В это пока еще сложно поверить, но страница под названием «Омская область» для Александра Буркова теперь закрыта. Вчера он попрощался с нами и попросил поддерживать нового губернатора Виталия Хоценко так же, как мы поддерживали и его. Пять лет работы в напряженном графике наверняка пролетели для главы региона стремительно. А ведь сколько всего произошло: за это время мы пережили пандемию коронавируса, начали привыкать существовать в условиях санкций и возвели более 2 миллионов квадратных метров жилья.
Безусловно, за те годы, пока Омской областью руководил Александр Бурков, у нас случались и взлеты, и падения, но в этой статье мы решили заострить внимание на положительных итогах его работы. Чтобы читатели не заподозрили нас в раболепии, мы также составили список из пяти главных скандалов, связанных с его работой в должности губернатора Омской области. Но в этом материале речь пойдет только о хорошем, ведь говорить о позитивном тоже надо, особенно в наше непростое время.
Денежный дождь
В чем Александр Бурков действительно мог бы посоревноваться с другими губернаторами, так это в умении добывать деньги для развития нашего региона. Собственно, этот скил и обеспечил ему заслуги во многих областях, ведь если бы наш регион не получал такого объема финансирования, то не было бы и всех достижений, о которых мы расскажем ниже. Уже в 2020 году доходы консолидированного бюджета с учетом федеральных поступлений составили 132,5 миллиарда рублей (из них — 15,3 миллиарда рублей направили на нацпроекты — беспрецедентная на тот момент сумма, по словам самого губернатора), что в 1,5 раза больше, чем поступало в областную казну без Буркова. По предварительным данным, за 2022 год в бюджет Омской области поступило уже 137,1 миллиарда рублей. Увеличивался и объем инвестиций — всего за два года работы на посту главы региона Александру Буркову удалось вывести область на третье по стране место по темпам роста в этом направлении. Кроме того, губернатор не стеснялся привлекать бюджетные кредиты, благодаря которым объем займов области в структуре госдолга к 2023 году снизился на 3 миллиарда.
В Омской области начали создавать особую экономическую зону «Авангард», в которой планируется построить четыре завода. Губернатор с особым энтузиазмом привлекал в регион иногородних застройщиков. При нем в Омске начали возводить новые микрорайоны компании «Эталон», «Брусника» и DOGMA.
«G-Drive Арена»
Летом 2018 года омичи узнали о том, что домашняя площадка хоккейной команды «Авангард» — построенная при Леониде Полежаеве «Арена-Омск» — начала разрушаться. Вскоре выяснилось, что реконструкция не спасет объект — здание нужно полностью сносить. Новую арену решили строить на месте старой — работы стартовали в сентябре 2019 года. Подрядчиком строительства стала турецкая компания «Лимакмаращстрой». Безусловно, строительство такого масштабного объекта регион не потянул без «Газпром нефти» (компания вложила в него 6,3 миллиарда рублей), но почти соизмеримую по размерам сумму удалось привлечь из федерального бюджета (5 миллиардов рублей), а еще 726 миллионов рублей в эту стройку вложили из областной казны.
Изначально строительство новой арены было приурочено к проведению молодежного чемпионата мира по хоккею, но специальная военная операция на Украине перечеркнула эти планы. Когда стало понятно, что крупное спортивное мероприятие обойдет Омск стороной, ни у чиновников, ни у подрядчиков не дрогнула даже бровь — ледовый дворец в Омске, где очень любят хоккей, всё равно очень ждали. Санкции и некоторая неуверенность в завтрашнем дне не стали помехой — строительные работы удалось завершить по плану. Благодаря новой «G-Drive Арене» в наш город снова прилетели омские ястребы, которым пришлось временно поселиться в Балашихе. Александр Бурков не стал обделять вниманием первый матч омской хоккейной команды на новой домашней площадке — в тот день он сидел на трибуне вместе с болельщиками.
Красногорский гидроузел
Начавшееся в 2011 году строительство Красногорского гидроузла могло бы лечь в историю Омска как глава об очередном замороженном объекте, каких мы перелистнули уже немало. Работы фактически остановились в 2014 году, когда строительная готовность объекта составляла 53% и надежд на то, что они возобновятся, у властей практически не было. Но Александр Бурков решил реанимировать гидроузел любой ценой: с завидной настойчивостью он напоминал о нем федералам и не сдавался, когда получал вежливый отказ (ведь на достройку плотины требовались миллиарды). Губернатор понимал, что проблему не удастся решить за счет инвестора, и придерживался мнения о том, что гидроузел необходимо передавать федерации. «Я сейчас стучусь в федеральные двери, записываюсь на прием к министрам. Этот объект нужно передавать, не построим мы за областные средства его. А строительство ради строительства, освоения денег мне не нужно», — заявлял он пять лет назад.
