Авто «Даже грязь на капоте увеличивает расход»: в Сибири провели уникальные эксперименты

«Даже грязь на капоте увеличивает расход»: в Сибири провели уникальные эксперименты

В Омске на автодроме провели соревнование на минимальный расход топлива

В соревнованиях участвовал новосибирец Виталий Полищук

В соцсетях как в главном источнике новых данных, неожиданных открытий и комментариев «да я точно знаю, у меня у друга так» часто встречаются посты о том, как на расход топлива влияет последняя заправка и качество топлива. Так ли это или это просто флуд и интернет-мифы? Журналист преодолела 642 км до Омска и отправилась в Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ), чтобы выяснить правду, узнать мнение ученых и поучаствовать в необычном эксперименте.

Подопытные на трассе


Чтобы отделить зерна от плевел, а 95-й бензин от 92-го, пришлось поехать в Омск. И не нам одним. Тема с деньгами за излишний расход, которые сжигает собственный автомобиль, волнует многих. В единственный в Сибири федеральный учебный центр СибАДИ с автоматизированным автодромом приехали Виталий Полищук, основатель паблика «АСТ-54», Андрей Ан, заместитель председателя Алтайской федерации автомобильного спорта, и уральский корреспондент Кирилл Зайцев. А журналисты из Новосибирска и Омска следили за результатами эксперимента и наравне с героями проходили трассу.

Для эксперимента взяли Subaru Forester, кстати, личный автомобиль одного из преподавателей СибАДИ. Перед заездом его заправили на одной из АЗС омским топливом — тем самым, которое реализуется на многих АЗС страны за Уралом. Все участники эксперимента протестировали автодром. Каждый проехал три круга (1 км) и попытался получить минимальный результат расхода топлива. А перед заездами участники прошли тест на психофизиологическую устойчивость.

1 из 3

Тест сдавали на специальном приборе — официально он называется аппаратно-программный комплекс для диагностики и развития психофизиологических качеств. Практически детектор лжи, но для водителей. Методика запатентована и используется для определения психофизиологической профпригодности водителей транспортных компаний. Полный курс тестирования занимает четыре часа, для журналистов сделали облегченную версию. С помощью прибора определили реакцию, распределение внимания и склонность к риску — все это напрямую влияет не только на безопасность, но и экономичность езды.

1 из 4

— Если вы внимательны на дороге, можете прогнозировать дорожную обстановку, плавно совершать маневр, это напрямую экономит топливо. Выбрав правильный стиль вождения, можно сэкономить около 2,5 литра бензина на 100 км, — объяснила Татьяна Арбатская, заведующая учебно-методической лабораторией комплексной психофизиологической диагностики СибАДИ.

Девушка и четверо мужчин: гонка не на скорость

В соревновании, целью которого было не быстрее прийти к финишу, а потратить на заезд меньше топлива, принимали участие четверо мужчин и девушка. Мужчины были уверены в собственной победе. Девушка сомневалась, может быть, из-за небольшого водительского стажа. Она за рулем всего два года и ездит максимально осторожно.

Со своими вводными — реакция и внимание в норме, склонность к риску на среднем уровне — и бережным вождением Ольга потратила больше всех топлива. Почему? Расход — это комплекс факторов. При неторопливой вдумчивой езде двигатель фактически работает без нагрузки, вхолостую, и ест больше бензина. Поэтому Ольга может тратить до полулитра топлива в течение 10-15 минут езды. Но навык нарабатывается со временем, и у Ольги есть все шансы достичь идеальных результатов.

Чуть лучше проехал Виталий Полищук, расход топлива у которого, несмотря на проезд автодрома без торможения, оказался высоким. По мнению экспертов, игра педалью газа на низких скоростях делает расход выше, не увеличивая при этом КПД двигателя, а склонность к риску (судя по тесту), вполне объясняет результат.

Если позволяет ситуация, то жму на газ, если напряженный трафик, то нет смысла налево-направо прыгать

Как раз интенсивный разгон и резкое торможение увеличивают расход бензина.

Тройка победителей


Омский журналист Константин Поминов почетно вошел в тройку и поделился мнением, что даже грязь на машине способна повлиять на увеличение расхода топлива. Экспертами эта теория доказана не была, но имеет право на существование. Зато профессионалы уверяют: при спокойном стиле вождения можно сократить расход топлива на 20-25%.

Кирилл Зайцев занял второе место. Он вел машину мягко, хотя раньше, по собственному признанию, «дерзил и хулиганил». Помогло максимально близко подобраться к первому месту рождение ребенка. Как признался сам Кирилл, он стал спокойно водить, замечает все знаки и придерживается рекомендованной скорости.

Лучше всего дистанцию прошел Андрей Ан. Его секрет: ехать по трассе с минимальным изменением скорости. Здесь, конечно, чувствуется опыт водителя. Официальный стаж Андрея — 30 лет. Да и на тестировании он показал норму по всем параметрам и единственный из участников — низкую склонность к риску, чем покорил преподавателей СибАДИ.

