Сегодня, 21 апреля, большинство депутатов Законодательного собрания Омской области поддержали резонансный законопроект о включении рыси, барсука и росомахи в перечень охотничьих ресурсов. Резонансный — потому что еще год назад рысь и росомаха считались краснокнижными животными, а теперь охота на них легализована. По словам министра природных ресурсов и экологии Омской области Ильи Лобова, отстрел можно будет вести только в пределах установленных квот (не больше 10% от общей численности). А чтобы никому не было обидно, распределять разрешения на добычу будут через жеребьевку.
— Существует два способа: посредством прямого заявления и посредством жеребьевки. Мы предлагаем к охотничьим ресурсам, доступ к которым осуществляется посредством жеребьевки, отнести в том числе охотничьи ресурсы, которые закреплены законом об охоте и охотничьих ресурсах Российской Федерации — росомаху, барсука и рысь, — рассказал Илья Лобов. — Хотим, чтобы распределение уже осуществлялось посредством жеребьевки, а не прямых заявлений, потому что на территории достаточно большое количество желающих. За первые два дня распределяется основное количество квот, люди едут из районов, вынуждены вставать в очереди. Иногда эти ситуации приводят к конфликтам между охотниками. Жеребьевка — более демократичный способ.
Министр попросил принять проект закона сразу в двух чтениях, чтобы 15 мая начать распределение квот на барсука. Депутат от КПРФ Константин Ткачев, наоборот, призывал не торопиться с этими поправками и внес свою. Он высказался против исключения рыси из Красной книги Омской области, ведь, по его словам, в регионе насчитывается всего 130–170 особей, и предложил запретить отстрел этих животных.
— К сожалению, год назад рысь по-тихому, я подчеркиваю, исключили из Красной книги. Тогда комиссия по ведению Красной книги Омской области не приняла во внимание, что данное животное повсеместно защищается: Красной книгой Международного союза охраны природы, различными конвенциями, европейскими сообществами и так далее. Понимаю, что есть список недружественных для нас стран, но рыси-то здесь причем?! Более того, не было учтено и то, что животное включено в Красные книги 23 субъектов РФ, а в последнее время она попала в Красные книги Белоруссии, Чувашии, Нижегородской и Самарской областей, — отметил депутат. — Предлагаю не торопиться, поручить профильному министерству изучить жизнь рыси, провести ее учет. Предлагаю вернуться к этому вопросу как минимум в 2025 году, когда будет обсуждаться третий вариант Красной книги Омской области. Прошу поправку поддержать.
Но ее отклонили большинством голосов.
Против отстрела рыси также выступила фракция «Новые люди».
— В пояснительной записке мы не увидели никаких значимых объяснений, зачем эти поправки нужны. Я слышал, проводились какие-то обсуждения, но почему-то в пояснительной записке результат обсуждений отражен не был. Считаю, что представленные поправки как минимум не полезны. В ситуации, когда горят леса, гибнут не только деревья, но животные. В данный момент нет никакой необходимости расширять список. «Новые люди» будут голосовать против, — заявил депутат Илья Смирнов.
Илья Лобов попытался успокоить несогласных, заявив, что включение рыси в перечень охотничьих ресурсов не значит, что охоте быть.
— У нас точно так же в законе Омской области «Об охоте…» находится благородный олень, на которого осуществляется распределение квот посредством жеребьевки. Но вместе с тем квота на благородного оленя не выдается ввиду недостаточного количества данного вида охотничьих ресурсов. Таким образом, на рысь, учет которой ведется и ежегодно показывает прирост по численности в Омской области, квота будет выдаваться только в случае возможного установленного объема и обязательно согласовываться с Министерством природных ресурсов Российской Федерации, — подчеркнул чиновник.
Точку в обсуждении поставил председатель комитета по аграрной политике, природным ресурсам и экологии Заксобрания Омской области Владимир Пушкарев.
— Мы понимаем так, что будет профессиональный подход, профессионалы министерства, профессионалы общественности будут внимательно за этим следить. Я ж не думаю, что мы завтра кинемся с ружьями гоняться за этой рысью. Будет возможность — будет охота, не будет возможности — не будет никаких торгов, ничего. Зато хотя бы будет вестись наблюдение, — заявил он.
В итоге законопроект в предложенной Минприроды редакции поддержали 26 депутатов из 43, против высказались 13, еще 2 депутата воздержались и 2 не голосовали.