Пандемия коронавируса поставила под угрозу малый и средний бизнес. Сегодня предпринимателям все сложнее сохранять спокойствие — на кону бизнес, который они выстраивали годами. Однако нашлись и те, кому затяжная самоизоляция пошла на пользу — это, например, онлайн-преподаватели и консультанты, швейные ателье, переквалифицировавшиеся в ателье по пошиву масок. NGS55.RU решил выяснить, кому удаётся оставаться на плаву в эти непростые времена, и попросил их поделиться рецептом стабильности (спойлер: рецепта стабильности ни у кого не оказалось — никто пока не знает, что ждёт нас впереди).
Врач-психотерапевт и бизнес-консультант Олег Перевалов отмечает рост спроса на онлайн-консультации, но вместе с тем сетует на то, что из-за режима самоизоляции ему пришлось отказаться от проектов, связанных с бизнес-тренерством.
— Количество желающих получить онлайн-консультацию сейчас действительно выросло. Но практически все запросы очень специфичны — они касаются семейных отношений. Возможно, это связано с тем, что из-за режима самоизоляции пары вынуждены находиться наедине друг с другом по 24 часа в сутки, и у многих по этой причине обострились семейные конфликты. Сейчас мне в основном приходится давать консультации для семейных пар, а о бизнес-тренерстве пришлось на время забыть — режим самоизоляции нарушил многие планы, — рассказал Олег Перевалов.
Бывшая омичка Милена Есенская давно уже давно преподаёт санскрит и английский язык в онлайне. Сейчас она находится в небольшом городке Пушкаре на северо-западе Индии. Как и всем иностранцам, Милене приходится соблюдать строгий карантин. Омичка с удовольствием любуется видом из окна — расположенной напротив ее отеля верблюжьей фермой и цветущим садом — и дает уроки по интернету.
— Спрос вырос. Люди стали задумываться о том, что время карантина — это не просто некое подобие тюрьмы, но ещё и возможность заняться саморазвитием или же воплотить в реальность давно запылившуюся на полке мечту — например, выучить санскрит. Что касается английского, то часть моих клиентов учит язык для себя, чтобы свободно общаться в путешествиях, читать книги в оригинале или завести иностранных друзей. Но есть и другая причина. Сейчас многие работодатели из Питера и Москвы перевели свои офисы в режим удаленной работы. Но они уже не хотят платить те же деньги своим сотрудникам, ведь для удаленной работы можно найти специалиста из региона, который будет рад выполнять такую же работу за меньшую сумму. Сейчас растет конкуренция — открывается множество новых вакансий для дистанционной работы. И для того, чтобы выбрали именно тебя, недостаточно просто быть хорошим специалистом — требуется знание языков. Да и в силу экономической ситуации в стране многие начали искать работу в зарубежных компаниях. Так что мои ученики — это люди, которые проводят карантин с пользой, и люди, которые готовы к изменчивости этого мира А наш мир уже не будет прежним, — отмечает Милена.
Омское ателье «Люкс» до недавнего времени специализировалось на пошиве школьной одежды. В начале марта управляющая ателье — омичка Кристина — приняла решение сосредоточиться на пошиве масок. Сейчас в ателье шьют до тысячи экземпляров в день.
— Швеи не сразу положительно восприняли эту инициативу. Это только кажется, что сшить многоразовую повязку абсолютно несложно. На самом деле это кропотливая работа, которая требует довольно много времени. Но с каждым днём у нас получалось делать работу всё быстрее и быстрее, и сейчас мы спокойно можем сшить около 1000 повязок в день. За этот месяц мы пробовали делать маски из самых разных материалов: от обычных марлевых до эксклюзивных моделей из натурального шелка. На примере нашего опыта можно даже проследить некую эволюцию омской маски. Изначально пользовались спросом обычные повязки из марлевой ткани на завязках, но сейчас омичей уже сложно чем-либо удивить, и в основном заказывают маски из трикотажа или белые классические повязки с защипами на резинках. Наверное, швейники, которые смогли перепрофилироваться, в данный момент оказались в более удачных условиях. С наступлением карантина наши швеи продолжили трудиться на дому, поэтому предприятию удавалось выплачивать заработную плату. Но сейчас я часто слышу от окружающих, что это направление временное, и совсем скоро многоразовые маски будут никому не нужны. Раньше многие покупали одноразовую маску и носили её не один день, а иногда и в течение более длительного периода, а сейчас люди понимают, что повязка эффективна только в том случае, когда ее меняешь каждые два-три часа. Возможно, этот кризис заставил многих оценить преимущества многоразовых масок, и теперь каждый будет иметь в запасе дома пару многоразовых масок для похода в поликлинику, — отмечает Кристина.
Омский ритейлер Виктор Шкуренко считает, что пик покупательского спроса на товары уже позади. Люди уже купили все необходимые запасы еды. Бизнесмен отмечает, что представителям продовольственного ритейла опасаться нечего, но вместе с тем переживает за других предпринимателей.
— У продовольственного ритейла сейчас нет никаких угроз. У нас ощутимый подъем продаж наблюдался где-то после 17 марта, а вторая волна наплыва покупателей началась после того, как президент выступил с заявлением о том, что в России объявлена нерабочая неделя. Сейчас выручка у нас примерно такая же, как и обычно. Ажиотажа не наблюдается, но и нет того ощущения безысходности, которое, к сожалению, сейчас испытывают многие бизнесмены. Если взять всю нашу сеть, то тренд следующий — чек увеличился, а количество самих чеков уменьшилось. То есть люди стали реже ходить в магазин, но больше закупаться. Что касается определенных категорий товаров, то в период тех двух пиков, о которых я говорил ранее, вырос спрос на бакалею (сухие продовольственные товары первой необходимости. — Прим. ред.), а спрос на товары пищевого производства (готовые салаты и выпечка — Прим. ред.), наоборот, уменьшился. Но говорить о том, что у ритейла все будет хорошо и дальше, пока рано. Если никакой поддержки от государства так и не будет, многие люди останутся без работы, а значит, снизится и покупательская способность. Сейчас весь бизнес заинтересован в том, чтобы карантина не было. Зарплату, аренду и налоги нужно платить, а выручки нет, — отмечает Виктор Шкуренко.