Многие горожане не знают, что в Омске есть старообрядческая церковь. Те же, кто о ней слышал, вряд ли смогут точно сказать, где она находится. А церковь есть, прямо в центре города, недалеко от «Дома Туриста». Там, где улица Щетинкина упирается в Газетный переулок, есть только одно здание — ему присвоен номер 10. Старообрядческая община Омска во имя святителя Николы скрыта за кирпичными зданиями банков. Храм размещается в доме купца-старообрядца Фёдорова, построенном в 1895 году. Церковь начали реконструировать в 2013 году, а службу возобновили в 2014. Раньше здание было выкрашено в зелёный цвет, а одна из его башенок была открытой. Сейчас в небольшом приходе храма около сотни человек разных возрастов.
Внутри очень красиво и светло, вкусно пахнет деревом. В церкви несколько этажей, а прямо в полу есть купель, прикрытая деревянной крышкой. И как во всякой церкви, в ней, конечно же, есть священник.
Отцу Петру 28 лет, он любит читать, знает историю и коллекционирует книги. У священнослужителя-старообрядца высшее химическое образование. Он стал священником всего пять месяцев назад, но в разговоре с ним чувствуются мудрость и опыт разбирающегося в своём деле человека.
Корреспондент NGS55.RU Александр Зубов пообщался с молодым священнослужителем. Он провёл автора на второй этаж храма, на кухню — место, которое у староверов считается одним из самых чистых в доме. Там за чаем и другими угощениями корреспондент задал отцу Петру самые разные вопросы. Что из этого вышло — читайте в нашем материале.
Секс, наркотики, рок-н-ролл
— Возможен ли секс до брака и секс ради удовольствия?
— Первое — это блуд. Связь мужчины и женщины до брака — это великий грех. Человек себя связывает то с одной женщиной, то с другой, а что в итоге? Какое-то временное плотское удовольствие. Человек разве для этого создан? Он создан для чего-то более великого. Впадение в полигамию уменьшает человеческое достоинство, это противоестественно.
— А предохраняться можно? Прерывать секс? Аборты?
— Контрацепция тоже запрещена. Это грех убийства, прерывание жизни, божьего промысла. И отравление организма. Церковь очень негативно на это смотрит.
—Так значит ради удовольствия сексом заниматься нельзя?
— Семейные радости существуют, но у каждой радости есть свой плод. Это дети. Это благословение божье. А отказываясь от детей, человек идет против бога. Господь даёт, а он отказывается. Дети — это духовное богатство.
— Как староверы относятся к гомосексуалистам? Возможно ли быть старовером и гомосексуалистом?
— Нет, невозможно. За грех содомии полагается отлучение от церкви. Это смертный грех! Это противоестественно и меняет естественный ход вещей, что недопустимо. Церковь никогда не благословляла такого. Такой человек пренебрегает своим назначением. Быть одновременно старообрядцем и содомитом невозможно. Это грех и его нужно исправлять постом и молитвой, чтобы спасти душу.
— Можно ли старообрядцам употреблять алкоголь и табак?
— Возбраняется упиваться допьяна. Церковь всегда была против затуманивания, одурманивания рассудка, нетрезвого ума. Человек, находясь в расслабленном состоянии, когда не может себя контролировать, проще соблазняется на грех. Потом ведь еще и последствия для здоровья. Но небольшое количество допускается.
— А вы выпиваете?
— Стараюсь себе не позволять. Оговорюсь, что допускается употребление вина, но не крепких напитков. Табак же абсолютно недопустим. Это противоестественно — вдыхать в себя смрад, продукты горения. В отличие от того же вина, которое произведено естественным путём и в малых дозах полезно для здоровья, табак только вредит. Это неестественно, а еще и вызывает привыкание и зависимость. Только посчитайте, сколько времени уходит в день на курение. Пачка сигарет в день — это около двух часов, когда человек тратит свое время и занимается саморазрушением. Вместо того, чтобы заняться чем-то полезным. Уйти в горы, в лес, подышать свежим воздухом — это естественно. А вдыхать дым — нет.
— Популярная музыка, фильмы — вы этому уделяете внимание?
Нет. Это время, которое потрачено безвозвратно. В юности, конечно, смотрел, слушал что-то. Но это всё со временем ушло. Сейчас даже телевизор не смотрю. Мне хватает интернета, соцсетей. Ничего нет плохого, чтоб посмотреть новости, но смотреть сериал из тысячи серий? Зачем? На это столько времени уходит.
— Какой последний фильм вы смотрели?
— «Битва за Севастополь». Было некоторое разочарование. Ожидал более историческое кино.
— Ну, а попса? От нее не спрятаться. Какая песня последняя заедала в голове?