Обладатель лучшего результата Андрей Ан

Разница между Ольгой и Андреем огромна: первое и последнее место, больше 20 лет разницы в стаже. Как показал эксперимент, опыт и человеческий фактор при всех прочих равных — одинаковой машине, трассе, топливе — играют решающую роль.

Что в итоге

— Чтобы получить минимальный расход на маршруте, самый верный вариант — поддерживать равномерное движение. Как это сделать? Интенсивный разгон, то есть быстрое достижение средней скорости, потом снижение нагрузки и плавное движение на этой скорости, — поделился лайфхаком Виталий Лисин, доцент кафедры «Эксплуатация и ремонт автомобилей».

Если внимательно относиться к режиму эксплуатации, то можно сократить расход топлива. Повышение скорости, резкий разгон и торможение, среднесуточный пробег, объем и расстояние перевозок, пуск и прогрев двигателя внутреннего сгорания — все это влияет.

Среди повышающих факторов — возраст автомобиля. Так, для автомобилей старше восьми лет или с пробегом более 150 тысяч км применяются повышающие коэффициенты расхода топлива до +10%.

Расход топлива во многом зависит от рельефа местности, качества дорог и климатических условий. Конечно, у природы нет плохой погоды, но только из-за встречного ветра и снега расход увеличивается минимум на 5%. Что говорить про снижение температуры — растет время прогрева двигателя, повышается вязкость масла, падает КПД трансмиссии, следовательно, увеличивается расход топлива.

Кстати, преподаватель СибАДИ Виталий Лисин экспериментальным путем доказал, что получасовая пробка добавляет литр бензина. А если стоять по два часа? Четыре литра практически в никуда только за одну поездку.

Итак, влияют на расход топлива:

1) психофизиологический тип личности;

2) конструктивные и технологические особенности автомобиля;

3) условия и режимы эксплуатации;

4) стиль вождения;

5) квалификация водителя;

6) качество топлива.

Кстати, последнее влияет, пусть и в 2% случаев. Если в бензине превышено содержание серы/смол, то на внутренних элементах ДВС и топливной системы образуются отложения. Они снижают мощность и убивают движок. А если отложения попадают в зоны повышенной температуры (например, в камеру сгорания), то в процессе эксплуатации превращаются в нагар. В результате повышается износ двигателя, ухудшаются процессы горения топливной смеси, растет расход. К счастью, некондиционный бензин найти все труднее, теперь разве что на глухих загородных трассах на безымянных заправках.

Крупные сети за качеством следят. Но если вдруг вы «попали» на некондицию на частной колонке, засечь момент необоснованного повышения расхода можно и самому — электроника автомобиля в этом плане довольна точна. Только имейте в виду: данные бортового компьютера отображают расход топлива в текущий момент. Для объективной оценки необходимо сравнивать показатели расхода в равных условиях — один маршрут, техническое состояние машины, степень прогретости двигателя, нагрузка, скорость, направление ветра и т.д.

При этом в интернете одни рекомендуют заправляться 92-м вместо 95-го, чтобы сэкономить на деньгах. Другие наоборот: 95-м вместо 92-го, чтобы уменьшить расход. Специалисты в своих утверждениях менее категоричны. Современные двигатели требуют более внимательного и тонкого подхода. Здесь главное слово — автопроизводителю.

— Сложно сказать однозначно, зависит от типа двигателя, типа системы управления. В ней установлен датчик детонации. Если двигатель рассчитан на работу с высокооктановым бензином, а мы заливаем низкооктановый, система регистрирует детонацию и сдвигает угол опережения зажигания в позднюю сторону. Естественно, эффективность двигателя снижается, растет расход топлива. Лучше заливать топливо, которое предусмотрено заводом-изготовителем, — рекомендует Борис Журавский, старший преподаватель кафедры «Эксплуатация и ремонт автомобилей» СИБАДИ.
— Часто октановое число не отражает фактического фракционного состава топлива. А как раз двигатель на это очень чутко реагирует. Бывает, что топливо с более низким октановым числом имеет более подходящий фракционный состав для данного двигателя, и эффективность растет, так что все очень индивидуально, — добавляет Виталий Лисин. — Ключевые параметры топлива можно увидеть в паспорте качества на АЗС, документ должен быть свежим — как правило, не старше недели. Для автомобилиста это один из основных показателей надёжности топлива, не требующий сложных и дорогостоящих проверок.

Хотите сократить расход топлива и сэкономить бюджет — выполняйте простые правила. Следите за техническим самочувствием своего авто, контролируйте свои эмоции, найдите золотую середину в своем стиле вождения и заправляйтесь на проверенных АЗС.

Партнерский проект

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства