В России свадебные церемонии очень часто проводят с элементами старинных обрядов — в какой-то момент это даже вошло в моду. NGS55.RU пообщался с представителями разных национальностей, проживающих в Омской области. Они рассказали нам о свадебных традициях своих народов, которые до сих пор популярны.
Традиция выкупа невесты распространена во многих культурах. Например, на татарской свадьбе жених обязательно должен преподнести невесте какой-нибудь ценный подарок. Обряд венчания у мусульман называется никах — его проводят в мечети.
Сначала мусульманский священник — мулла — читает молитву, затем молодоженам выдают документ о регистрации брака. После обряда венчания начинается пышное застолье — гостей угощают блюдами из традиционной татарской кухни. Главное сладкое лакомство на таком столе — чак-чак, который приготовила сама невеста или её мама. Празднование может длиться несколько дней, а то и целую неделю. По словам омской тамады Маргариты Аминовой, сейчас обряд никах среди молодых омских татар популярен как никогда.
— Есть, конечно, и один минус, свойственный нашему времени. Частенько никах проводят со спиртными напитками, а ведь это категорически запрещено, — говорит Маргарита.
Традиция обмениваться подарками перед свадебной церемонией распространена и у казахов.
— Самые дорогие подарки сваты преподносят бабушкам и дедушкам. Матери невесты принято дарить золотое или серебряное кольцо, брату невесты — часы, сестренке — сережки, женщинам, которые помогают готовить угощения, — мешок со сладостями и обрезами ткани. В наши дни туда же могут положить ещё и бутылку шампанского или коньяка. Обычно более щедрые дары преподносят со стороны жениха, но случается, что одна из сторон старается сэкономить на подарках, в то время как вторая сторона на них не скупится. Нередко в таких случаях прямо на свадьбе возникают раздоры, — рассказывает старший научный сотрудник Сибирского отделения Российской академии наук Шолпан Ахметова.
Особый обряд на свадьбе у казахов — «куйрык бауыр асатуу» — угощение гостей бутербродами с бараньей печенью и курдючным салом. Закуски разносят молодые женщины, лицо одной из которых непременно должно быть прикрыто платком с кистями. При этом женщины распевают незатейливые шутливые песенки — аналог русских частушек.
Раньше у казахов порицалось, если после свадьбы новоиспеченный муж перебирался жить в дом жены — в народе таких мужчин называли «зять-щенок». Сейчас, по словам Шолпан Ахметовой, такие предубеждения отошли в прошлое.
— На смену калыму пришел обряд проводов невесты «ана сути», во время которого матери невесты преподносят подарки — вознаграждение за то, что она родила и воспитала дочь. «Ана сути» переводится как «молоко матери». Удивительно, но в наше время некоторые считают, что «ана сути» — это есть калым, хотя это совершенно разные вещи, — рассказывает Шолпан Ахметова.
Российские немцы уделяют особое внимание наряду новобрачных. Голову невесты принято украшать венком из искусственных или живых цветов — это символ долголетия молодых. На грудь жениха прикрепляют штраус — аналог бутоньерки с очень длинными лентами. Считается, что чем длиннее будет лента, тем дольше продлится совместная жизнь супругов. А ещё в день церемонии невеста не должна оглядываться назад — иначе быть второму браку.
По обычаям немцев в Сибири, свадьба проходит в два этапа — сначала её празднуют в доме невесты, а на следующий день торжество перемещается в дом жениха. После венчания молодые супруги отправлялись в своё будущее семейное гнездо. На крыльце дома они пьют вино из одного бокала, а затем жених разбивает бокал о дверь дома.
Ритуал с битьем бокала из-под вина распространен и на еврейских свадьбах. По словам главного раввина Омской области Ашера Кричевского, это делается в знак скорби о разрушенном Иерусалиме. Венчание у евреев называется обрядом хупы. Сама хупа — это специальный шатёр, под которым новобрачные стоят во время обряда бракосочетания.
Накануне торжества жених и невеста посещают кладбище и кладут на могилы своих родственников приглашения на свадьбу. Таким образом они приглашают на праздник души своих умерших предков. Евреи верят, что на свадьбе присутствуют сразу три поколения их рода — в том числе и те, кого уже нет в живых. По этой же причине церемония бракосочетания проходит под открытым небом. Как правило, у евреев только жених надевает кольцо на палец невесты. Перед началом церемонии невеста должна семь раз обойти вокруг жениха. После чтения молитвы супруги подписывают брачный договор на арамейском языке, а затем разбивают ещё и тарелку — в знак необратимости заключенного союза.
А у тувинцев невеста приезжает на свадьбу на белой лошади. Примечательно, что у этого народа именно невеста едет «в гости» к жениху перед началом церемонии, а не наоборот. На половине пути свадебную процессию встречают гонцы жениха.
В старину участники свадьбы останавливались на перевалах и священных местах, делали жертвоприношения духам-хозяевам. Подъехав к аалу, свадебный кортеж невесты трижды объезжает юрту жениха. Затем невеста в свадебном головном уборе под названием «думаалай» в сопровождении нарочно прихрамывающей старушки идет к юрте жениха и угощает его родственников молоком. Перед тем как молодожены заселятся в свою юрту, почтенный старик аала смазывал углы юрты куском вареного курдюка.
Свадебный регистратор Алеся Григорьева отмечает, что популярность церемоний в народном стиле продолжает расти. При этом к ней нередко обращаются уже давно состоявшиеся семейные пары, желающие провести обряд спустя много лет после официальной регистрации брака.