Из-за событий на Украине международная федерация кошек (FIFE) запретила животным, которые были выведены в России, участвовать в своих выставках за пределами нашей страны. Примечательно, что об этом решении организация объявила в День кошек — 1 марта. Ограничения будут действовать не менее трех месяцев — то есть, вход на мероприятия федерации FIFE российским котикам закрыт как минимум до 31 мая.
FIFE — организация с многолетней историей. Ежегодно она проводит более 700 выставок кошек, а также занимается регистрацией питомников и родословных животных. FIFE объединяет более 200 судей по всему миру, в том числе и в России. Корреспонденты NGS55.RU решили выяснить, как отразятся на омских котиках ограничения, которые ввела в начале весны FIFE. Мы побывали на выставке кошек, в которой принимали участие титулованные животные, чтобы задать этот вопрос заводчикам. Мероприятие оказалось закрытым, поэтому наш с фотографом Еленой Латыповой путь в царство восхитительных котов и кошечек был тернист и полон препятствий. Но, в конце концов, организаторы мероприятия пошли нам навстречу.
На выставке объектив камеры нашего фотокора сразу же начал выискивать обделенных вниманием мирового сообщества пушистиков с опущенными ушками и поникшими хвостиками. Но похоже до санкций нет дела ни мейн-куну, который вальяжно распластался на цветастой подушке, ни свернувшемуся клубочком пушистому сибиряку, ни весьма разговорчивой бенгальской кошке. А ушки поникли только у миловидного скоттиш-фолда, да и то потому, что это обусловлено стандартами породы. У котиков всего мира общие ценности, которые останутся неизменными при любых обстоятельствах — мягкая лежанка, вкусная еда в мисочке и ласковые руки хозяина. А с этим проблем у участников выставки нет.
Помимо FIFE в мире существует еще немало других международных фелинологических ассоциаций, которые также имеют право присваивать кошкам чемпионские титулы. Они пока никаких ограничений для российских кошек не вводили. Например, сегодняшнее мероприятие проходит по системе ICU — пятнадцать лет назад ее придумали в России, но она тоже имеет статус международной. ICU дает «зеленый свет» не только породистым кошкам — титулы по этой системе могут получить и беспородные питомцы.
— Я думаю, что эти ограничения мало отразятся на деятельности нашего клуба Funny Cat. Выставляться в других системах кошкам пока никто не запрещал. Думаю, что даже если подобный запрет наложит международная система WCF (аббревиатура расшифровывается как «Всемирная федерация кошек»: в ней зарегистрировано большинство российских фелинологических клубов. — Прим. ред.), ничто не помешает клубам проводить запланированные мероприятия как независимые. Кстати, когда я регистрировал родословную участников мероприятия, выяснилось, что один из них в прошлом году котенком приехал в Омск из Донецка. Так что даже во время конфликта на Донбассе там продолжали разводить и продавать животных, — рассказывает мастер-клерк выставки Виталий Косарев.
Сейчас среди омских заводчиков особенно популярны величественные мейн-куны. Всего год назад омичка Надежда Герман стала хозяйкой пятимесячного котенка с характерными кисточками на ушах. Сейчас она является владелицей питомника, в котором содержатся шесть представителей этой породы.
— Я увидела в интернете объявление о продаже котенка породы мейн-кун с родословной. Этот малыш к своим пяти месяцам был больше двух булок хлеба. Меня впечатлили размеры этих гигантских котов — поняла, что хочу завести именно такого питомца. К мальчику я купила девочку, потом еще одного котика и... в общем, меня это всё затянуло, — рассказывает омичка.
По словам Надежды, в прайде существует определенная иерархия — лидеры кошачьей стаи первыми подходят к миске и игрушкам. Определенное преимущество есть у окотившихся самок — именно им легче завоевать статус королевы среди сородичей. Однако, в целом, животные мирно сосуществуют друг с другом. Да и вообще суровые с виду мейн-куны славятся своим спокойным и дружелюбным нравом. Представителей этой породы называют «ласковыми великанами».
Владелица еще одного питомника мейн-кунов Елена Строгонова занимается разведением кошек на протяжении двух лет. Она с любовью рассказывает про своего нового питомца — семимесячного красавца с кремово-серебристой шерстью по кличке Мажор. Мажор любит посещать грумера (это такой кошачий парикмахер) и сидеть на руках у своей хозяйки.
— Мне кажется, что это всё временно. Но даже если и не временно, то мы ничего не теряем — за границу котов всё равно не продавали. Всё переживем. С другой стороны, пострадают питомники, которые продают котят только за рубеж, — говорит Елена.
Хозяйка роскошного шестнадцатилетнего кота сибирской породы по кличке Фарик — чемпиона мира среди кастратов по системе WCF и МФА (Международная фелинологическая ассоциация) ничуть не огорчена ограничениями. Вальяжному Фарику (кстати, по паспорту его зовут Фаворит) от этого решения тоже ни холодно ни жарко — он в любом случае останется титулованным красавцем. Сибиряки по-прежнему будут востребованы за рубежом — кошек этой породы за их потрясающий интеллект и великолепную внешность ценят в Германии, Франции и Великобритании.
— Запрет ввела федерация, которая по большей части проводит выставки на территории Европы. В России есть свои системы, по которым мы выставляемся. Сегодняшняя выставка проходит по системе ICU, которая была основана в России, и поэтому никакие санкции нам не мешают. Да и котам не объяснишь, что такое санкции — титул у зверей как был высоким, так таким и останется. Так что мы ничуть не проиграли в том, что нам запретили участвовать в заграничных выставках, — поясняет хозяйка Фарика.
Совиный взгляд и маленькие ушки рыже-белого скоттиш-фолда, между прочим уже юного чемпиона, мало кого могут оставить равнодушным. Семимесячный котик абсолютно спокоен — его хозяйка Валентина Звиргздиньш говорит, что у него очень дружелюбный нрав. Немного нервничает молодая европейская бурма Асти — это ее вторая выставка. Хозяйка кошечки говорит, что ее питомице свойственны покладистость и игривость, но сегодня шоколадная красотка испытывает стресс из-за огромного количества сородичей вокруг.
Сложно не восхититься красотой бенгальской кошки — за компанейский характер и привязанность к хозяевам ее часто называют «котопес».
— Наш кот Макс очень общительный, но серьезный. Обожает играть — с ним никогда не соскучишься. Пару лет назад я увидела бенгальскую кошку, прочитала про ее характер и поняла, что это — мое. Я не люблю кошек, которые живут сами по себе, не хотят сидеть на руках. Наш кот всегда приветствует нас, когда мы возвращаемся домой, поддерживает любой диалог своим выразительным «мяу». А решение FIFE меня совсем не расстроило. Просто я совсем не понимаю, зачем втягивать котов в политику. Ну при чем здесь животные? Обидно, конечно, за других кошек. Так же, как и за наших паралимпийцев, — говорит Ольга, хозяйка двух бенгальцев — Макса и Чупы, и ее горячо поддерживают другие заводчики.