19 октября вторник
СЕЙЧАС +14°С

Почему бюджет теряет миллионы, или Как корреспондент платил за проезд школьной и пенсионной картой

Как выяснилось, пенсионными и школьными картами в автобусах пользуются не только льготники

Поделиться

Корреспонденты NGS55.RU решили разобраться во всех тонкостях транспортной реформы

Корреспонденты NGS55.RU решили разобраться во всех тонкостях транспортной реформы

Поделиться

Редакция NGS55.RU внимательно следила за транспортной реформой с того момента, как эта идея сформировалась в полноценный проект. Вопросов на каждом этапе реализации программы было множество, но поводом для этой публикации стала колонка омского маршрутчика Олега Попова — водителя, который работает вместе со своим той-терьером Чарликом Олеговичем Вторым. Мужчина рассказал, как часто сталкивается с омичами, которые пытаются расплатиться льготными картами без соответствующих удостоверений. Тогда мы решили разобраться в этой проблеме более детально.

Пролог

Всё началось в середине октября 2018 года, когда стало известно о планах властей поднять цены на проезд в муниципальном транспорте до 30 рублей. 

Для того чтобы жители могли сэкономить, департамент транспорта предложил омичам использовать электронные проездные, бесконтактные банковские карты и мобильное приложение, благодаря которым плата за проезд в общественном транспорте вновь опускалась до 25 рублей. 1 января новые цены вступили в законную силу, но новые терминалы к этому готовы не были. Так наступил период «неисправных» транспортных карт, плавающих цен на проезд, повсеместных скандалов и невозможности пополнения баланса.

Через несколько дней мэрия столкнулась с новой проблемой. За конец декабря и начало января омичи скупили больше транспортных карт, чем за весь прошлый год. В итоге к 10 января карт стало не хватать, и «Пассажирсервис» объявил о покупке ещё 20 тысяч проездных. Власти просили омичей не устраивать искусственный ажиотаж, но жители города, сбитые с толку процессом внедрения новой системы, упорно продолжали набирать по пять карт в одни руки — желали «обрести уверенность в будущем».

Сегодня в муниципальном транспорте омичи платят от 22 до 30 рублей. Но льготная карта позволяет рассчитаться 15 или 18 рублями

Сегодня в муниципальном транспорте омичи платят от 22 до 30 рублей. Но льготная карта позволяет рассчитаться 15 или 18 рублями

Поделиться

Вероятно, именно тогда начали появляться крайне предприимчивые псевдольготники. Жители нашего города начали активно скупать льготные транспортные карты со статусами «школьник», «студент» и «пенсионер», не имея на то фактических оснований. И поскольку водители и кондукторы особо не вглядывались в предъявленные им удостоверения, а продавцов «Дилижанса» и вовсе не обременили обязанностью проверки документов при продаже карт, омичи стали значительно чаще ездить по более низким ценам, отдавая вместо положенных 30 и 25 всего лишь 18 рублей. А те, кто посмелее, так и вовсе расплачивались 15 рублями.

Тем не менее в некотором транспорте всё-таки были бдительные кондукторы и водители. После фразы: «Показывайте удостоверение или платите 30 рублей!» — скандалы между водителями, кондукторами и пассажирами вспыхивали с новой силой. Мы решили проверить, насколько легко сейчас проехать по льготной карте, и отправились в киоски сети «Дилижанс».

В павильоне мы без труда купили сразу три льготные карты

В павильоне мы без труда купили сразу три льготные карты

Поделиться

Покупай любую

На сегодняшний день в муниципальном транспорте омичи платят от 15 до 30 рублей. Школьники — 15, студенты и пенсионеры — 18. Гражданская карта позволяет рассчитаться 25 рублями, а наличный расчёт обходится в 30 рублей. У частных перевозчиков цены немного выше: школьники, студенты и пенсионеры платят по 22 рубля, но оплата гражданской картой и наличными остаётся прежней — 25 и 30 рублей соответственно. Для понимания: себестоимость провоза пассажира в среднем около 40 рублей (у разных перевозчиков по-разному). Таким образом, если школьник едет за 15 рублей, то ещё 25 за него платят перевозчикам из городского бюджета. 

