С 1 апреля пассажиры маршруток стали платить по 25 руб. за проезд. В один день цена повысилась на 7 руб., однако, как заметили перевозчики, значительного прироста прибыли они не увидели. Бóльшая стоимость привела к оттоку пассажиров в муниципальный транспорт, в котором цена хоть и повысилась, но стала на 3 руб. меньше, чем у частников.
Как рассказали директор транспортной компании «Безопасный город» Иван Меняйлов и председатель Общественного совета автоперевозчиков Владимир Занин, в среднем каждый водитель за день перевозит 150–200 пассажиров и получает около 4000 руб. так называемой черной кассы. Распределяются деньги по-разному: в зависимости от собственника машины (водитель или предприниматель), от того, взята ли она в аренду, в кредит или выкуплена, оформлен ли водитель как штатный сотрудник или работает по договору найма.
Факторов много, но почти все перевозчики сходятся, что около 1000 руб. в день, или 25–30 % от всех доходов, уходит на топливо. Газ или бензин водитель в любом случае оплачивает самостоятельно. При работе на машине перевозчика в день он должен выполнить план, который составляет 2000–2500 руб. в зависимости от популярности маршрута. Если машина еще не выкуплена у банка, перевозчик на эти деньги оплачивает кредит, а также он тратит их на ремонт, замену шин, помывку и прочее обслуживание, вплоть до печати билетов и расклейки в салоне необходимой документации. После уплаты налогов (около 300–400 руб. в сутки) оставшаяся от 4000 руб. сумма достается водителю в качестве заработка.
Если машина принадлежит водителю, а перевозчик выполняет только такие организационные функции, как получение маршрутных карт, медосмотры и прочие, то доходы водителя вырастают до почти 50–70 % от дневной выручки, но и обслуживание машины ложится на его плечи. Перевозчику он обязан отдавать в среднем 6 тыс. руб. в месяц на уплату налогов и содержание документации.
НГС.ОМСК
Фото Ивана Рейзвих
Графика Кирилла Шматкова