— Помнится, давно было: «Я волна, что-то там, новая волна». Два слова и сто раз повторяется. Из музыки я люблю духовные стихи и народные песни. Живое исполнение.
— Может ли человек с пирсингом и татуировкой стать старовером?
— Да, конечно. Тут же вопрос в том, как прийти к богу. Причем тут внешние признаки? Стать старовером — это значит стать православным христианином. Человек-то приходит каждый со своими недостатками. Но есть и вопрос психологии. Надо, во-первых, задать вопрос — для чего человек делает пирсинг и татуировки? Он недоволен своим телом? Но какое украшение в пирсинге и татуировке? Ты, значит, считаешь свое тело некрасивым, бог тебя создал несовершенным? Попираешь божий промысел, получается. Зачем причинять себе боль? Колоть свое тело. Да и сами места, где это всё делается. Мне, если честно, страшновато даже идти мимо салонов татуировки. Черепа, какие-то ужасы. Аж передёргивает.
— Как вы относитесь к экзорцизму?
— Изгнание дьявола... Молитвы на изгнание бесов есть.
— Для этого существуют особые священники?
— Особых священников для этого нет. Этот чин совершается очень редко. Сам я только слышал о нём и не встречался со случаями, когда его требовалось совершить. Уже сами искренние вера и молитва оберегают нас. Как я слышал, считалось, что совершение этого чина откладывает след на самом священнике и его семье, поэтому раньше его совершали только священноиноки. Скажу, как человек верующий, как тот, кто часто общается с людьми, — бывает такое, когда в человеческой жизни происходит необъяснимое.
Интернет, язычество и армейская служба
— Правда ли, что староверы отвергают технику, интернет?
— Это, конечно, миф. Были когда-то поселения старообрядцев, которые отвергали технику, новые веяния. Они жили в своем мире, были самодостаточны. Им этого не надо было. В средневековом ритме жизни. Но это всё ушло. Старообрядцы всегда были очень практичные. В XIX веке было множество старообрядцев-купцов, которые вводили самые передовые новинки на своё производство. Сейчас отвергается только то, что может принести вред. Как говорил апостол Павел: всё возможно, но не всё полезно. Я, например, активно использую интернет, социальные сети, но по своему собственному желанию не смотрю телевизор, у меня его просто нет.
— Как вы считаете, почему сейчас так популярно язычество?
— Для человечества, к сожалению, это свойственно — к нему прибегать. Это было всегда, и в библейские времена, и сейчас. Человек склонен впадать в слабости, объяснять так какие-то природные загадки, явления. Люди читают популярную ныне эзотерическую литературу, которая рассказывает, что возможно многобожие, что человек всесилен. Все эти «сегодня был дождик, значит через год будет холодная зима» — приметы, мифы эти. У современного неоязычества нет ни одной новой идеи. В итоге получается отсутствие смирения и игра на низменных человеческих чувствах, таких как гордость. Игра на страстях — ты можешь призывать множество богов, колдовать, боги тебе помогут, ты с ними можешь договориться. Это уход от бога.
— Заповедь «не убивай» и служба в армии — это не взаимоисключающие понятия?
— Служение в армии — это дело доброе. Это защита дома, семьи от супостата, как говорили раньше. В царские времена большая часть царской охраны были воины-староверы. В их традиции была верность клятве и данному слову. Герой войны 1812 года атаман Платов тоже был старообрядцем. И таких примеров множество. Старообрядцы всегда служили. Проливать кровь на поле брани — это грех, но он не сравним с убийством. Церковь смотрит на это совершенно по-разному.
— Священнику можно служить в армии?
— Священнику тоже можно служить, но проливать кровь нельзя. Это больше как духовное наставничество для воинов.
— А вы служили?
— Я ограниченно годен. В молодости занимался спортом, получил травму. Если государство посчитает, что я нужен, пойду служить.
Домострой, место женщины и кошки
— Можно ли священнику жениться? Иметь детей?
— Да, можно. Я и сам женат. Более того, священник и должен быть женат. Люди приходят с вопросами, в том числе и о личной, семейной жизни. Священник, который это не прошел, не знает, как устроить быт. Не может человек что-то дать, если сам этого не имеет. Священники в православии всегда были женаты.
— Приветствуются ли разводы у старообрядцев?
— Нет — что бог соединил, то человек не разлучает. В таинстве венчания два человека соединяются воедино. Развод невозможен. Бывают, конечно, различные ситуации, когда, например, один супруг умер, но остались дети, надо их воспитать, тогда допускается второй брак. Это будет уже не венчание, а брачение. Первый брак по любви — венчание, второй брак по нужде — брачение, третий брак — допустим, а четвертый – нет, это уже многоженство. На него церковь благословение не дает.
