— Боря, возьми сумки.
Боря сумки не взял, как будто не услышал. Он медленно вышел из роддома, через секунд 10–20 вернулся обратно, всё так же молча. Подошел к скамейке, взял пару сумок и снова вышел. Его супруге Диане не пришлось повторять свою просьбу, она знает, что Борис может не сразу ее понять. Всего два месяца назад молодой мужчина вернулся с СВО. Там ему поставили контузию, в Омске не подтвердили. Лечение, которое оказалось бесполезным, уже закончилось, а это значит, что со дня на день Борю могут отправить обратно. Мы говорим об этом, когда мужчина держит на руках новорожденного сына.
Боря и Диана
Боря и Диана совсем молодые, девушке всего 20 лет, и 24 февраля она родила от любимого мужа второго ребенка. У них уже есть двухлетняя дочка Настя, а теперь появился сын с замечательным именем Артем. Артем Борисович. Молодой мужчина успел приехать к рождению мальчика, но у него не получается радоваться в полной мере — мешает постоянная головная боль, плохой сон и страх будущего.
Они учились в одной школе в Азово, но Боря окончил ее раньше, сейчас ему 25 лет, супруга на несколько лет моложе. В 2018 году Боря ушел в армию, в воздушно-десантные войска. Как положено, отслужил год, вернулся он уже к Диане. Училась пара тоже вместе. Ребята выбрали Омский техникум железнодорожного транспорта. Каждый день они ездили на пары из Азово в Омск — не оставляли родной район. Первое время с утра садились в маршрутку, а потом Боря купил машину, и ездить по утрам стало намного проще.
Вскоре молодой мужчина сделал своей возлюбленной предложение, и в 2020 году они поженились. Свадьба была классическая — на невесте пышное платье с фатой, на женихе — строгий костюм и светлый галстук. Торжество справили летом, чтобы было тепло, но не знойно, поэтому выбрали вторую половину августа. А уже в октябре супруга Бориса выложила в социальных сетях фотографию УЗИ.
Беременность проходила хорошо. 4 апреля 2021 года семья праздновала радостное событие — родилась девочка Настенька. Диана ушла в полноценный декрет, а супруг тем временем окончил техникум и устроился работать по специальности. Потом поменял работу. У семьи было всё хорошо, и скоро жена шепнула Боре, что в их семье появится еще один малыш. А потом случилась мобилизация.
«Мне его жалко»
Повестка пришла в октябре. На тот момент Диана была на 18-й неделе, и пара уже знала, что родится мальчик. В военкомате попытались получить отсрочку, чтобы Боря остался дома хотя бы до рождения ребенка. Не получилось.
— Как со стрессом справлялись?
— Никак, плакала. Потом смирилась.
За помощью к психологам девушка не обращалась. Во время беременности ее поддерживали родители и подруга Даша. Даша говорит, что после того, как Борю забрали, Диана худела на глазах. Сказался стресс. С мужем она созванивалась и переписывалась до тех пор, пока его не отправили на передовую. И Боря пропал. Прошло три дня, неделя, десять дней, две недели. Девушка была в ужасе, она не знала, что делать. Прошел Новый год, и 5 января раздался звонок. «Перезвони мне», — сказал чужой голос.
Диана не узнала мужа. Потом дрожащими руками набрала его номер и убедилась, что на другом конце провода Боря. Девушка расплакалась.
— У меня сразу слезы. Я говорю: «У тебя руки, ноги на месте?». А он: «На месте. Только контузия», — пересказывает мне Диана.
Дальше началось длительное ожидание. Борю доставить в Омск было очень сложно. Ему нужен был сопровождающий, сам молодой мужчина в пространстве ориентировался плохо. Ждать пришлось целый месяц. Наконец 4 февраля Боря вернулся домой. Двухлетняя Настя папу не узнала.
— Смотрела на него, как на дикого, — вспоминает Диана.
Диана резко изменилась в лице.
— Не знаю, мне его жалко. Он до сих пор мучается. У него головные боли, проблемы со спиной. Ему сказали, что у него смещение дисков. А врачи сказали, что это нерв защемили. И как я поняла, медики будут ждать, пока появится грыжа, и потом удалять.
Лечение и обратно
Боря держит на руках своего сына. Держит почти профессионально — был опыт с дочкой. На мои вопросы он отвечает очень тихо. Мне неловко, но я задаю много уточняющих вопросов. Единственное, что понятно сразу — о своей долгой дороге в Омск Боря говорить не может.
Диана рассказывает, что поначалу было очень тяжело. Муж пугался людей. Борю нужно было срочно лечить, а мужчина с трудом воспринимал, что происходит вокруг. Диана говорит, что он ни с кем не мог общаться и она ходила везде с ним — на последнем месяце беременности.
— Вы насовсем вернулись?
— Нет. Лечение и обратно, — тихо говорит Боря.
Супруги сразу пошли в военный госпиталь. Там семье сказали, что Боре надо сдать анализы, сделать рентген, принести всё на следующий день, и мужчину положат в стационар. На другой день был уже другой врач, и, как говорит Боря, в лечении ему отказали. По словам мужчины, там не нашли повода, чтобы его оставлять у себя. Контузию ему не подтвердили. Мужчина вернулся в Азовский район и лег в стационар местную ЦРБ.
Диане же пришлось лечь на сохранение в роддом № 4. Так семья оказалась в разных медицинских учреждениях, но недалеко друг от друга. Боря умудрялся носить для любимой жены передачки. В БСМП ставят капельницы и дают таблетки, но они ему не помогают. На выписку супруги с сыном мужчина отпросился у заведующего отделением.
— По рождению ребенка еще должны две недели дать, — с надеждой говорит Диана.
— Должны дать, но я думаю, что откажут, — спокойно говорит ее муж.
«Ему нельзя обратно»
— Может, в военкомат пойдем со снимками. Ему обратно нельзя возвращаться, — говорит мне Диана. На выписку приехала сестра Бори с супругом и детьми и лучшая подруга Дианы — обе Даши. Пока мы разговаривали, одна из Даш не выпускала ребенка брата с рук, любуясь племянником. Она передает Артема на руки Боре, и они выходят первыми.
На улице пасмурно и грязно. Одна из девушек весело сетует, что надела белые кроссовки. Боря и Диана идут к машине. Новоиспеченная мама открывает заднюю дверь и начинает готовить детское кресло к первой поездке своего сына. Боря стоит рядом. Стоит неподвижно. Сегодня он проведет вечер с семьей, а завтра ему нужно вернуться в стационар. За месяц в городе состояние Бори не улучшилось.
Мы публикуем этот текст через несколько дней после встречи с семьей, и срок пребывания Бори в стационаре уже закончился. По нашей информации, военнослужащего взяло на стационар другое медучреждение.
Ранее NGS55.RU рассказывал историю омича Владимира, который вернулся с СВО и сразу поехал в детский сад к своему младшему сыну. Мы публиковали репортаж о трогательном воссоединении семьи. А подробнее о том, как ПТСР влияет на ветеранов, мы писали здесь. Если вы понимаете, что вам или вашим родственникам нужна подобная помощь — обратитесь в Клинический медико-хирургический центр (КМХЦ): 27–54–23. График работы: пн. — пт. с 08:00 до 17:45; сб., вс. — выходной.