Кунгуров Илья Сергеевич — один из немногих микрохирургов в Омске, да и вообще во всей стране. Микрохирургические вмешательства на малых анатомических структурах (нервы и сосуды) — дело сложное и скрупулезное, требующее особой выдержки и дисциплинированности. Как говорит сам врач, в микрохирургию люди должны идти исключительно по призванию. Вместе с тем пациентов, которым требуется микрохирургическая помощь, в Омске огромное количество. Многие из них узнают о врачах случайно и обращаются уже тогда, когда заболевание находится на поздней стадии развития или переросло в хроническую форму.
Микрохирургия — современная отрасль хирургии, включающая вмешательства на малых анатомических структурах с использованием специального оптического оборудования и тончайшего шовного материала.
Илья Кунгуров занимается лечением врожденных и приобретенных патологий рук и ног, восстанавливает поврежденные нервные окончания, удаляет многокилограммовые опухоли конечностей. В работе врач имеет дело с довольно тяжелыми травмами кистей и стоп, чаще всего полученными в быту. Например, когда пальцы случайно попадают в деревообрабатывающий станок, под лезвие топора или прищемляются автомобильной дверью — случаи бывают разные. Есть, конечно, и более обыденная и повседневная работа — удаление лишних и разделение сросшихся пальцев на руках и ногах. Обращаются* к Илье Сергеевичу и взрослые, и дети, при этом печально, что детей с тяжелыми травмами больше. Причина банальна — неосторожность, невнимательность самих ребятишек, а часто и их родителей.
— Илья Сергеевич, что для Вас микрохирургия?
— Микрохирургия — та область, в которой можно постоянно расти и развиваться, как в принципе и во всей медицине. Это действительно «космос» — постоянно меняющиеся каноны, подходы, тактики лечения. Это однозначно не скучная профессия, которая будет востребована всегда.
— Почему вы выбрали именно это направление?
— Как всегда и везде сыграл роль случай. Меня пригласили попробовать себя, подежурить по неотложной помощи. Долгое время профессия не давалась, было сложно и непонятно. Так происходило до момента, пока на моем пути не появились прекрасные учителя, первым из которых был Пичугов Михаил Парменович — в прошлом сотрудник клиники «Евромед», врач-микрохирург, ранее возглавлявший отделение микрохирургии МСЧ № 10. Это был человек, которого врачи и пациенты знали не только в Омске, но и по всей России. Позже, безусловно, любовь к микрохирургии пришла, и продолжается она уже много лет.
— В чем сложность и специфика микрохирургии?
— Эта специальность включает в себя и реконструктивную хирургию, и сосудистую микрохирургию, и нейрохирургию, а еще травматологию и ортопедию. Имеет место и работа с последствиями кожных заболеваний. Именно поэтому микрохирургия очень интересна, многогранна и одновременно сложна.
— Как думаете, почему микрохирурги «непопулярны» среди пациентов? Почему о таких врачах мало кто знает?
— Проблема в слабой осведомленности на уровне первичного звена — терапевтов, хирургов. Пациенты зачастую находят нас случайно — через знакомых, социальные сети — и всегда говорят одну и ту же фразу: «Если бы мы знали, что вы есть, мы бы пришли раньше!».
Наши коллеги из Санкт-Петербурга организовали неформальное сообщество Hand Club** («Кистевой Клуб»), который полностью направлен на формирование имиджа микрохирургии как специальности. И главное правило Hand Club — о клубе должны знать все!
Мы стараемся популяризировать свою профессию с помощью социальных сетей, через наших пациентов, стараемся привлекать молодых врачей в отрасль. Можно сказать, что сейчас идет переломный момент в развитии микрохирургии, и будем надеяться, что в ближайшее время квалифицированных специалистов в нашей области станет больше.
— С какими сложными патологиями вы сталкиваетесь в работе?
— Сложностей в нашей профессии каждый день хватает. Даже если пациент обратился с каким-то «рутинным» заболеванием, очень часто во время операции могут выявиться какие-то сложности. Никогда не бывает одинаковых пациентов. Даже одно и то же заболевание может проявляться по-разному, реакция организма на лечение может быть разная. Поэтому мы стараемся подходить к каждому пациенту индивидуально — это обязательное условие в медицине.
