По мнению авторов инициативы, это увеличит пропускную способность и снизит хаос
Сузить на полметра автомобильные полосы предложил глава проектно-технического комитета «Удобная дорога» при Росстандарте Александр Шумский, пишет «Коммерсантъ». Антинародная, на первый взгляд, идея имеет ряд зримых плюсов и для автомобилистов. Мы углубились в вопрос и выяснили, что узкие полосы — это не всегда плохо.
Те, кто бывал в Европе, наверняка замечали легкий дискомфорт от езды по «тощим» полосам, которые из салона автомобиля кажутся чуть ли не меньше его ширины.
В центре крупных городов узость дорог часто обусловлена исторической застройкой, но даже на свободных пространствах в Европе полосы нередко имеют ширину 2,5–3 метра.
Россия же — страна щедрая. Например, на среднестатистических многополосных дорогах нормативная ширина полосы составляет 3,5–3,75 метра. В Германии, например, тоже есть полосы до 3,75 метра шириной, но они оставлены для автобанов, где скорости движения в разы выше тех, что допускаются в России.
Что такое полоса в 3,5–3,75 метра? Для сравнения, ширина KIA Rio без зеркал составляет 1,74 метра, то есть формально в одну российскую полосу втискиваются сразу две легковушки, пусть и без бокового интервала.
В пробочных местах это создает неразбериху, когда в одной полосе жмутся два ряда автомобилей, устраивая бой за полосу, когда она начинает сужаться.
Что интересно, в правилах нет строгого запрета на движение автомобилей бок о бок в одной полосе. Но в случае аварии установить виновника будет крайне проблематично.
— В правилах есть требование о соблюдении безопасного бокового интервала, но он не имеет четких количественных критериев, — поясняет автоюрист Лев Воропаев. — Поэтому столкновения двух попутных автомобилей, которые двигались в одной полосе, трудны для разбора. Бывает, что правым оказывается тот, кто быстрее убедит инспектора в своей точке зрения. Часто водителям вменяют обоюдную вину, например одному — нарушение п. 10.1 ПДД, другому — п. 8.1 ПДД. И в этом смысле широкие полосы действительно осложняют разбор происшествий, потому что если бы в полосе помещался строго один легковой автомобиль, было бы гораздо проще определить водителя, который маневрировал перед столкновением.
Ширина полосы в России зависит от категории дороги, и, по словам Льва Воропаева, при разборе аварий на дорогах без разметки в судах нередко принимают её равной 2,75–3,0 метра, исходя из минимально допустимой ширины. При этом реальная ширина российских полос, как правило, выше.
— Она определяется рядом нормативов, например ГОСТ 33475-2015, СНиП 2.05.02-85 и СП 42.13330.2011, — комментирует автоэксперт Юрий Панченко. — Для многополосных дорог это 3,5–3,75 метра. Более узкие полосы применяются для проезжих частей с небольшой нагрузкой, например проезды на прилегающих территориях могут иметь ширину 2,75 метра. В отдельных случаях допускаются полосы шириной 2,75–3,0 метра: скажем, ширина четырехполосной дороги между опорами путепровода может быть уменьшена с 14 до 11–12 метров.
Трехметровую ширину могут иметь полосы двухполосных дорог с расчетной скоростью движения до 80 км/ч (дороги IV категории). Но если брать полноценные автомагистрали и проспекты, российские нормативы предписывают им полосы не уже 3,5 метра. То есть примерно в две ширины легковушки (без учета зеркал).
Новая инициатива предлагает сузить такие полосы на полметра.
— Максимальная пропускная способность полос наших дорог достигается при скорости 50 км/ч. А для такой скорости комфортная ширина полосы — около 3–3,25 метра, то есть стандартная ширина европейской полосы. У нас же сейчас полосы на полметра шире по стандартам, по советской инерции, — прокомментировал инициативу ее автор Александр Шумский. — Многие шутили, что такие широкие полосы нам нужны для того, чтобы танки ездили.
