Говорим с психологом, адвокатом, владельцем магазина оружия и инструкторами Центра воинского искусства о самообороне
Защищать свою жизнь — естественное право любого человека. Но в мире к самообороне относятся по-разному: в США достаточно иметь водительские права, чтобы купить оружие, а в некоторых странах Европы запрещено даже носить складной нож. По российским законам дать сдачи нападающему можно при «необходимой обороне», то есть при защите себя и других людей, когда есть реальная опасность.
Те из нас, кто задумываются о безопасности, начинают заниматься боевыми искусствами или ходят на курсы самообороны. Кто-то покупает травматические пистолеты, ножи и газовые баллончики. Автолюбители нередко возят с собой биты.
Корреспондент НГС.ОМСК решил выяснить у специалистов, стоит ли носить с собой оружие и какие знания нужно иметь, чтобы выжить в опасной ситуации. Подробности — в материале НГС.ОМСК.
«Используйте мозги. Остальное — по ситуации»
«Прежде всего, вспоминается фраза: "Пусть меня лучше судят двенадцать, чем несут четверо"», — начинает разговор об оружии директор одноимённого магазина Сергей Кривич. Судя по прайс-листу магазина, купить газовый баллончик здесь можно за 230–470 рублей. Разбег цен на травматическое оружие, по словам директора магазина, большой — от 500 рублей (в комиссионном отделе) до 50 тысяч рублей. К тому же носить его могут только те, кто получил разрешение в областном УМВД. Но зачастую для самообороны используют то, что попадётся под руку, — обычный нож или палку, считает Сергей Кривич.
«Если вы не убедились в правомерности своих действий, лучше оружие не применять. А если вы уверены, что угроза прямая, то нужно его применять обязательно — отморозков сейчас хватает», — рассуждает он. Сразу видно: Сергей был в подобных ситуациях и знает, о чём говорит. Он подчёркивает, что оружием нужно уметь пользоваться — ходить в тир или заниматься на специальных курсах, ведь в опасной ситуации высока вероятность того, что человек растеряется.
«Самооборона — это прежде всего диалог и психология. Выигран тот бой, который не состоялся», — продолжает предостерегать он.
К легализации огнестрельного короткоствольного оружия Сергей относится положительно, при этом добавляет, что контролировать владельцев огнестрела должны надзорные органы, а продавать такое оружие людям до 30 лет не стоит.
Однако на вопрос о том, что лучше использовать для самообороны в российских реалиях, Сергей говорит: «Мозги. Остальное — по ситуации».
От самообороны до срока: защищаться на улице или в суде?
Опасно ли пускать оружие в ход даже при самообороне? По словам члена омской коллегии адвокатов Серикжана Куандыкова, оправдывают защищавшихся нечасто — за произошедшее отвечать приходится обеим сторонам. Адвокат приводит статистику: в прошлом году в России осудили 900 человек за превышение пределов самообороны. Из них в 300 случаях конфликт закончился убийством, 135 человек отправили в тюрьму, 52 человека осудили за убийство. «По Омску в процентном соотношении статистика примерно такая же», — говорит он.
Отношение к легализации огнестрела у Серикжана отрицательное: «Не исключен тот момент, что им могут воспользоваться не для защиты, а для нападения, в состоянии опьянения или просто [могут] похитить его у порядочного человека». Делить ответственность вместе с владельцем оружия должны надзорные органы, считает Серикжан.
На вопрос, как бы он советовал поступать при нападении, адвокат отвечает:
«В молодости мне не нравился этот совет, но сейчас я считаю: лучше просто убежать».
Если же это не удаётся, то лучше всего использовать борцовские приёмы и удерживать обидчика до приезда полиции. Важна, конечно, как физическая, так и психологическая подготовка.
«Преступники не боятся оружия. Они сами вооружены. А обычные люди не будут покупать оружие по ряду причин: дорого, нужно разрешение, сейф, оружие опасно само по себе», — добавляет он.
По словам Серикжана, российские законы не запрещают людям обороняться, но правоохранители трактуют нормы по-своему: «Идёт сбор материалов дела, это всё надо читать, вникать, разбираться. Это бюрократическая машина. Проще, если [защищавшийся] человек признает вину, после чего осудить его. Сроки дают небольшие, зачастую условно. Иногда и адвокаты идут по такому же пути. Сейчас вектор суда в данной ситуации — сажать. Необходимо его менять».