— Многие считают, что женщина у старообрядцев в зависимом, угнетенном положении. Это так?
— Сейчас не так понимают старую традицию. Есть такое выражение старое, что муж должен наказывать жену. Многие думают, что это значит, что он её должен бить! А что такое наказ? Это урок. Муж учит, наставляет жену. Муж — это глава семьи. Он заботится о жене, о семье, ведет её в правильном направлении. Жена должна поддерживать супруга и во всем ему помогать, вести хозяйство. Супруги — это единое целое. И главное — это любовь и совет в их жизни.
— А животных можно держать дома?
— Кошку можно. Собаку нет. Собака — хорошее животное, но её место во дворе. А кошка допускается в дом. Она ловит мышей. В библейские времена было предание, что во времена великого потопа, когда спасшиеся плыли на ковчеге, дьявол обратился в мышь и начал грызть доски, дабы всех утопить. Тогда пришёл лютый зверь, тигр или лев, и изрыгнул из себя кошку, и она поймала мышь и всех спасла. С тех пор их дома и держат. А про страсть заводить дома собак, смотри — им стригут когти, делают
стрижки, обривают налысо, а потом одевают в одежду. Это противоестественно и это издевательство над животным. Ему нужно бегать, нужен простор. А зверь сидит в четырех стенах. Всему свое место. Во дворе собака, в доме кошка. Но если мышей нет, опять же — зачем кошка?
РПЦ, жизнь священников и торговля богом
— Какие сейчас отношения у старообрядцев и современной русской православной церкви?
— Молитвенного общения нет, а человеческое… Каждый день мы везде общаемся, множество знакомых, друзей. По-человечески нужно любить всех и мириться со всеми. Общаемся. К нам заходят в гости служители других конфессий. Интересуются, берут книги старые. Раньше было по-другому, люди были — кремень! И за веру стояли крепко. В старину споры между церковью часто заканчивались драками. А сейчас чаепитиями.
— Как вы относитесь к красивой и богатой жизни священников РПЦ, частным самолетам патриарха, дорогим часам?
— Каждый человек сам выбирает, к чему стремиться. Судить нам права не дано. Господь всех рассудит.
— А вы бы приняли дорогой подарок от прихожанина?
— По-человечески я бы от дорогого подарка, часов или автомобиля, отказался. Бесплатный сыр только в мышеловке. Господь часто испытывает людей, насколько они готовы, их совесть. Я откажусь.
— Нормально ли, что в современной церкви любой может купить крещение, а в храмах висят прайс-листы на услуги?
— Таинства… они не продаются. Как можно продать то, что не относится даже к нашему миру. Любое таинство — это стяжание святого духа. Как можно торговать духом святым? Это же бог. Получается, это торговля богом?
— У вас в храме все обряды бесплатны?
— Каждый прихожанин вносит десятину от своего праведного дохода. Все таинства безвозмездны. А милостыня — это по желанию. Если кто-то не может вносить десятину, те по совести помогают в храме, например, чистят снег.
— Есть ли у старообрядцев традиция освящать дома и машины?
— Освящение жилища — есть такой чин. Он совершается. Но тоже следует понимать, что это не привлечение какой-то удачи, везения в дом. Это освящение места, где будут жить по христиански, молитва и духовная поддержка. А про машины… в древних потребниках есть чин освящения колесницы, но я не знаю, насколько он к машинам относится.
— Как охотно молодые люди идут в старообрядческие храмы?
— У нас достаточно молодой приход, и молодёжь, конечно, есть, но её не много. Сейчас около десяти человек от 12 до 18 лет. Чаще всего дети идут за родителями. Там, где приходы старше и больше, там, где многодетные семьи, там и молодежи больше.
Вопросы веры
— Если я крещусь тремя перстами, меня услышит бог?
— Бог слышит всех. Даже некрещеного. Он слышит всех и всегда. Он относится с любовью ко всем и ждет обратного.
— Как вы считаете, какой самый страшный грех?
— Самоубийство. Пока человек жив, он может исправить всё. Но как только он наложил на себя руки, он совершает смертный грех и не оставляет времени для покаяния. И ничего исправить уже не получится.
— Что самое сложное в жизни священника?
— Надо осознать то, что не принадлежишь себе. Принадлежишь Богу и людям. Господу я должен служить, а людям помогать. При рукоположении в дьякона новый священнослужитель снимает обручальное кольцо и надевается кадило. Теперь он обручён еще и с Церковью. У священника отныне есть семья и духовные чада. И теперь нужно уделять равное внимание всем. Искать золотую середину.