Всемирная организация здравоохранения признала пристрастие к компьютерным играм заболеванием. Зависимость от видеоигр вошла в одиннадцатое издание Международной классификации болезней (МКБ-11), которое вступит в силу в 2022 году. К симптомам игромании специалисты причисляют нарушение контроля над продолжительностью и частотой игровых сессий и повышение приоритета игр над другими жизненными интересами.
«Модель поведения достаточно серьезна, чтобы привести к значительным нарушениям в личной, семейной, социальной, образовательной, профессиональной или других важных сферах деятельности», — отмечается в статье последней редакции Международной классификации болезней.
Всё это значит, что теперь зависимые от игр люди официально признаны заболевшими и им будут оказывать профессиональную медицинскую помощь.
Разумеется, это событие не осталось незамеченным. Геймеры и профессиональные психологи принялись обсуждать, можно считать ли зависимость от видеоигр болезнью и как ее лечить. Корреспондент NGS55.RU пообщался и с теми и с другими, чтобы выяснить, является ли пристрастие к компьютерным играм серьёзным расстройством, требующим вмешательства врачей.
При чем тут наследственность?
В России лечением игромании занимаются врачи-наркологи. Специалисты считают, что к этому расстройству предрасположены люди с определенным типом нервной системы, а также с органическими поражениями и врожденными нарушениями биохимии мозга.
Доктор психологических наук, заведующий психотерапевтическим отделением омской клинической психиатрической больницы имени Н.Н. Солодникова Дмитрий Четвериков связывает такую форму зависимости с синдромом гиперактивности.
— Есть определенные типы личностей, которые склонны к подобным экстремальным переживаниям. Прежде всего это люди с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Этот синдром является врожденным и передается по наследству. Чаще всего по мужской линии. У взрослых он проявляется в том числе в стремлении к драйву, авантюризму. Как правило, это люди открытые, достаточно общительные. Очень часто игромания и алкоголизм идут рядом — это тоже свойственно людям с синдромом гиперактивности, — отмечает Дмитрий Четвериков.
При этом Четвериков убежден, что психотерапия почти неэффективна при лечении игровой зависимости. Доктор психологических наук считает, что на первое место выходит медикаментозный метод лечения, направленный на стабилизацию настроения и снижение тревожности пациента.
Кандидат медицинских наук, психиатр-нарколог Евгений Батурин отмечает, что расстройство сопровождается нарушением сна и даже чувством вины — в таком случае пациенту прописывают препараты, которые снижают тревожность. Но главный упор, по его мнению, наоборот, нужно делать на психотерапию и общение с пациентом.
— У игроманов мобильная нервная система и неустойчивый эмоциональный фон. В начале лечения я всегда задаю пациенту вопрос: мы лечим тело или душу? С древнегреческого psyche переводится как «душа». Лечим мы, конечно же, душу. Игроманами нередко становятся люди, которые недополучили внимание родителей, любовь, заботу. Как правило, это люди с низким духовным развитием, — говорит врач.
Прочь от реальности
По словам Евгения Батурина, на излечение этого заболевания требуется не менее года. Не исключены ремиссии и обострения расстройства. Как правило, лишь 20–25% пациентов, по его словам, обращаются за помощью самостоятельно, около 80% игроманов на прием к врачу приводят родственники. Психиатру в основном приходится работать с мужчинами в возрасте от 20 до 35 лет.
Среди причин развития зависимости некоторые специалисты указывают систему поощрения, которая распространена во многих коммерческих компьютерных играх. Ожидание победы в очередном уровне сопровождается выбросом дофамина — гормона удовольствия. Человек чувствует прирост энергии, бодрости и быстро привыкает к этому ощущению. Сразу после завершения игры он испытывает чувство опустошенности, поэтому хочет возвращаться в игру снова и снова. Это похоже на механизм развития наркотической зависимости, поэтому с игроманами работают наркологи.
Дмитрий Четвериков считает, что настоящая игромания начинается с того момента, когда человек теряет контроль над своим увлечением и не отдает себе отчета о времени, которое проводит в игре.
— Во время игры человек погружается в состояние игрового транса. Окружающая реальность уходит на второй план, человек забывает о своих тревогах и повседневных заботах. Игроману снова и снова хочется возвращаться к этим ощущениям, — отмечает врач.
Дмитрий Четвериков отмечает, что психотерапия показала очень низкую эффективность при лечении зависимости от компьютерных игр. По его словам, прежде всего нужно стабилизировать настроение пациента — для этого выписывают специальные препараты. В период лечения зависимым не рекомендуют смотреть даже спортивные состязания. Четвериков советует геймерам перенаправлять энергию в другое русло — это может быть занятие экстремальным туризмом или коллекционирование.
Геймеры не против
Но геймер геймеру рознь. Россия стала первой в мире страной, которая признала киберспорт официальным видом спорта. Более того, в 2016 году правительство Омской области отчиталось о снижении подростковой преступности. Местные власти связали это с увлечением молодёжи компьютерными играми.
Омский геймер Роман Чеснаков — капитан команды Warlike, победившей в недавнем турнире Омской области по World of Tanks, признается, что уделяет играм достаточно большое количество своего времени, но не считает себя зависимым от них.
— Я могу играть в World of Tanks целый день напролёт. А могу не запускать игру целый месяц. Я не наблюдаю у себя «симптомов болезни», которые перечисляет Всемирная организация здравоохранения. Например, я всегда могу прервать игру, если у меня есть более важные занятия. Но геймеры, которые буквально «залипают» в игре, мне знакомы. Когда я жил в студенческом общежитии, замечал, что некоторые из моих однокурсников совершенно теряют контроль над продолжительностью игры — они могли играть всю ночь и со временем забивали на учебу.
По мнению Романа, увлечение компьютерными играми является своеобразным побегом от реальности — это свойственно подросткам и студентам, которые не нашли общего языка со сверстниками.
— В нашей команде большинство ребят — интроверты. Возможно, это действительно люди с особым типом личности, немного замкнутые, довольно молчаливые.
Профессиональный омский киберспортсмен Владислав Канаев к 23 годам стал двукратным чемпионом мира по игре World of Tanks. Год назад Влад начал развивать свой канал на YouTube. Его стримы (во время видеотрансляций блогер играет в компьютерные игры) набирают до 23 тысяч просмотров.
— Я могу играть от часа до 10–15 часов. Особенно долго приходилось сидеть за компьютером во время подготовки к важным турнирам. Но люди разные, нельзя всех под одну гребёнку ровнять. У кого-то со временем действительно портятся нервы, кому-то удается наполнять свою жизнь не только виртуальными приключениями, — рассказывает Влад Канаев.
Как ни странно, Владислав полностью поддерживает позицию ВОЗ. Он согласен с тем, что игромания оказалась в перечне заболеваний. Киберспортсмен советует геймерам постоянно переключаться между играми и реальностью.
— Наверное, нельзя с головой уходить в игры. Нужно держать баланс между реальной и виртуальной жизнью.