По данным с официального сайта департамента транспорта, омичи могут купить электронные проездные билеты в 68 пунктах продажи. Корреспондент NGS55.RU Ангелина Рунова и фотограф Елена Латыпова решили проверить три павильона сети «Дилижанс» и приобрести льготные транспортные карты.

Ни в одном из киосков не спросили соответствующих документов, и в результате корреспонденты NGS55.RU пополнили ряды «льготников».

— Вы хотите сказать, что я могу купить сразу несколько карт?

— Деточка, ты можешь купить столько, сколько захочешь.

— А вам не нужно проверить моё удостоверение?

— Этим займётся кондуктор в автобусе, когда ты попробуешь выдать себя за пенсионерку.

— В таком случае давайте три.

Словом, всё прошло как по маслу. Добродушная женщина детально объяснила, как именно следует пополнять баланс, и после того, как мы положили на карты «школьник», «студент» и «пенсионер» по пятьдесят рублей, отправила нас на все четыре стороны. 

Именно в этот момент корреспондент расплатилась льготной картой школьника. Удостоверения кондуктор не попросила, но мы решили скрыть лицо женщины, чтобы её не уволили

Именно в этот момент корреспондент расплатилась льготной картой школьника. Удостоверения кондуктор не попросила, но мы решили скрыть лицо женщины, чтобы её не уволили

Поделиться

Именно здесь и зарождается основа для будущего конфликта между кондукторами, водителями и пассажирами. Последние считают, что раз удостоверение не попросили при продаже карты, этого не сделают и впредь. Но должны ли сотрудники сети «Дилижанс» проверять документы? Как оказалось, нет. Директор «ОмскТрансКарт» Дмитрий Усенко объяснил, что транспортные карты не являются именными. При покупке они не закрепляются за конкретным человеком, и потому можно купить любую из них и отдать хоть брату-школьнику, хоть бабушке-пенсионерке.

— Продавцы не обязаны проверять, имеет ли право гражданин на получение льгот и субсидий в качестве школьника, студента или пенсионера. <...> Гражданин имеет право их передавать. Поэтому мы контролировать, насколько правильно гражданин использует данную карту, не можем. В противном случае это была бы очень большая нагрузка на продавцов — заниматься сверкой паспортных данных. Это было бы чересчур, — рассказал корреспонденту NGS55.RU директор «ОмскТрансКарт». 

Информацию подтвердили и в «Пассажирсервисе». Такая концепция прописана в положении «Об использовании и пополнении электронного проездного билета (ЭПБ) длительного пользования на проезд в муниципальном пассажирском транспорте», утверждённом департаментом транспорта.

— Льготный ЭПБ дает право оплаты одной транспортной картой (транспортной картой пенсионера, транспортной картой студента, транспортной картой школьника или транспортной картой пенсионера «Омка», транспортной картой студента «Омка», транспортной картой школьника «Омка») проезда в муниципальном пассажирском транспорте одному или нескольким пассажирам, относящимся к одной категории льготников, при условии предъявления пассажирами документов, подтверждающих право на льготы по оплате проезда, — говорится в документе. 

В маршрутке у корреспондента тоже не потребовали удостоверение, и он проехал по льготной карте студента 

В маршрутке у корреспондента тоже не потребовали удостоверение, и он проехал по льготной карте студента 

Поделиться

Таким образом, при желании пользоваться одной картой могут сразу несколько человек. А основная задача продавцов в киосках — сбыть товар, и выступать контролёрами они не обязаны. 

За тридцать лет до пенсии

Но эксперимент продолжился. В автобусе корреспондент подала кондуктору проездной с ярко-рыжей полоской и надписью «Карта школьника». Двадцать минут назад в маршрутке автора рассчитали, как студентку. Теперь уровень блефа повышен.

