К юбилею Победы в Великой Отечественной войне NGS55.RU запустил проект «Фронтовой инстаграм». Каждую неделю мы публикуем фотографии из семейных архивов наших читателей, рассказывающие о войне и её участниках. Все присланные нам фото появляются на нашем сайте и добавляются в специальный аккаунт в Instagram.
Сегодня мы расскажем о Якове Соломоновиче Пельменштейне — омиче, который, окончив пять классов школы, отправился работать шофёром, а во время Великой Отечественной войны служил помощником командира взвода автороты и водителем в миномётном полку. Историю Якова Соломоновича рассказал его внук Яков Полищук. По его словам, на фотографии — лето-осень 1942 года (поскольку у Якова Соломоновича на снимке ещё нет погон). Ещё до начала Второй мировой войны Яков Соломонович служил в РККА (в 1932–1933 годах, кавалерия и автомобильные войска), после возвращения из армии сперва работал шофёром, потом стал начальником гаража Омского обкома ВКП(б).
В июле 1941 года Яков Пельменштейн ушёл на фронт. С октября 1941 года по май 1943 года служил в 620-м батальоне аэродромного обслуживания 9-й воздушной армии, где был помощником командира взвода автороты. С мая 1943 года по октябрь 1945 года служил водителем в 83-м Гвардейском миномётном полку. Именно в этот период он получил медали «За отвагу» (31 октября 1943) и «За боевые заслуги» (23 января 1944). Последнюю он получил за то, что 14 января 1944 года возле села Виноград сохранил штаб и вывез машину в безопасное место, несмотря на то, что окрестности обстреливала артиллерия противника. После этого Якова Соломоновича представили к награждению орденом «Красной Звезды» (в итоге он его получил).
«Товарищ Пельменштейн Яков Соломонович в период прорыва вражеской обороны и в наступательных операциях на участке 101 СК 38 Армии проявил себя смелым, находчивым, решительным и отважным шофёром. Как специалист своё дело знает отлично и умело применяет его в боях с немецкими захватчиками. Машину всегда содержит в исправном техническом состоянии, готовой к выполнению любой поставленной боевой задачи. В сложных тактических условиях боя ведёт себя хладнокровно и уверенно. Не считаясь с усталостью и сном, находясь беспрерывно в рейсе, он всегда в срок выполняет поставленную боевую задачу. Благодаря находчивости и умелому мастерству ведения машины он не имел ни одного случая аварии и поломки. Всегда своевременно без посторонней помощи он проводит мелкий ремонт, вследствие чего его машина без поломок прошла более 8000 километров. Помогает другим шофёрам в ремонте автомашин. В работе инициативен, ловок и сноровист. Технику любит и бережно к ней относится. Имеет большой практический опыт. Борется за экономию горючего. Пользуется заслуженным политическим и деловым авторитетом среди личного состава полка. Лично дисциплинирован и исполнителен», — так было указано в представлении Пельменштейна к ордену.
Также Яков Соломонович награждён орденом Отечественной войны II степени, медалью «За освобождение Праги» и чехословацкой медалью «За взятие Дукельского перевала». В 1946 году он вернулся домой. По словам Якова Полищука, рассказывать о войне его дед не любил.