Здоровье Всё о коронавирусе расследование Тест на прочность: как в Омской области справляются с анализами на коронавирус

Тест на прочность: как в Омской области справляются с анализами на коронавирус

Во сколько бюджету обходятся такие исследования, и кто на них зарабатывает

Мазок — не самая приятная процедура и, по данным Минздрава России, в 40% случаев дает ложноотрицательный результат

Омичи массово жалуются на то, что, несмотря на симптомы коронавируса — высокую температуру, сухой кашель и потерю обоняния, врачи отказываются их тестировать и лечат от ОРВИ. NGS55.RU разобрался, кому положен бесплатный анализ, а также какие лаборатории его делают, кто и какие реагенты поставляет в Омскую область.

В конце октября федеральное правительство выделило Омской области более 15,7 миллиона рублей на оснащение лабораторий для диагностики коронавируса. Основной метод тестирования при постановке диагноза COVID-19 — ПЦР. Для этого берется мазок из носа и ротоглотки. По данным Министерства здравоохранения Омской области, сейчас в регионе такие исследования проводятся в девяти лабораториях.

В шести из них сдать тест на коронавирус может любой желающий, были бы деньги. Но в основном лаборатории работают по договорам с учреждениями здравоохранения и делают бесплатные для пациентов анализы, которые оплачиваются из бюджета фонда обязательного медицинского страхования. Если для частного лица стоимость такого теста варьируется от 1190 до 2500 рублей в зависимости от лаборатории, то для государственных поликлиник и больниц в регионе она строго ограничена и составляет 771,2 рубля. Взятие мазка в нее не входит.

Например, в инфекционной больнице и областной клинической больнице, работающих в статусе ковидных госпиталей, есть свои лаборатории и лицензия на работу с возбудителями инфекционных заболеваний II степени потенциальной опасности, к которым относится коронавирус, и они тратят деньги только на реагенты. Но и анализы эти больницы делают только для своих пациентов. Инфекционная больница закупает тест-системы производства московской компании «НекстБио», областная — новосибирской «Вектор-Бест». Последняя, по данным портала госзакупок на 29 октября, потратила на них 4,2 миллиона рублей. Все пять контрактов заключены с ООО «Омскреактив».

Главный же поставщик реагентов для омских бюджетников — АО «Генериум» из Владимирской области. Эта компания заключила с Центром СПИД, Клиническим противотуберкулезным диспансером, Клиническим диагностическим центром и НИИ природно-очаговых инфекций 10 контрактов на поставку реагентов собственного производства на общую сумму почти 49,4 миллиона рублей. «СуперОмск» писал, что в августе 2020 года правопреемник «Генериума» — РК «Биотех» — получил налоговую прописку в Омске. Директор РК «Биотех» — бывший начальник финансового управления Алкогольной Сибирской группы Александр Андрюшечкин, а зарегистрирована она в офисном центре Festival City, который на деньги водочного гиганта и строился.

Третье место по объему контрактов на поставку реагентов для выявления коронавируса в Омской области заняло ООО «Аналитика-Омск» — 3 миллиона рублей. Заказчик реагентов один — Омский НИИ природно-очаговых инфекций, производителей два — «Вектор-Бест» и «ДНК-Технология ТС».

Все тест-системы сертифицированы, но различаются между собой в первую очередь чувствительностью. В интервью «Коммерческим вестям» главврач омского Центра СПИД Ольга Назарова рассказывала, что первичное исследование в лаборатории делают на одной тест-системе, а если результат положительный или сомнительный, то на другой, более точной. А единственные в Омской области опять же по данным портала госзакупок учреждения, в арсенале которых есть три разных тест-системы — это НИИ природно-очаговых инфекций и диагностический центр. На НИИ природно-очаговых инфекций наряду с Центром гигиены и эпидемиологии в Омской области лежит задача по верификации всех положительных тестов из лабораторий.

Для защиты от вируса костюм лаборанта должен быть полностью герметичным

Основная нагрузка по тестированию пациентов на коронавирус в Омской области, судя по размещенным на портале госзакупок контрактам, легла на Клинический противотуберкулезный диспансер и Центр СПИД. У тубдиспансера 44 контракта с 17 бюджетными учреждениями здравоохранения, включая десять районных больниц, у Центра СПИД — 62 контракта с 24 учреждениями, в том числе с двумя райбольницами. И все они заключены с единственными поставщиками — в режиме повышенной готовности не до обеспечения конкуренции.