— Школьница?

— Оканчиваю одиннадцатый класс. Не похожа?

— Да кто вас знает.

— Косметика — бич нашего времени. 

Школу корреспондент окончила несколько лет назад.

Более того, уже в следующем транспорте без лишних вопросов нашего фотографа рассчитали как пенсионерку. Кондуктор не сочла нужным проверить документы. Зачем? Проезд оплачен, скандалы никому не нужны. Подчеркнём, что корреспонденты пользовались картами исключительно ради эксперимента и ездить по ним в дальнейшем не будут. 

Контролёры, которые, как заверили в департаменте транспорта, ежедневно проверяют пассажиров, нам не встретились (да и вообще, часто ли вы их видите?). 

Нашему фотографу Елене Латыповой удалось расплатиться, предъявив карту пенсионера. За проезд она отдала 18 рублей

Нашему фотографу Елене Латыповой удалось расплатиться, предъявив карту пенсионера. За проезд она отдала 18 рублей

Поделиться

— Одна из мер устранения указанной вами проблемы — контролёры МП «Электрический транспорт» и МП «Пассажирское предприятие № 8». В настоящее время штат контролёров — 12 и 18 человек. Они работают мобильными группами по 2–3 человека. Ежедневно (включая выходные и праздничные дни) муниципальный транспорт проверяют 7 групп контроля. Постоянные проверки дисциплинируют и кондукторов, и пассажиров. Это относится и к проверке наличия удостоверений, обязательных для предъявления пассажирами, относящимися к льготной категории. В среднем проверкой ежедневно охватывается порядка 150 единиц муниципального транспорта, — пояснили в пресс-службе департамента транспорта. 

30 контролёров на город-миллионник, да и те проверяют исключительно муниципальные автобусы, троллейбусы и трамваи. Проверка транспорта частных перевозчиков в их обязанности не входит. 


Немного статистики

За первое полугодие 2018 года омичи купили 8953 транспортные карты, из них 4727 гражданских (то есть 52,8%), 2936 пенсионных (32,8%), 769 школьных (8,6%) и 519 студенческих (5,8%).

Никому не хочется устраивать лишние скандалы из-за проверки удостоверений

Никому не хочется устраивать лишние скандалы из-за проверки удостоверений

Поделиться

Как думаете, сколько проездных продали с января по июнь 2019 года с учётом того, что только за первые недели января омичи закупили больше карт, чем за весь прошлый год? 30 тысяч? 50? Не угадаете — 198 367 штук. Из них самыми востребованными оказались пенсионные карты — 70 023 (35,3%). Серебро отошло гражданским — 63 874 (32,2%). Следом — школьные (42 648 штук, или 21,5%). И последними оказались студенческие карты — 21 820 (11%), что всё равно в 42 раза больше прошлогоднего показателя. И с каждым днём общее число проданных льготных карт растёт.

Теперь обратимся к финансовой стороне этого вопроса. Представим, что гражданин N ежедневно совершает четыре поездки в общественном транспорте нашего города. Но вместо положенных 25 рублей он платит 18. Поначалу разница в семь рублей ощущается слабо. Однако в день он отдаёт 72 рубля вместо 100. Тогда за тридцать дней он тратит 2160 рублей, в то время как ему следовало потратить ровно три тысячи. Теперь разница составляет уже 840 рублей с одного человека. Попробуйте угадать, какую сумму теряет бюджет города, когда ему раз за разом приходится восполнять перевозчикам эти семь рублей. Вопрос на миллионы рублей. По данным департамента транспорта, в первом полугодии 2018 года перевозчикам из городского бюджета выделили 25 507 277 рублей на компенсацию льгот. В этом году — на два миллиона больше. 

Мнение перевозчиков 

За непроверенные удостоверения наказание светит кондукторам, водителям и перевозчикам. Именно поэтому некоторые из них (а должны, между прочим, все поголовно) требуют предъявить документы — и в случае их отсутствия просят рассчитаться наличными или вовсе покинуть транспорт. Это зачастую и становится причиной скандала. 

