Во дворах в центре города корреспонденты НГС.НОВОСТИ увидели такие антипарковочные барьеры. На AVITO и других сайтах приспособление для сохранности парковки стоит от 1200 до 2400 руб. «Увидев замок на барьере, нельзя сказать: «Ох ты гад, поставил тут машину!». Колышки и иные приспособления могут быть вполне законны. Люди пытаются закрепить за собой место, — это нормальное желание», — утверждает председатель клуба «ПравОмск» и начальник отдела управления имуществом ООО «ЖКХ «Сервис» Александр Шашкин.
В городе ежегодно число автомобилей увеличивается примерно на 30 тыс. единиц, а число парковочных мест сокращается. Утром и вечером омичи наблюдают одно и то же: переполненные дворы, двери подъездов «подпирают» авто соседей, газон не видно из-за стоящих авто. С мая по август 2014 года вынесено 500 постановлений о штрафах за парковку во дворах многоэтажек. Корреспонденты НГС.НОВОСТИ провели свой рейд по дворам Омска, поговорили с жителями этих домов и спросили у экспертов, законны ли самодельные парковки с цепочками.
Во дворе по адресу ул. Герцена, 40 житель оборудовал цепями и замком индивидуальную парковку. Другой омич припарковал Hyundai на газоне у турника: тут нарушение очевидно. А парковка у гаража может быть законной — если у автовладельца есть документы за оплату аренды земли у гаража и протокол с подписями жильцов, что его владелец арендует землю, комментирует Шашкин.
В этом же дворе (ул. Герцена, 40) двери подъезда «подпирает» другая иномарка. «Владельцы стремятся поставить машину как можно ближе к дому, чтобы наблюдать за своим авто и быстро добраться до него. Жильцы, не имеющие машин либо живущие на первых этажах домов, всячески противятся такой парковке», — отмечают в отделе пропаганды БДД ГИБДД Омской области.
На баскетбольной площадке на ул. 70 лет Октября, 13/2 оживленно с самого утра: местные автолюбители превратили спортплощадку в парковку и оставляют авто прямо под баскетбольным кольцом, которое уже давно сломано. Недавно омский горсовет принял еще одну поправку в правила благоустройства — на детских спортивных площадках парковаться запрещено. Штраф для физлиц за это нарушение, как и за парковку на газоне, по новым правилам — от 500 до 3000 руб.
Во дворе на ул. Яковлева, 106 авто паркуют не жильцы, а работники офисов в центре города, — сетует 87-летняя Лилия Ивановна. «Раньше во дворе у нас росли грибы, мы сушили белье, была зелень. А теперь двор стал проезжим», — рассказывает она и показывает на сломанный забор палисадника. Мусоровоз здесь каждое утро, чтобы не задеть припаркованные иномарки, проезжает по цветам. «За 40 минут здесь паркуют по 8 машин. Приезжают и уезжают», — жалуется пенсионерка.
Не опасается мусоровоза и владелец «Волги» во дворах на ул. 2-й Поселковой. Вряд ли такую парковку признают нарушением — запрета парковаться у помойки нет. Как поясняет старший инспектор отдела пропаганды ГИБДД Станислав Бондаренко, рейды по дворам проводят участковые совместно с ГИБДД и сотрудниками административно-технического отдела округа: «За один такой рейд в среднем составляется 65–70 постановлений об административной ответственности».
Есть ситуации, когда омичи нарушают правила благоустройства и ПДД принципиально, как владелец этого KIA, припарковавшийся у помойки во дворе ул. Пушкина, 39 под надписью «Машины не парковать». Корреспонденты НГС.НОВОСТИ подметили, что в основном нарушители, паркующие авто на газонах, — владельцы дорогих иномарок.
Буквально в двух шагах от входа в подъезд припарковал свою BMW автолюбитель во дворе ул. Волочаевской, 13г. «Бывает, звонят жители и жалуются, что паркуются у подъездов. Таких жалоб было много 4 года назад, когда резко выросло число авто в городе», — говорит Бондаренко. Жители домов, по его словам, смиряются, а кто-то устанавливает у подъезда бетонные «фишки», блокирующие проезд, как во дворах на пр. Комарова 23. «Граждане стали бдительными», — отмечает представитель ГИБДД.
По соседству, на ул. Волочаевской, 9г, автолюбитель припарковал свой пикап SsangYong a200s прямо у подъезда. Как отмечают в ГИБДД, чаще всего от ночных грабежей парковка под окнами не спасает: под прицелом автоворов оказываются старые отечественные авто или иномарки без сигнализации. Иногда жильцы домов объединяются и организовывают автопарковку — и безопасно, и удобно для всех.