При вынесении приговора обязательно нужно учитывать неожиданность нападения, количество нападающих, их вменяемость, считает адвокат. Оружие против человека, проникшего в дом, использовать нельзя, если он не нападает на вас. Закон не разграничивает защиту себя и близких в своем доме и вне его, так же как и самозащиту и защиту других людей. Но оправдательных дел по самообороне больше, когда человек защищает именно своих близких, а не неизвестных ему людей.
По словам Серикжана, в последние годы начинает появляться положительная практика — оправдательных приговоров для защищавшихся людей становится больше. «Вообще это всё очень спорный вопрос. В первую очередь нужно менять отношение обвинителей и суда», — заключает Серикжан.
Психология защиты: будь готов
Подавляющее большинство людей при неожиданном нападении впадают в ступор, пугаются, и лишь немногие реагируют адекватно, рассуждает врач-психотерапевт Олег Краля.
«Нет типичной манеры поведения для человека, на которого напали: у кого-то это спокойный ответ, кто-то ведёт себя агрессивно, кто-то спасается бегством. <…> Я считаю, что нужно заниматься боевыми искусствами, тренеры учат не только драться, а дают ещё и знания философии, рассказывают, как управлять своей агрессией», — поясняет он. Психотерапевт, который 17 лет занимался тайским боксом, отдаёт предпочтение боевым искусствам, ведь
знания всегда с тобой, а оружия может не оказаться под рукой.
Олег Краля оружие не любит и говорит, что человек, который постоянно с ним ходит, может быть не уверен в себе или, наоборот, готовится его применить. К легализации огнестрельного короткоствольного оружия он относится отрицательно.
«У нас такая ментальность — чем больше власти, тем больше позволено. Надо показать, что ты круче. Человек сам будет стараться формировать такие ситуации, чтобы применить оружие», — говорит психотерапевт.
Адекватный человек, который готов к отпору, сможет себя защитить или выйти из ситуации таким образом, чтобы не пострадать, ему не нужно оружие, считает он.
Нож — на тренировке, сила духа — на улице
В зале Центра воинского искусства парней в защитной экипировке учат обращаться с ножом и отбиваться от него. Полтора часа они проводят в спаррингах. Всё в полную силу, максимально приближено к реальности, только вместо настоящих клинков деревянные и резиновые ножи.
По просьбе корреспондента НГС.ОМСК инструктор Николай Дербышкин и его ученик показывают приёмы, благодаря которым можно защититься самому и не навредить нападающему.
Другие ученики центра показали, что делать, если вас хватают за плечо.
В раздевалке после занятий Николай и его коллега Камиль Сайфулин рассказывают, что на тренировках их ученики выплескивают свою энергию. «И лучше пусть это будет в зале, чем на улице», — говорит Николай. Девушки приходят редко, причём многие просто хотят познакомиться, рассказывают с улыбкой тренеры.
В первую очередь тренировки повышают самоуверенность. «Человека, который занимается какими-то видами единоборств, всегда видно: в нём есть какой-то внутренний заряд, дух», — говорит Николай и добавляет, что
с таким человеком зачастую не хотят связываться — чувствуют, что он может дать отпор.
При этом на тренировках не задерживаются люди, которые хотят получить поверхностные знания и использовать их на улице не для защиты, а для нападения. «Одно-два занятия, и человек уходит. Этих людей сразу видно», — замечает Николай.
Сложно приходится тем, у кого не хватает терпения и выносливости. Камиль рассказывает, что уговаривал себя первые четыре месяца не бросать занятия: «Важно научиться терпеть нагрузки, боль, преодолевать себя».
«Основной уклон в нашей школе — это работа с холодным оружием. Но мы не советуем его носить с собой, поскольку высока вероятность летального исхода или случая, когда оно будет использовано против вас», — подчёркивает Николай.
Инструктор говорит, что к разрешению носить огнестрельное оружие у него двоякое отношение, поскольку сначала в случае легализации произойдёт волна преступлений, будет неразбериха с законами и получением разрешений. «Могут начаться разборки в стиле 90-х», — говорит он.
«Всегда сразу можно понять, просто пугают или собираются убивать, и действовать надо по ситуации», — советует Камиль. Он считает, что лучше всего избегать конфликта.
«Не нужно испытывать судьбу и себя. Видишь компанию в тёмном переулке поздно ночью — обойди», — подытоживает инструктор.
Фото и видео автора
Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Пишите нам в Viber и WhatsApp: 8-913-670-33-77.