На все муниципальные автобусы, троллейбусы и трамваи, которые ездят по нашему городу-миллионнику, приходится лишь 30 контролёров

На все муниципальные автобусы, троллейбусы и трамваи, которые ездят по нашему городу-миллионнику, приходится лишь 30 контролёров

Поделиться

По словам главы СРО «Омские перевозчики» Владимира Геворгяна, зачастую пассажиров обескураживает «наглость» водителей, которые решают проверить наличие льготного удостоверения. Поэтому многие омичи пытаются отомстить «жадным» маршрутчикам, вместо того чтобы разобраться в ситуации и сделать выводы. Они начинают жаловаться на водителей и навешивать на них все семь смертных грехов.

— Мне рассказывали о пассажирах, которые пытаются проехать в транспорте за счёт льготных транспортных карт без удостоверения. Из-за этого конфликты часто бывают, когда пассажир средних лет предъявляет пенсионную карту. Пассажиры средних лет могут быть военными пенсионерами, полицейскими, которые раньше времени вышли на пенсию. Но и они должны предъявить документ. А они не предъявляют и устраивают скандалы. Ещё потом начинают жаловаться на водителей. А когда жалуются, придумывают, что водитель наркоман и за рулём по телефону разговаривает, и пистолет с ножом кому-то из пассажиров к горлу приставил, и так далее. Выдумывают всё, лишь бы этого водителя наказали. Часто бывает так, что человеку уже неизвестно сколько лет, а он студенческий билет предъявляет, — поделился Владимир Геворгян.

Другой омский перевозчик, Андрей Бондаренко (маршруты № 55, 89), рассказал, что, по наблюдениям его кондукторов, чаще всего проехать по льготным удостоверениям пытаются люди среднего возраста. Они накидывают себе пару лет и выдают себя за пенсионеров.

— Очень часто сталкиваемся с ситуацией, когда пассажиры пытаются выдать себя за льготников. На днях у меня было собрание, где мои кондукторы обозначили эту проблему. Не все жители города понимают, что льготные карты действуют только при наличии удостоверения. Думают, раз они купили карты, то этого достаточно. Если мои кондукторы сталкиваются с такой проблемой, мы стараемся не высаживать людей, везём всё равно, но проводим с ними профилактические работы, беседы. Объясняем, как эта система должна работать на самом деле, — рассказал он.

По мнению перевозчика, проблема заключается в массовом заблуждении о правилах использования карт, которое возникает ещё при их покупке. Он убеждён, что нужно объяснить людям, кто и на каких условиях может пользоваться льготными картами, а также стоит перестать продавать их тем, у кого нет соответствующего удостоверения.

Многие омичи ошибочно полагают, что если им продали льготные карты без проверки удостоверения, то документы не попросят и в транспорте

Многие омичи ошибочно полагают, что если им продали льготные карты без проверки удостоверения, то документы не попросят и в транспорте

Поделиться

— Конечно, группы контролёров, о которых говорит департамент транспорта, не могут проверить всех пассажиров нашего города. Поэтому, я думаю, проблему решать нужно другими силами — с помощью СМИ. Рассказать людям, как пользоваться картами, как правильно их пополнять. Нужна дополнительная информационная поддержка. Если грамотно всё разъяснить, то, может быть, проблема исчезнет, — подытожил Андрей Бондаренко.

P. S.

Простой способ обойти проблему псевдольготников нашли в Екатеринбурге, где разработали персональные карты для пассажиров. Обычную карту, которая не является именной, может купить абсолютно любой человек. Если же необходим какой-то особенный вид карты — студенческая или школьная, — нужно оформить персональный проездной. Для этого потребуется паспорт, а также студенческий билет / билет учащегося. Без этих документов карту получить будет невозможно, соответственно сэкономить обманом на проезде в Екатеринбурге не получится.

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Омске? Подпишись на нашу почтовую рассылку
Загрузка...
Загрузка...