Бизнес Владелец закрывающейся сети «НоваТор»: «Мы держались до последнего»

Владелец закрывающейся сети «НоваТор»: «Мы держались до последнего»

Арсен Пономарёв вынужден закрыть магазины из-за многомиллионных долгов

Сеть магазинов «НоваТор» просуществовала 10 лет

В Омске закрываются магазины местной сети гипермаркетов «НоваТор». Сеть просуществовала ровно 10 лет и была довольно заметной звездой на небосклоне омского ретейла. Многие омичи наслышаны об акциях «Чёрной пятницы» и знают вкус новаторовского хлеба и полуфабрикатов собственного производства. Однако 2020 год стал поворотным для омской сети. Первым прекратил свою работу «НоваТор» в Нефтяниках: он закрылся сразу после Нового года, а спустя полгода покупатели увидели пустые полки в магазинах на 70 лет Октября и Звездова.

Мы поговорили с владельцем «НоваТора» и одним из самых ярких представителей омского бизнеса — Арсеном Пономарёвым, чтобы разобраться, почему омская сеть не смогла переступить порог своего десятилетнего существования.

— Арсен Геннадьевич, «НоваТор» действительно закрывается?

— Да, пока что всё развивается по такому сценарию: «НоваТор» прекращает свою деятельность, а наши арендодатели сдают свои помещения другим арендаторам. Но есть и другие варианты исхода событий. Насколько я понимаю, ни один новый договор ещё не подписан, и с нами тоже ни один договор не расторгнут. Покупателя как такового сейчас нет. Соответственно, вопрос пока не решен. Если и будет покупатель, то, скорее всего, иногородний, потому что никто из местных компаний не хочет покупать всю сеть магазинов.

— В Омске не очень благоприятный климат для ретейла?

— Нет, климат для ретейла в Омске вполне благоприятный. Просто мне нужно было вовремя делать определенные шаги, а с ними я запоздал. В первую очередь нужно было постепенно отказываться от поставок местных дистрибьюторов. Закупать товар у местных производителей, а товары международных и федеральных марок у омских поставщиков не брать. Наша проблема заключается в маленькой наценке. А причина маленькой наценки — в маленькой закупочной силе. И «Пятёрочка» здесь ни при чём. Просто у омских поставщиков, поставляющих товары федеральных и международных торговых марок, сузился рынок сбыта. А ведь они тоже хотят выжить. По этой причине они не давали возможности расти нашей наценке. И если у федеральных сетей наценка за последние 4 года выросла в 1,7 раза, то у нас она осталась без изменений. Нам бы хватило роста хотя бы в 1,5 раза, чтобы прекрасно себя чувствовать.

— Какой исход событий вы сейчас считаете наиболее благоприятным?

— Гипотетически, если бы месяца три-четыре назад нашелся покупатель из Новосибирска, Екатеринбурга или Барнаула, который купил бы всю сеть целиком, нам хватило бы денег рассчитаться с долгами. Продажа установленного или демонтированного оборудования — один из худших вариантов. После перемещения на склад оно стоит гораздо меньше, но самое главное — его продажа не покрывает долгов предприятия.

— То есть наиболее выгодный расклад сейчас — это продать всю сеть разом?

— Да, безусловно. Но существует только один вид покупателя, который сможет разом при совершении сделки разрешить все существующие сейчас проблемы. Это должна быть иногородняя компания, но не федеральная сеть. Если такой покупатель не появится, то продажа всей сети, к сожалению, станет для нас практически невероятным сценарием... Поэтому наиболее вероятный расклад выглядит следующим образом: сначала все помещения окончательно распределятся по новым арендаторам, затем будут расторгнуты договоры с «НоваТором» и заключены договоры с новым арендатором. И тогда примерно через месяц на месте магазинов «НоваТор» откроются магазины местной, уже существующей сети либо в каждой точке откроются разные магазины

— Существует какое-то решение, которое поможет избежать банкротства?

— Для того чтобы избежать банкротства, нужно заплатить долги. Не знаю, насколько это реально. Продажа оборудования в нашем случае полностью не покроет все долги — только 70%, если его продать по нормальной рыночной цене. Но главная проблема в том, что покупать это оборудование сейчас просто боятся. Каждый наш кредитор, он же поставщик, думает, мол, вот я сейчас куплю оборудование, а кто-то подаст иск на банкротство и тогда сделку по покупке оборудования отменят. Получается, какой бы ход не был сделан, человек оказывается в проигрыше. Единственный вариант выхода из ситуации — занять денег и раздать долги. Но этот вариант нереальный: если бы так можно было бы сделать, мы бы это сделали ещё в апреле, когда для продления условного кредита доверия среди поставщиков нам было достаточно 30 миллионов рублей. Сейчас ситуация иная: нужно порядка 50–60 миллионов.

— А что было бы, если бы «НоваТор», несмотря на финансовые трудности, продолжил работу? Такой вариант не рассматривался?

— Даже если бы «НоваТор» продолжил своё существование, нам пришлось бы покупать товары на оптовом рынке, потому что доверие с поставщиками подорвано. Просто было бы странно, если бы мы сказали поставщикам: «Ребята, мы должны вам миллион. Давайте, мы пока что не будем гасить этот долг, а купим у вас товар на 300 тысяч рублей». Они согласятся, а мы переведём им 400 тысяч, но все деньги уйдут на погашение долга, и никакого товара мы не получим. Поэтому ситуация сейчас крайне сложная.

— Когда начались трудности?

— Ситуация ухудшалась на протяжении последних полутора лет и в итоге пришла к такому коллапсу. Мы держались до последнего, пытаясь находить оборотные средства, чтобы возобновить работу сети, но сделать этого не удалось. Нагрузка на ретейл с каждым годом растёт — это общая тенденция. Растёт стоимость аренды, стоимость рабочей силы, налоговая нагрузка, стоимость электроэнергии. Растёт доля продаж по безналичному расчёту — за это магазин платит банкам всё больше и больше: у нас, например, уходил миллион в месяц. Аналогичная ситуация у поставщиков: у них тоже растёт себестоимость — у них аренда складов, доставка, расходы на бензин. Если бы у меня было 15 магазинов, расклад был бы иным. Обороты были бы больше — больше товара можно было бы брать на стоках, завозить на фурах. Я бы мог работать напрямую с частью брендовладельцев, минуя дистрибьюторов. Но этого не произошло: сеть маленькая, закупочная сила маленькая, наценка тоже.

— Местное предпринимательское сообщество вас как-то поддерживает?

— Да, поддерживало, и довольно долго. Конечно, речь не о том, что все скинулись и дали денег — нет, такого не было, но ощутимая поддержка.

— Вы, будучи человеком предприимчивым, наверное, уже размышляете над новыми идеями?

— Сейчас у меня в планах закрыть долги, а потом начать циничный экспресс-проект. Без всякого маркетинга и идеологии. Быстро раздать долги и закрыть эту тему. После этого еду в Москву и делаю там какой-нибудь большой проект. Есть хорошие задумки. Но делать что-то в Омске я считаю бессмысленным. Потому что с теми же усилиями в Москве можно получить результат в 20–50 раз больше.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
11
ТОП 5
Мнение
Мужской монастырь и дома, помогающие забеременеть: что посмотреть омичам в Тюмени за день?
Сергей Энквист
Корреспондент
Мнение
«Свежесть пройдет, а ущербность останется»: краевед раскритиковал ремонт 70-летнего дома в Нефтяниках
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Принятое решение изменит образ города на века»: историк выступил против жилой застройки у «Омской крепости»
Игорь Коновалов
Историк
Рекомендуем
Знакомства
Объявления