Зачем вообще нужны щедрые полосы, кроме пропуска танков? Ширина полосы во многом определяется допустимой скоростью движения. По мере разгона автомобиль становится чувствительным к внешним возмущениям от неровностей дороги или бокового ветра: он движется не строго прямолинейно, а в рамках так называемого «динамического коридора», который увеличивается при росте скорости. Старые машины были менее стабильны на скорости, и, вероятно, поэтому советские стандарты закладывали большие боковые интервалы.
Кроме того, ширина полосы должна обеспечивать проезд большегрузного транспорта: если ширина легковушек редко превышает 2 метра, то у грузовиков достигает 2,55 метра (в отдельных случаях — до 2,6 метра).
— Но если дорога не предназначена для движения большегрузов, скорости низкие, а влияние бокового ветра почти нулевое за счет застройки, вполне допустимо снизить ширину полос, — рассуждает Юрий Панченко. — На малых скоростях безопасный боковой интервал снижается, поэтому неудивительно, что в полосы шириной 3,5 метра стараются втиснуться два автомобиля.
Самый очевидный выигрыш от сужения полос — увеличение их количества при заданной ширине дороги. Где-то появится возможность сделать разделительный барьер, где-то — добавить еще одну полосу, например, для поворота или слияния потоков. Правда, предлагаемое авторами сокращение ширины на 0,5 метра (на 17%) позволит добавить одну дополнительную полосу лишь на дорогах с шестью и более полосами.
— Есть и менее очевидные плюсы, например, если сузить ширину полос и каждый год рисовать их с небольшим смещением относительно предыдущего года, дороги будут меньше изнашиваться из-за колейности, — добавляет Юрий Панченко.
Вторым плюсом является снижение хаоса на дорогах из-за попыток поделить широкую полосу на два ряда. При падении скоростей автомобилисты в любом случае пытаются заполнить всю проезжую часть с минимальным боковым интервалом, и если полосы чрезмерно широкие, езда промеж них становится обычным явлением.
Кстати, ряд исследований указывает на рост аварийности при увеличении ширины полос. Например, в статье «Уже полосы — безопаснее улицы» авторы приводят статистические данные, что наименьшая аварийность достигается при ширине полос в районе 2,8–3,2 метра.
Не противоречит ли это здравому смыслу? Вовсе нет: сужение полос уменьшает субъективную комфортную скорость, проще говоря, снижает желание водителей гонять. Кроме того, сокращается скорость бокового сближения при попутных столкновениях и общая хаотичность движения.
Впрочем, есть и очевидные риски. Например, в Европе без опыта езды по узким полосам первое время испытываешь легкую панику. Не исключено, что в период привыкания к зауженным полосам в России увеличится число попутных столкновений. Другой проблемой является местная специфика, когда в полосе может оказаться колодезный люк или выбоина, требующие объезда. Широкие полосы оставляют метра полтора для маневра.
О том, что водитель на такой полосе в плотном транспортном потоке не всегда сможет среагировать на какой-либо дефект дорожного покрытия, НГС сказал и начальник отдела организации и безопасности дорожного движения омского дептранса Александр Данилко. К тому же нет гарантий, что при сужении полос снизится аварийность. По его мнению, для Москвы нововведение сейчас будет более актуальным, чем для Омска, ведь центр столицы практически избавили от автомобилей, а на широких и свободных дорогах автоматически вырастают скорости.
— В Белоруссии полосы тоже узкие, но на это не обращаешь особенного внимания из-за лучшего качества дорог, — делится опытом дальнобойщик Эдуард Белкин. — И вообще проблема езды в три ряда по двум полосам — это не проблема нормативов, а проблема культуры вождения. Из регионов, где бываю часто, показательна Ленинградская область. Там водители по менталитету ближе к европейским, поэтому не создают на дорогах той нервотрепки, что царит, например, в Москве. Даже если есть возможность где-то вклиниться, питерцы просто не будут этого делать. Поэтому, я думаю, дело не в ширине полос, а во взаимном уважении водителей друг к другу.
Артем Краснов
Фото автора
Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Новости и фото отправляйте нам в редакцию в WhatsApp и Viber: 8–913–670–33–77.