Летом 2021 года, когда уровень воды в Иртыше снизился до критической отметки, губернатор снова напомнил о замороженном объекте. И спустя несколько месяцев случилось чудо — федералы выделили на достройку Красногорского гидроузла более 4 миллиардов. Подрядчика нашли не сразу — аукцион дважды проваливался, но в конце концов за него решило взяться московское ООО «МежРегионСтрой». Строительство плотины после восьми лет простоя началось с помпой — подрядчик даже пригласил священника, чтобы освятить площадку.
Дороги
Еще совсем недавно практически любой разговор о насущных проблемах Омской области начинался с обсуждения темы дорог. Несколько лет их состояние не слишком заботило областное правительство, и по итогу трассы, ведущие во многие населенные пункты области, оказались в плачевном состоянии. Порой по размытым дождями и разбитым большегрузами магистралям проехать было просто невозможно.
При Александре Буркове на проблему областных дорог в области наконец обратили должное внимание — и, разумеется, тут тоже всё решали деньги: объем дорожного фонда по сравнению с «добурковской эпохой» увеличился в два раза. Для наглядного сравнения: в 2017 году его размер составлял 7,1 миллиарда рублей, а в 2022 году — 15,4 миллиарда рублей. Понятно, что в основном трассы строились и ремонтировались за счет нацпроекта «Безопасные и качественные дороги», но и тут Александру Буркову, видимо, удалось применить свою волшебную аффирмацию по привлечению денег вкупе с голливудской улыбкой — в 2021 году он выбил для области дополнительный миллиард на дороги. А если без шуток, то этот важный бонус регион получил в качестве поощрения за своевременное освоение бюджетных денег. А в 2022 году Омская область получила на строительство сельских дорог больше, чем какой-либо другой российский регион — 655 миллионов рублей.
При Александре Буркове в области открыли новый участок дороги от села Милоградовка до села Алабота, соединяющий Омск с Русской Поляной в обход Казахстана, а в Кормиловке и Калачинске появились новые мосты. На сегодняшний день дорожники отремонтировали 145 из 305 километров трассы Омск — Тара (ее приводят в порядок с 2018 года), 54 километра автодороги Тюкалинск — Большие Уки (ремонт начался 4 года назад), 75 километров дороги Бакбасар — Азово — Шербакуль — Полтавка (над ней работают с 2019 года) и почти половину трассы Омск — Одесское — граница Республики Казахстан. Медленно, но верно продолжается ремонт дороги Омск — Муромцево — Седельниково, ведущей к легендарным «пяти озерам» и трассы Новоселецк — Таврическое — Нововаршавка, а еще завершился ремонт дороги Шербакуль — Солнцево. Безусловно, жители некоторых населенных пунктов по-прежнему стонут из-за ям и выбоин на дорогах, ведущих к их деревням, но количество жалоб всё-таки сокращается. При Буркове правительство стало заключать с дорожниками контракты «жизненного цикла», подразумевающие, что подрядчики в течение всего гарантийного срока будут отвечать за состояние покрытия.
Школы
В первый же год работы на посту губернатора Александр Бурков щедрой рукой направил на ремонт школ более 900 миллионов рублей из областного бюджета и закупил для сельских школ 100 новых автобусов. Судя по темпам строительства школ в регионе, Александр Бурков негласно завещал омичам «учиться, учиться и еще раз учиться». Впрочем, был и официальный посыл — бывший глава региона написал на бетонной опоре строящейся школы в микрорайоне Прибрежный напутствие будущим ученикам: «Вперед, к новым знаниям! Учитесь, мечтайте, побеждайте!»
Правда, тут нужно сразу оговориться, что в этой сфере всё было далеко не так гладко, как нам всем хотелось бы. Сроки строительства объектов зачастую срывались, контракты со скандалом расторгались, а цены на строительные материалы в нашем неустойчивом материальном мире менялись со стремительной скоростью.
При Александре Буркове началось строительство школ в районном поселке Горьковском на 550 мест, в Исилькуле — на 550 мест, в Черлаке — на 250 мест, в деревне Малая Бича — на 130 мест, в микрорайоне Ясная Поляна Омского района — на 1122 места. В самом Омске начали строить школу на 1122 места на Космическом проспекте, в микрорайонах Серебряный Берег на 1100 места и Прибрежный на 1122 места в рамках концессии. Открылась огромная школа в Амуре-2, рассчитанная на 1122 места, которая является на данный момент самой большой в городе. Активно строились и детские сады: только в прошлом году учреждения для дошкольников открылись на улицах Тюленина, в поселке Биофабрика, в поселке Большие Поля и в микрорайоне Прибрежном.
Омичи всегда были строгими критиками по отношению к работе своих мэров и губернаторов, и в этом их достоинство. Александр Бурков — не диско-шар, чтобы нравиться всем подряд, но определенного уважения за проделанную на протяжении этих пяти лет работу он, кажется, заслужил. Прощайте, наш третий губернатор, надеемся, что вы действительно будете вспоминать Омскую область с теплотой и любовью, как и обещали.