый день после пожара, 1 декабря, сотрудникам «Триумфа» разрешили убраться в своих магазинах и забрать испорченный товар. А 4 декабря в ТК пустили покупателей. Да еще и объявили распродажу. Корреспондент NGS55.RU зашел посмотреть, что и по какой цене продают омичам.
Скидка на скидке и скидкой погоняет
Приходя с улицы в любой магазин, радуешься временному теплу и обычно неохота выходить на улицу обратно. Но с «Триумфом» всё иначе. За полтора часа я дважды выходила подышать свежим воздухом, сочувствуя вынужденной стойкости продавцов, которые не могут это сделать. С момента пожара прошло десять дней, но торговый комплекс до сих пор словно наполнен невидимым дымом. А с ним и покупателями, которые соблазнились на самую масштабную распродажу. Казалось, многих не смущал запах гари или он был тем, что можно потерпеть ради вкусного ценника. Хотя лично меня больше всего смутило присутствие родителей с младенцами в колясках. Для таких крохотных малышей не лучшая атмосфера. В прямом смысле.
Если бы история произошла летом, такого ажиотажа, возможно, бы и не было. Но как супермаркет, так и бутики-арендаторы уже оделись в новогодний антураж и выставили на полки всё лучшее сразу — дедов морозов, елочные игрушки, стеклянные и пластиковые шары, подсвечники, сувениры, статуэтки. Правда, когда-то белые ангелочки теперь выглядят будто не с неба, а из самой преисподней. Не опаленные, но витиевато украшенные гарью, они грустно стоят на полках, будто предлагая: «Ты меня купи со скидкой, а потом разберемся».
Не менее грустные консультанты перебирают вручную весь товар, пытаясь привести его в божеский вид — полка за полкой, предмет за предметом. И если пластик и стекло можно протереть тряпочкой, то с перышками или тканевыми подарками так не выйдет. Приходится оставлять как есть. Предприимчивые продавцы некоторые коробки открыли, чтобы покупатель увидел блестящие елочные шары и не обратил внимания на запыленный картон. Кстати, шары действительно красивые.
На первом этаже запах особо стойкий. Продавцы говорят, что привыкли. По некоторым это не скажешь.
— Очень плохо. Голова постоянно болит, — ответила консультант в бутике косметики, бытовой химии и прочих радостей, покрытых толстым слоем черного налета. Девушка очень бледная и с уставшими глазами оглядывает полки, которые еще отмывать и отмывать. Захотелось вывести ее на свежий воздух, чтобы дождаться появления румянца на щеках. И вроде хочется поругать бизнесмена за работу несчастного консультанта. Но с другой стороны, выручка с момента открытия увеличилась в разы благодаря скидкам в 30%.
Объявления о скидках висят почти на каждом бутике торгового комплекса. Где-то продавцы поясняют, что причиной стал пожар, где-то уверяют: да нет, сезонная история. В одной из оптик девушка пояснила, что распродажа была запланирована во всех точках бренда. Очки на витринах, кстати, блестят чистыми оправами. Напротив местная «едальня» тоже сияет чистотой. Продавцу повезло, что посуда одноразовая и мыть мелкие вещи не пришлось. Но женщина подтвердила: голова от запаха болит каждый день.
В некоторых отделах идет почти косметический ремонт. Например, аптека «Фармакопейка» закрыта от посетителей, но внутри трудится мужчина в рабочей форме, полки пустые, а коробки стоят на полу. И так еще в нескольких бутиках. Прохожу мимо парфюмерии, у входа стоит обаятельная девушка и предлагает оценить запах духов на полосках-тестерах. Соглашаюсь немедленно и с удовольствием втягиваю аромат, который на долю секунды перебивает гарь. Спрашиваю у девушки, как ей работается после пожара. Та со смехом отвечает, что благодаря ароматам в бутике гари совсем не чувствует. Кстати, духи здесь тоже продаются со скидкой, из-за того что коробки немного повреждены. С тоской возвращаю тестеры девушке и иду дальше.
Поднимаюсь на верхние этажи, захожу в магазин женской одежды Concept Store. Бутик не пустует, покупатели есть. Белая одежда немного пострадала, виден серый налет. Но в целом покупателей это не смущает. Как ни крути, а новую одежду легко постирать.
Мастодонты технического мира «Эльдорадо», ДНС и «М-Видео» работают в полную силу, а вот универмаг Familia и «Спортмастер» закрыты. Правда, на последнем есть объявление, что тем, кто пришел за товаром, нужно позвонить по телефону. «Снежная королева» тоже не работает, и страшно представить, как пропитались дымом шубы, некоторые из которых равны стоимости квартиры в Калачинске.
Иду еще выше. Здесь пара бутиков совсем пустых. За стеклами, на которых висят объявления о скидках, стоят, сидят и лежат брошенные манекены. Они непривычно раздеты, а один из манекенов грустно смотрит на проходящих покупателей. Полупустой магазин текстиля и постельного белья.
