Полгода назад на нашем сайте появилась самая первая публикация, посвящённая коронавирусу. «Говорят, что из Китая идет смертельный вирус. Разбираемся, чего бояться», — гласил заголовок. На тот момент во всём мире было всего девять погибших, и никто не мог даже представить, чем это обернётся для всего мира. Мы решили вспомнить все этапы, которые прошёл Омск, в формате фотоподборки. В серии снимков, которые наверняка войдут в историю, ибо с таким город раньше ещё не сталкивался.
Ровно шесть месяцев назад, 5 февраля, в Тюменской области открылся один из первых обсерваторов. Туда начали свозить всех россиян, которые были в заражённых районах Китая. К этому времени в Омске было лишь одно подозрение на COVID-19, но и оно не подтвердилось. Никто ещё не знал, что вирус уже начал распространяться по миру, а эти меры лишь оттягивали неизбежное. Но уже внутри у читателей начала закрадываться тревога, поскольку кадры стали очень похожи на сериал «Чернобыль».
В марте омичи всё ещё не воспринимали угрозу всерьёз. За это время прошла эпопея с врачом Сергеем Поповым, который застрял на круизном лайнере Diamond Princess (у пассажиров тоже обнаружили коронавирус), а многие исполнители начали отменять и переносить свои туры и концерты в городе. Для нас это тоже было, скорее, шуткой: мы, не зная того, предсказали будущий режим, когда надели на омские скульптуры медицинские маски.
К середине марта омичи внезапно ринулись в магазины. И как бы это ни было странно, они начали скупать гречку и туалетную бумагу. Тысячи людей буквально сметали крупы и бумагу с полок. Причём объяснить, зачем они это делают, не могли. Возможно, пользуются до сих пор. Ретейлеры успокаивали жителей, что дефицита в этих продуктах нет, и раз за разом наполняли полки новыми товарами. Виктор Шкуренко (владелец сети «Низкоцен»), например, даже выкладывал в своём инстаграме фотографии заполненных гречкой и бумагой складов, пытаясь объяснить омичам, что поставки есть и бояться нечего. На самом деле дефицит возник совершенно в другом месте — в аптеках. Внезапно закончились почти все маски и антисептики. Шить маски начали многие ателье и даже сами сотрудники магазинов.
Конечно же, избежать коронавируса не получилось. 28 марта в нашем регионе появились сразу три первых заражённых — это оказалась семья из трёх человек, которая летала отдыхать в ОАЭ. Домой они вернулись ещё 15 марта, но тест на коронавирус, сделанный на 10-й день после возвращения, показал положительный результат. Да, всех отдыхающих, которые возвращались из других городов и стран, уже тогда начали проверять на коронавирус. После того как стало известно о первых заболевших, в Омск началась новая жизнь — жизнь с COVID-19.
Всё это привело к тому, что с 1 апреля в регионе ввели обязательный режим самоизоляции — к этому времени количество заражённых в регионе уже выросло до восьми человек. Покидать квартиры омичам было строго запрещено, только по уважительным причинам: необходимость в экстренной или неотложной медицинской помощи, при поездках с работы и на работу, походах в магазин, банк или аптеку, а также прогулки с домашними животными. Кроме того, разрешалось выносить мусор. Были и другие ограничения: социальная дистанция в полтора метра, отмена льгот в транспорте для школьников, студентов и пенсионеров... В первый день режима самоизоляции мы решили проверить, как омичи его соблюдают: оказалось, что не все поторопились выполнять распоряжение губернатора.
Многим омичам из-за режима самоизоляции пришлось остаться дома, а более 7000 человек делали это вынужденно, поскольку могли оказаться носителями коронавируса. Именно поэтому курьеры по доставке еды стали одними из важнейших людей в это время: омичи не могли выйти из своих домов, да и ходить было бы некуда, потому что все заведения общепита тоже закрылись. Ещё до начала режима самоизоляции мы пообщались с одним из доставщиков еды — Анатолием. И не просто пообщались, а сходили вместе с ним на заказы.
Количество заражённых в области неуклонно росло, а 24 апреля пришло сообщение о первой смерти пациента с коронавирусом — умер 79-летний житель Большереченского района. Естественно, очень большие нагрузки в этот момент легли на плечи врачей. Именно они предупреждали нас о том, что надо сидеть дома: в первую очередь ради собственной безопасности. Но в то же время медикам хотелось, чтобы и у них оказалось меньше работы — смены очень выматывающие. Именно это и задумала показать наш фотограф Елена Латыпова. Она ездила на одну и ту же подстанцию два дня подряд, чтобы сфотографировать медиков в начале и в конце их смены. Здесь нет опухших и сонных лиц — всё-таки все профессионалы. Но присмотритесь к снимкам внимательно, потому что усталость кроется в мелочах.
Ситуация оказалась настолько серьёзной, что в последний день апреля в Омской области ввели обязательный масочный режим в закрытых помещениях: магазинах, общественном транспорте и прочих. Можно было защитить лицо медицинской маской, гигиенической повязкой или респиратором. В итоге масочный режим до сих пор остаётся одной из главных ограничительных мер в нашем регионе — он будет действовать как минимум до августа. С тех пор во многих магазинах клиентов уже не обслуживают без масок, а вот в транспорте за этим следят не так строго.
Для заразившихся COVID-19 специально подготовили девять омских больниц (в дальнейшем их количество увеличилось), но вирус бил туда, где его совсем не ждали. В Омск возвращались вахтовики с Чаяндинского месторождения в Якутии, где произошла вспышка коронавируса, обычные больницы стали закрываться на карантин из-за того, что в отделениях обнаруживались заражённые. А о том, что происходило в тех больницах, которые уже были готовы к приёму омичей, и думать не хотелось. Но мы всё же подумали и побывали практически на самом острие фронта — на границе нашего мира и «красной» зоны, места, куда вход без специального защитного костюма строго запрещён.
Из-за пандемии коронавируса и ограничительных мер закрылись детские сады, школы, университеты и другие образовательные учреждения. Теперь фраза «дистанционное обучение» знакома практически каждому школьнику, а онлайн-экзамены, онлайн-защиты дипломных и онлайн-выпускные уже не вызывают шока и удивления. Но само обучение на расстоянии вызывало большие трудности даже у городских школьников, чего уж тут говорить о деревенских! Именно поэтому мы решили посмотреть, как на «дистанционке» живут школьники из сёл Путинцево (Омский район) и Танатово (Муромцевский район).
Дистанционным было не только обучение, но и некоторые мероприятия. Например, под окнами гостиницы «Иртыш», в которой поселили медиков, лечащих пациентов с коронавирусной инфекцией, омские артисты устраивали концерты. А вот так прошёл День защиты детей для маленьких пациентов онкологического диспансера. К ним приехала министр здравоохранения Омской области Ирина Солдатова и клоуны из «Академии улыбок».
К середине июня жизнь понемногу начала возвращаться в свою колею. Открылись летние веранды, торговые центры, людям сначала разрешили гулять по двое, а затем и вовсе отменили режим самоизоляции. Тем не менее на количество заражённых в сутки это никак не повлияло, и резкого уменьшения не случилось. Зато появились новые проблемы — например, огромные вереницы скорых, которые ежедневно выстраиваются перед зданием МСЧ-4. Всё это было связано с тем, что в онкодиспансере перестали делать компьютерную томографию и пациентов с подозрением на коронавирус везли в медсанчасть. В итоге томографию в онкодиспансере всё-таки возобновили, сделать её можно также в КДЦ и новой поликлинике на проспекте Комарова.
Парад, посвящённый 75-летию Победы, из-за коронавируса не прошёл 9 мая — омичи увидели его лишь 24 июня. Зрелище это было во многом уникальным. Долгое время решалось, проводить ли парад со зрителями или без. Изначально в правительстве заявили, что на Соборную площадь никого не пустят, но в итоге парад прошёл со зрителями. Омичам посоветовали сидеть дома и смотреть на парад по телевизору, а тем, кто всё же пришёл на площадь, нужно было соблюдать все ограничительные меры — маски, антисептик, социальная дистанция. На репетициях маски носили даже военные, но на самом параде их лица были свободны от любых ограничений.
Но самым главным массовым мероприятием конца июня стало голосование по поправкам к Конституции. Такого точно не видел никто: голосование длилось неделю, избирательные участки можно было найти на каждом шагу (во дворах, у подъездов и даже возле гаражей), а на входе все получали маски, перчатки, личную ручку, дозу антисептика и бесконтактный термометр, направленный в лоб.
Количество ограничений, связанных с коронавирусом, уменьшается с каждым днём. Например, одно из недавних — с 6 июля разрешено работать фитнес-центрам. Мы не могли не воспользоваться этим случаем и сходили посмотреть, насколько омичи скучали по спорту (оказалось, что не сильно). Тем не менее до сих пор не открыты кинотеатры и заведения общепита, сохраняется масочный режим, а количество заражённых COVID-19 в сутки не опускается ниже 80. Поэтому говорить о том, что всё уже позади, рано. Основная борьба с коронавирусом впереди.