Общая сумма контрактов — 7,8 и 32,7 миллиона рублей соответственно, в пересчете на мазки этих денег хватит на 10 111 и 42 416 тестов. Больше всего тестов заказали Медико-санитарная часть № 4 (7230), Городская поликлиника № 11 (4500), Городская клиническая больница № 1 имени А.Н. Кабанова (3780), Клиническая медико-санитарная часть № 7 (3520), Городская больница № 2 (3890). Любопытно, что Городская больница № 2 в контексте перепрофилирования под лечение коронавируса ни разу не звучала, но по количеству сделанных тестов на COVID-19 вполне может ею считаться, а о том, что КМСЧ № 7 стала ковидным госпиталем, стало известно только 3 ноября.

Что еще бросается в глаза? В Омской области 32 муниципальных района, а контракты на тестирование пациентов через госзакупки заключили только 12 районных больниц: Крутинская, Усть-Ишимская, Тарская, Знаменская и другие. Где тестируют своих пациентов остальные райбольницы? Напомним, что случаи заболевания COVID-19 выявлены в каждом районе. Лидируют по количеству инфицированных Омский (687 человек на 31 октября), Калачинский (280), Марьяновский (273), Москаленский (254) и Азовский (232) районы.

Главный врач одной из районных больниц, которая не выбирала лабораторию через госзакупки, заверила NGS55.RU, что пациентов, конечно, тестируют. Мазки отвозят в Клинический диагностический центр, который с 2014 года работает в статусе централизованной лаборатории. С ним заключено дополнительное соглашение на проведение исследований на коронавирус. Проблема в том, что количество таких исследований ограничено и не соответствует реальной потребности. То есть по соглашению диагностический центр может выполнить, например, только 35 ПЦР-тестов в месяц, а нужно в пять раз больше. Увеличить объем тестирования лаборатория отказывается. По объективным причинам: нет времени, реагентов, людей… Вот и получается, что мазок на коронавирус, по крайней мере в этой больнице, берут только у самых тяжелых пациентов.

Напомним, с 21 октября диагностический центр вынужден был приостановить ПЦР-тестирование для частных клиентов. В учреждении объяснили, что это связано с увеличением количества мазков, поступающих из ковидных стационаров. Всего в Омской области за время пандемии лаборатории провели более 638 тысяч исследований на коронавирус, в том числе каждое пятое — в октябре.

Согласно временным методическим рекомендациям Минздрава России, подтвержденными считаются только случаи обнаружения коронавируса методом ПЦР. В первую очередь мазок берут у тех, кто вернулся из-за границы с признаками инфекционного заболевания, у тех, кто контактировал с ними, у тех, кому поставили диагноз «внебольничная пневмония», у медиков, которые работают с ковидными больными, при появлении симптомов ОРВИ, и, наконец, у постояльцев домов престарелых, детдомовцев, заключенных и т.п. Это мы к тому, что не надо возмущаться в ответ на отказ участкового врача провести тест, если вы давно не были за рубежом и в вашем ближайшем окружении никто не болеет COVID-19. Хотя возмущение понятно — есть же риск заразить родственников и коллег.

С другой стороны, финансовые ресурсы поликлиник и больниц ограничены. Например, у Городской больницы № 6 подписан контракт на исследование всего 300 мазков, этого количества хватит ориентировочно на 100 пациентов с коронавирусом, ведь для того, чтобы выписать больного, нужно получить два отрицательных ПЦР-теста с разницей минимум в один день.

О том, что инфицированных, по всей видимости, выявляют недостаточно активно, говорят авторы статьи «Эпидемический потенциал COVID-19 в Омской области на фоне противоэпидемических мероприятий». Они отмечают, что с 27 марта по 10 сентября средняя доля пневмоний в структуре COVID-19 составила 43,8%. При этом общее количество диагностированных в регионе пневмоний в отдельные недели эпидемии было до 14 раз больше среднемноголетних значений. «Это свидетельствует о неполном выявлении "ковидных" пневмоний», — заявляют ученые. Бывает, что мазки и вовсе теряются.

Еще одна причина, по которой официальная цифра заболевших может быть меньше реальной, это человеческий фактор. Мало взять мазок, нужно сделать это правильно и вовремя. Наибольшая вероятность поймать вирус — в течение четырех дней после появления первых признаков заболевания. На поздних стадиях заболевания вирус спускается в легкие и его концентрация в биоматериале из верхних дыхательных путей ничтожно мала. Как показывает практика последних месяцев, так быстро врач домой не приходит. Во-первых, работы у них во время эпидемии коронавируса прибавилось, а во-вторых, врачи и сами им болеют. По словам губернатора Омской области Александра Буркова, на больничном находятся 15–20% врачей поликлиник.

Вы, конечно, можете сделать тест по собственной инициативе, за деньги, но помните, что с симптомами ОРВИ на порог клиники вас не пустят. То есть этот вариант подходит только для тех, у кого коронавирус протекает без клинических проявлений.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства