Здоровье «Вижу на ощупь»: незрячая массажистка научилась заглядывать в душу своим пациентам

«Вижу на ощупь»: незрячая массажистка научилась заглядывать в душу своим пациентам

Медсестра по массажу Алёна Ковалёва рассказала о своей любимой профессии

Алёна Ковалёва на протяжении 15 лет практикует массаж 

Руки медицинской сестры по массажу Алёны Ковалёвой называют золотыми. Но сама массажистка их никогда не видела — она родилась незрячей. Алёна видит на ощупь — пациенты говорят, что она чувствует не только их тело, но и душу.

«Слепой массажист не только вылечит ваше тело, но и преобразит его, а в преображенном теле от счастья будет трепетать душа»: так о незрячих остеопатах говорят в Индии. В восточных странах их ценят ещё с древних времён. В советской России первая школа массажа для незрячих появилась только в XX веке, в послевоенные годы. Многие участники Великой Отечественной войны вернулись домой слепыми — они потеряли зрение в боях. В 1948 году в Кисловодске открылись трехмесячные курсы для незрячих массажистов, а спустя десять лет курсы были преобразованы в профессиональную школу с двухлетним сроком обучения.

Раньше незрячие могли получить профессию массажиста в омском медицинском колледже № 3. Одной из выпускниц этого колледжа и стала наша героиня. Сейчас отделение для незрячих в омском колледже закрыли — теперь за профессией массажиста незрячим омичам приходится ехать в Томск.

Мы поговорили с Алёной об особенностях её профессии, а заодно выяснили, приспособлена ли омская городская среда для инвалидов, ведущих активную социальную жизнь.

«И как она здесь будет работать?»

— После окончания школы передо мной, разумеется встал вопрос: «Куда пойти учиться?». У незрячих вариантов не так уж и много — можно, например, получить музыкальное образование, если есть к этому способности. Или пойти тропой гуманитария — на исторический или филологический факультет, либо изучать психологию. Есть среди незрячих и программисты. Но нас, массажистов, больше всего.

Честно говоря, выбирая эту профессию, я руководствовалась меркантильными соображениями. Хотелось хорошо зарабатывать. Но когда я начала учиться в медколледже, поняла, что это ещё и очень интересно. На занятия ходила с удовольствием. После окончания колледжа я попыталась устроиться в муниципальную поликлинику. Оказалось, что это не такая уж и простая задача.

Помню, как я стояла в отделе кадров и слышала прямо перед собой голос одной из сотрудниц: «И что? И как она будет здесь работать?». Неужели она думала, что если я ничего не вижу, то значит, не могу услышать и эти слова, стоя всего в паре метров от неё? Не знаю, как в бюджетных учреждениях обстоят с этим дела сейчас, но тогда, в начале двухтысячных, я почувствовала по отношению к себе некоторое напряжение.

На мою сторону встала врач-физиотерапевт. Она пришла к руководству поликлиники сказала, что возьмет на себя ответственность за меня. Помню, как я удивилась тому, что практически незнакомый мне человек так проникся моей судьбой. В итоге меня взяли на работу в эту поликлинику. А эта женщина из отдела кадров, кстати, потом регулярно ходила ко мне на массаж.

В медицинской клинике «АртМед» Алёна работает с 2013 года

Посмотреть — значит потрогать

— Но после девяти лет работы в поликлинике мне захотелось получить какой-то толчок для нового развития. И я пошла работать в частную клинику — медицинский центр «АртМед». Я позвонила в клинику и сразу предупредила о том, что я незрячая. А мне на другом конце провода говорят: «Ну и что? Вас это смущает?». Сначала я здесь просто подрабатывала, потом меня взяли в штат.

Я люблю свою профессию за то, что вижу её результаты. Да, я именно так и говорю: «Вижу». Незрячие тоже используют эти слова — «вижу», «смотрю», только в немного другом значении. Это у нас означает потрогать что-то руками. Вот, например, если я говорю кому-то: «Вот, посмотри!» — это означает, что я предлагаю ему что-то пощупать.

Тактильная чувствительность хорошо развита у всех массажистов — не только у незрячих. Нужно хорошо ощущать структуру мышц. Мне понадобилось достаточно много времени, чтобы научиться чувствовать проблемы пациента на ощупь. Сейчас я могу без особого труда их выявить при осмотре.

Первый прием я всегда начинаю с разговора с пациентом. И знаете, некоторые приходят сюда не за массажем, а для того, чтобы просто поговорить. А есть пациенты, которым эти беседы совсем не нужны — им хочется полностью расслабиться. Иногда в процессе разговора выясняется, что у человека есть не только физические, но и психологические или даже психические проблемы. Я в таких случаях напрямую говорю человеку о том, что ему нужен психотерапевт. Люди, как правило, реагируют агрессивно — не каждый готов принять такую информацию. Но я, как бы это пафосно ни звучало, хочу работать не только с телом, но и с душой человека. Вот в последнее время стала изучать психосоматическую медицину.

В последнее время Алёна изучает взаимосвязь между психологическими факторами и телесными заболеваниями

Пациенты, конечно, часто спрашивают, сильно ли устают у меня руки. Если массажист будет работать только кистями рук, у него неизбежно будут деформироваться суставы. Поэтому нагрузку нужно переносить на всё тело. Но на самом деле сильнее всего у массажистов устают вовсе не руки, а ноги. Тут уж ничего не поделаешь — обычно я не позволяю себе проявлять усталость, пока не закончу приём.

Я очень радуюсь, когда моя работа даёт ощутимый результат. Как правило, это происходит после четвёртого сеанса. Но случается, что человеку требуется гораздо больше времени. Почему так происходит? Я заметила, что многие современные люди привыкли контролировать всё вокруг себя. Они контролируют своих членов семьи и близких, контролируют своих коллег по работе. Такого человека мне легко распознать — он даже во время массажа не может расслабиться. Он привык постоянно держать всё свое тело под контролем. Я дотрагиваюсь до руки — а он её отдергивает. А дальше ждёт команды: руку надо согнуть или, может, наоборот — разогнуть? Он не знает, что ему делать без указаний, ждёт их. А мне нужно-то всего лишь, чтобы человек расслабился. Не только телом, но и головой. Пусть даже не во время массажа, хотя бы после сеанса, у себя дома.

На работу я езжу на маршрутке. Добираюсь без проблем. У меня в телефоне есть специальное приложение-навигатор, которое объявляет остановки — это очень удобно. По городу предпочитаю передвигаться с тростью. Очень хорошо, что прямо перед нашей клиникой на остановке «Улица Декабристов» несколько лет назад установили звуковой светофор. Ещё очень хочется, чтобы в Омске появились звуковые оповещения о прибытии транспорта.

Инвалидом я себя не ощущаю — у меня есть любимая семья: муж и сын, любимая работа и много разнообразных хобби. Я очень люблю вязать, а в последнее время учусь шить славянские куклы-обереги. Много читаю, посещаю бассейн. Очень люблю учиться новому, в том числе и новым техникам массажа.

Мой сын, к счастью, родился зрячим. Он очень творческий мальчик — учится в музыкальной школе игре на флейте. Думаю, что вряд ли сын пойдёт по моим стопам — его привлекает искусство. Хотя свою профессию я тоже считаю немного творческой.

Ирина Буркина
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
2
ТОП 5
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Животные — это не дети»: как омичка с кошкой четыре месяца искала съемную квартиру
Анастасия Чеснокова
Корреспондент
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Свежесть пройдет, а ущербность останется»: краевед раскритиковал ремонт 70-летнего дома в Нефтяниках
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления