В конце сентября NGS55.RU писал о дружественном визите к нам иностранных гостей. В Омск из крупнейших городов Израиля приезжали начмед иерусалимской скорой и главный парамедик тель-авивской скорой помощи. Эта командировка была первой в своём роде. Возник резонный вопрос, почему в наш город вообще приехали люди из страны, о медицине которой ходят чуть ли не легенды. Как оказалось, и им есть чему поучиться у омичей.
Мы решили подробнее рассказать о том, как прошёл иностранный визит.
День первый
Знакомство началось с посещения омской станции скорой медицинской помощи. Иностранцев провели по зданию пульта «03» и подробно рассказали о диспетчерской службе: чем она важна (выступает связующим звеном между населением и медперсоналом) и как именно функционирует. Также объяснили особенности структуры станции и задачи, которые она выполняет.
— Всё началось с обсуждения. На большом экране, который мы включаем, когда к нам приезжают гости, мы показывали презентацию, подготовленную к сентябрьскому докладу в Москве. Рассказывали о своём устройстве, в том числе о защищенности серверного оборудования и дублирование связи. А они рассказали нам о своём. Им было всё интересно. Они даже осмотрели наш резервный генератор, как он переключается в случае аварий на электросетях (убедились, что ни персонал диспетчерской службы, ни наше население не замечают перебоев в подаче электроэнергии) — поделился с NGS55.RU начальник омской станции скорой помощи Максим Стуканов.
День второй
Следующие сутки посвятили изучению работы службы скорой медицинской помощи в одном из районов — Калачинской ЦРБ. По дороге израильтян сильно впечатлили местные просторы: пустынные трассы и природные пейзажи. Особенно поразил тот факт, что именно в этих локациях часто случаются жёсткие ДТП.
— Прежде всего, их сильно впечатлил масштаб — сколько километров мы шли по трассе и наша природа. У них же всего этого нет, у них ведь локации другие, сплошь улицы и узкие лесенки, гористая или пустынная местность. Их поразило вот что: едешь, вроде бы, кажется, всё тихо, простор. Но, с другой стороны, на этом просторе может что угодно случиться. Это же скоростная трасса, — пояснил Максим Стуканов.
В пути иностранцев угощали мороженым. После этого, по словам начальника омской станции скорой помощи, они начали вспоминать, как покидали Россию.
— Да-да, они ведь сами когда-то уехали из Киева, из Кишенёва. Советские. Либо в раннем школьном возрасте, либо вообще в дошкольном. Ну, когда страна рушилась, тогда они и уехали. Поэтому русский язык им пришлось восстанавливать для того, чтобы поехать сюда, — поделился Стуканов. — Но сейчас они бы вряд ли уехали. Погода была 26–27 градусов, им так всё понравилось. Они по дороге пробуют наше мороженое и тут же выдают: «А ещё у вас был квас в стеклянных кружках!». Я им говорю: «Да, всё верно! Квас был».
В больнице иностранным гостям также устроили подробную экскурсию: от приёмного отделения до палаты реанимации. Выяснилось, что у наших фельдшеров скорой медицинской помощи медикаментов больше, чем у израильских, поскольку в Израиле существуют запреты на целый ряд препаратов.
— Почему? Потому что у них парамедицинская скорая, а у нас она фельдшерская с образованием медицинским, — рассказал Максим Стуканов. — Ну а после этого мы поехали за 170 километров от города, в Ивановку, представляете? Там двухэтажная сельская участковая больница. Там есть и перевязочный кабинет, и кабинет неотложной помощи, и санитарный автомобиль.
По словам омича, именно тогда иностранные гости и «восхитились крепостью русских людей». Их способностью и готовностью оказать все виды помощи, исходя из возможностей и оснащения.
На обратном пути гости попросили заехать в лес — хотели послушать, как шуршит листва.
— Забыли уже, как это выглядит — русская золотая осень, — сообщил Максим Стуканов.
День третий
На следующий день в программе стояло посещение омского медицинского университета. Именно в нём находится симуляционный центр, на базе которого, по словам Стуканова, и нужно обучать не только профессиональных специалистов, но людей, никак не связанных с медициной. Объяснять им, как правильно оказывать первую помощь.