Образцовой парковкой можно назвать огороженную площадку с пронумерованными парковочными местами (их более 70) на ул. Волочаевской, 15. «Это все — заслуга нашей старшей по дому Людмилы Кальницкой. Она очень ответственный человек, помогла организовать парковку. Мы с мужем за год платим копейки, и у каждого жильца свой ключ», — рассказывает жительница дома Нина Николаевна. По словам Александра Шашкина, стоимость автопарковок в Омске — 50–80 руб. в сутки, в итоге — 1500 в месяц.
Здесь же, на углу дома ул. Волочаевской, недалеко от ост. «Рабиновича», мастерство парковки на канализационном люке демонстрирует владелец внедорожника Toyota Land Cruiser. «Моя машина не позволяет мне забираться на бордюры, — считает Дмитрий, житель дома на ул. Омская, 125, владелец Toyota Chaser. — Я понимаю: часто у автолюбителей выхода нет. Тех, кто паркуется на газонах, мало. Иногда пешеходу намного проще сделать 2-3 лишних шага, чем водителю найти места для 1,5 тонн металла».
Чаще всего автолюбители сами себе находят и обустраивают парковочное место. Так произошло во дворе ул. Конева, 24 — часть двора засыпали песком и соорудили шлагбаум. «На левобережье ужас: там люди паркуются друг на друге», — говорит председатель автоклуба «ПравОмск» Александр Шашкин. Жители дома на пр. Комарова, 16 подтверждают: после того как детскую площадку огородили, парковаться стало негде, во дворе «начался мордобой».
Аналогичная ситуация во дворах домов № 4 и 6 на ул. Перелета. «Я бы пожаловалась на паркующихся в ГАИ и в прокуратуру», — говорит местная жительница, попросившая не называть ее имя, опасаясь соседей. Парковок почти нет в домах старой постройки, там при строительстве это не было заложено в проект, отмечают в ГИБДД. Чаще всего это пятиэтажки, и таких домов достаточно и на левом берегу, и на правом — в Советском округе.
По словам Ксении, жительницы 5-этажки на пр. Мира, 14а, два ее соседа — владельцы ВАЗов, — всегда паркуются, блокируя проезд остальным. «У меня ребенок растет, дышать нечем — одни выхлопы», — говорит Ксения. Пресс-секретарь администрации Советского округа Николай Копотилов добавляет: «Жители округа часто жалуются на парковки во дворах, с начала года есть 356 фотоматериалов о парковках на газонах и других участках».
Еще одно «парное» нарушение — во дворе дома на ул. Добровольского, 1. Напротив припаркованных на газонах авто — парковка «для своих»: огороженная и закрытая на замок территория. «Ничто не мешает жителям домов в центре города обустроить во дворе парковку и сдавать парковочные места, а деньги пускать на нужды дома», — комментирует начальник отдела управления имуществом ООО «ЖКХ «Сервис» Александр Шашкин.
Заезд на тротуар и парковка у двери подъезда дома на ул. Красный Путь, 18. Как отметили в ГИБДД, с каждым нарушением парковки разбираются индивидуально — в случае нарушения ПДД штраф выписывает ГИБДД. Зачастую автолюбитель может узнать о нарушении постфактум: парковки на газонах и другой прилегающей к дому земле контролирует мэрия. С момента фиксации нарушения до штрафа может пройти много времени.
Омич на Mercedes припарковался в промежутке сломанного забора на углу двора на ул. Чкалова, 37. «Окружная комиссия проводит рейд, делает фотоснимки и запрашивает данные об автовладельце в Госавтоинспекции. Затем комиссия определяет размер штрафа, и уже потом с нарушителем работает участковый полицейский», — поясняет процедуру «охоты» на нерадивых парковщиков представитель ГИБДД Станислав Бондаренко.
Владелец «Оки» припарковался у лавочки просторного двора на ул. 2-й Поселковой, 53: не хватило места на дворовой парковке. Жители дома на ул. Романенко, 5 жалуются: соседи выкопали качели, повесили цепочку и сделали парковку, а на балконе 2-го этажа установили камеру наблюдения. «Чаще всего проблема парковок в том, что жители не смогли договориться между собой: собрать деньги, обустроить парковку и на оставшиеся средства облагородить двор», — отмечает председатель «ПравОмска» Шашкин.
Ирина Акишева
Фото Ивана Рейзвих (1–3, 5–12, 14–18), автора (4), очевидца (13)