Здесь застаю неприятную перепалку между консультантом и потенциальным покупателем. Девушка вежливым голосом рассказывает о халатах с большими скидками, на что мужчина нервно отвечает: «Да не нужны мне после пожара!» А новых пока нет, пояснила мне консультант. Я, честно говоря, не вижу налета сажи на халатах и не понимаю возмущения мужчины. Но, как говорится, клиент всегда прав. Хотя это спорное утверждение.
Игрушки с 50-процентной скидкой ждут новых обладателей в магазине Obertach. Звучит красиво, по факту тоже грустно. Зайки с черными лапками (и это не украшение), единороги, которые были белыми, а стали серыми, уточки с грязными клювиками, почти непятнистая панда. Игрушки выглядят не так радостно и привлекательно, как обычно. В отличие от цены. Ради нее можно и взять припыленного единорожку да поместить его в стиральную машину на 90 градусов. Но больше в Obertach меня поразила консультант на последних месяцах беременности. Уж если у меня голова закружилась через 15 минут пребывания в здании, то каково состояние девушки в положении.
Апогей распродажи и очаг возгорания
Не под занавес, а на второй акт я оставила поход в супермаркет. Перед этим сходила на улицу — подышать свежим воздухом — и отправилась в святая святых «Триумфа». Здесь концентрация последствий пожара. Небольшая часть супермаркета освобождена от товара вовсе. Насколько я помню, тут был отдел рыбы и заморозки. Так и есть, стоят два пустых холодильника с надписью «Ягода». Ягод тут нет и в помине. Есть стремянки, на которых бодрые мужчины выковыривают что-то черное между балок. Я девочка, я не понимаю, могу только оценить пострадавший потолок.
Пока я «любуюсь» разрушениями, все остальные смотрят только на полки. Которые заметно опустели после объявления распродажи. Сотрудников в зале очень много, и все заняты работой: кто-то моет стеллажи, кто-то протирает бутылки, кто-то распаковывает коробки с товаром, кто-то уже раскладывает его по полкам.
— Сколько эта бутылка стоит? — спрашивает сотрудница у коллеги.
— Не помню, но дорого, — следует ответ.
— Понятно.
Не знаю, к чему относился этот диалог. Праздное ли любопытство или мысленные подсчеты о потерях, если девушка не удержит эту бутылку в уставших руках. У всех сотрудников перчатки. У кого в руках, у кого в заднем кармане, а кто-то и просто оставил их на упакованных коробках.
Большинство товаров в черном налете. Кто-то берет продукты и тару аккуратно, кто-то уже не обращает внимания на грязные пальцы и смело хватает необходимое. Супермаркет зияет пустыми гигантскими стеллажами. Вспоминаю, что на пустых полках в одном из отделов точно была молочная продукция. Она явно не пережила длительного выключения света во время пожара. Повсюду стоят тележки с товаром, которые сотрудники торопятся выставить на уже очищенные полки.
И если продукты уже более или менее выглядят чисто, то несъедобные товары достаточно непривлекательны. Скорее всего, до них не дошла очередь, а что-то в принципе невозможно почистить. В этой части со следами пожара декоративные подушки, гели для душа, кухонная утварь, посуда, одежда, нижнее белье, товары для животных, всевозможные подставки, картонные коробки с гирляндами, которые «украсила» забытая грязная тряпка.
— А вам нормально, что она вся в саже? — задаю вопрос женщине, которая берет в руки кухонную лопатку.
— Да что такого, помыть просто, — пожимает она плечами.
Кажется, так рассуждают многие. И корзинки покупателей медленно заполняются всевозможным скарбом. Ненавязчиво заглядываю в некоторые из них — ассортимент как на апокалипсис. Буквально всё подряд: от супницы до домашних тапочек и маленьких вазочек, которые без скидки и покупать-то незачем.
Пустует отдел дорогих кормов для животных. А вот это действительно выгодное вложение: диетическое питание для котиков нынче на вес золота, и грех не воспользоваться «пожарной» скидкой.
Я пришла сюда около 16:00, и торговый комплекс обошелся в это время без очередей. Говорят, что после рабочего дня здесь настоящее столпотворение, напоминающее очереди за колбасой в Советском Союзе. Неизвестно, сколько продлится этот аттракцион щедрости, поэтому омичи ловят момент. Хотя в результате экономии, возможно, придется потратиться на химчистку для верхней одежды. По крайней мере, после двух часов в «Триумфе» я поняла, что пуховик пропитался запахом не самого ароматного костра, и вывести его самостоятельно я не смогу. Такой своеобразный антибонус к самой внезапной и горячей распродаже перед Новым годом.
Ранее мы публиковали фоторепортаж от Елены Латыповой с места пожара в «Триумфе».