— Вот что мы от них, от израильтян, возьмём. Волонтёрство при оказании скорой медицинской помощи, которое у нас вообще не развито. Его нет. То есть, что у них? Вот смотрите. У нас идёт вызов скорой помощи. Скорая помощь его получает, мы его быстро передаём бригаде — бригада поехала. Доезд — одиннадцать–двенадцать минут в Омске. Вот за это время у нас доезжает скорая. У них скорая также едет на вызов порядка одиннадцати минут, но у них ещё есть волонтёры.
Волонтёры в Израиле — это обученные и оснащённые спецоборудованием люди: продавцы, банкиры, художники, корреспонденты и многие другие. Кто угодно, кто не является профессиональным медиком. У каждого волонтёра есть медицинская сумка, которую они повсюду носят с собой. Кроме того, на телефон каждого из них приходят специальные оповещения, которые сообщают, где нужна помощь волонтёра.
— В нужный момент на смартфон приходит оповещение о том, что «вот там-то, за углом, около вас плохо человеку». Они берут свои сумки и бегут его спасать. Оказывать первую помощь до приезда скорой. Вот я говорил о том, что они рассказывали о работе своей структуры. Они показывали нам фильм про взрыв автобуса. Страшный фильм, у нас такие не показывают. Суть в том, что на то место происшествия, где взорвался автобус, туда именно волонтёры первыми попадали. И только потом уже полиция, скорая и так далее, — рассказал Максим Стуканов.
Кроме того, выяснилось, что методика обучения у нас и у Израиля одинаковая. Базами для будущих медиков в нашем городе служат симуляционный центр ОмГМУ и центр повышения квалификации средних медицинских работников. На ознакомление с ними у иностранцев ушёл весь день.
День четвёртый
Четвёртые сутки посвятили посещению экстренных больниц — БСМП. Израильтянам показали ожоговый центр, токсикоцентр, противошоковый зал, гнойную реанимацию и чистую реанимацию.
Оказалось, что иностранные гости планируют перенять у нас опыт автоматизированной «передачи актива» в поликлинику. То есть, если по приезде выясняется, что пациент не нуждается в госпитализации, сведения о его состоянии передаются в поликлинику по месту жительства. После этого врач-терапевт или педиатр уже посещает больного на дому.
Также израильтянам понравилось и то, что омские бригады скорой помощи приезжают к пациенту подготовленными — предварительно изучают историю его вызовов. Особенно их впечатлило то, что значительный объём интенсивной терапии омские медики могут оказать до приезда в больницу, прямо во время пути.
День пятый
— В последний день они к нам на подстанцию выехали. Посмотрели, как конкретно мои бригады оснащены, как они получают вызов, как этот вызов передают, как фельдшеры выезжают на место. Посмотрели, как красная кнопка работает. И в обед я их на самолёт уже отправил, — заключил Максим Стуканов.
Прощание
По словам начальника омской станции скорой помощи, программа гостям понравилась. За эти несколько дней у них появилось более точное представление о работе омской скорой помощи. Кроме того, была возможность наглядно убедиться в её специфике.
— Ещё понравились наши водные пространства. У них-то воды вообще нет. Я им говорю: «Сейчас через Омку будем переезжать. Это маленькая речушка». А они мне: «Да наша самая большая река в три раза меньше!» — посмеялся Стуканов. — Потом по набережной Иртыша их провезли, они говорят: «Вот это да!». Впечатления невероятные.
Однако не обошлось и без негативных впечатлений. Больше всего в глаза израильтянам бросилась высокая нагрузка на наши бригады скорой помощи. а также тяжёлые условия труда. Особенно иностранцы подчеркнули огромные расстояния, которые омским врачам и фельдшерам раз за разом приходится преодолевать.
— Условия, говорят, у вас тяжёлые. Плюс большие расстояния. Одно дело человеку отдыхающему воспринимать эти огромные, открытые просторы, которые они не видели в жизни никогда. Другое, если тебе в этой местности работать. Они сказали: «Ваши врачи должны быть на голову выше наших, чтобы работать в таких условиях», — заключил омич.