Из последнего хочется рассказать об инциденте, который произошел этим летом. Девочка 5 лет, отдыхая с бабушкой в одном из городских парков, захотела покататься на квадроцикле. Во время катания стопа ребенка попала в работающий механизм квадроцикла, на котором не было защитного кожуха. Стопу затянуло в механизм, произошел полный травматический отрыв — отчленение первого, второго и третьего пальчиков стопы. Девочка была доставлена в одну из городских больниц, где я работаю по совместительству, дежурю по неотложной помощи. Это очень показательный пример, когда по вине организаторов аттракциона ребенок получил тяжелую травму. В таких случаях перед нами, микрохирургами, стоит сложная задача — не только сохранить функцию конечности, но и достичь хорошего косметического эффекта, чтобы в будущем у ребенка не возникли комплексы.
— Подобные случаи детского травматизма сейчас действительно возникают часто. Как думаете почему?
— И во взрослой, и в детской практике сложного травматизма хватает. Главная причина, наверное, в том, что на дворе XXI век — век технологий. Появились разнообразные способы развлечений. Конечно, дети, молодежь, да и многие взрослые хотят всё попробовать, иногда, к сожалению, забывая о вопросах безопасности.
У детей в более 90% случаев травмы возникают по вине взрослых. Взять пресловутую москитную сетку — сколько случаев в России выпадений детей из окна? Мы говорили об этом и будем говорить еще, потому что огромное количество детей ежегодно из-за такой глупости получают серьезные черепно-мозговые травмы, переломы крупных трубчатых костей.
Довольно часто травмы у детей возникают на фоне перегрузки центральной нервной системы и снижения внимательности, как правило, вечером, после 19–20 часов. Мы всегда объясняем родителям, как важно соблюдать режим труда и отдыха детей. Ребенок должен вовремя ложиться спать, хорошо высыпаться, а не находиться на улице до 22–23 часов, потому что его родители хотят погулять или занимаются своими делами.
— Что и кому нужно делать, чтобы минимизировать случаи детского травматизма?
— Чтобы помочь детям нам, взрослым, нужно начинать с себя! Если говорить про травмы детей в результате ДТП, чаще всего они случаются на нерегулируемых пешеходных переходах. Чтобы этого избежать, родители должны объяснить ребенку, как правильно переходить дорогу. Дома, в быту, необходимо контролировать москитные сетки, различные технические приспособления, объяснять, чем можно играть, а чем нет. Очень важно следить за режимом — после 21:00 ребенок уже должен отдыхать!
С особой ответственностью и строгостью Илья Сергеевич относится и к воспитанию сына Ивана: соблюдение режима, регулярные тренировки и дисциплина. Вместе с папой младший Кунгуров посещает тренажерный зал, набирается мужества, беря пример со старших товарищей.
— Где вы черпаете вдохновение для работы? С кого берете пример?
— Если говорить про саму микрохирургию, среди коллег из столичных городов есть люди, которые, к счастью, всегда для меня открыты, которым я могу задать вопрос, и они всегда ответят. Безусловно, эта поддержка придает сил, уверенности в том, что я делаю.
Для меня, как и для любого врача, очень важна обратная связь. Часто пациент думает, что он для нас — лишь один из многих, и после приема врач сразу забывает об этом пациенте. Но на самом деле всё не так. Всегда приятно, когда пациенты рассказывают, как проходит лечение, всегда приятно слышать слова благодарности. Это как раз-таки и придает сил и уверенности. Это бесценно.
Кунгуров Илья Сергеевич ведет прием в Медицинском центре «Евромед». Записаться на консультацию можно через официальный сайт клиники или call-центр по телефону: 66–47–33.
Группа ВКонтакте (0+)
Сообщество в Одноклассниках (0+)
Телеграм-канал (0+)
*Прием (осмотр, консультация) врача-травматолога-ортопеда первичный
**Хэнд-клаб
Лицензия Л041–00110–55/00573852 от 12 августа 2020 г. euromed-omsk.ru