Расставаться с женой на пятом десятке — это совершенно нормально. С точки зрения психологии. Омский психотерапевт рассказал НГС о синдроме разорённого гнезда, ипохондрии и о том, какую роль во всём этом играет сон. Ранее мы писали о природе сновидений и спекуляциях на гипнозе.
Часть третья. Сон не в руку
Бедная Настя
Всё началось с ранних пробуждений. Года три назад замужняя сорокалетняя женщина, назовём её Анастасией, вруг стала просыпаться в три-четыре утра. И предпосылок к тому вроде бы никаких... Попробовала снотворные, но эффекта от них не заметила. Решила, что просто стареет и терпеливо коротала каждое долгое пустое утро у телевизора.
Всё бы ничего, но почему-то эти три потерянных часа сна быстро сказывались на общем состоянии. За утро она успевала вымотаться так, что едва доживала до вечера. Но по-прежнему упорно считала, что человек и не к такому привыкает.
Сначала появились проблемы на работе — перестала справляться с ней как раньше. Квартира быстро вошла в состояние перманентного бардака, питаться с мужем начали чем попало — на приготовление еды Анастасии уже тоже не хватало. О том, что такое секс, и вовсе отказывалась разговор поднимать.
Муж тем временем встретил на работе молодую девушку, только окончившую институт. Посмотрел на жену — уже не молода, к тому же располнела. В общем, ушёл. А женщина впала в депрессию, с которой и попала в психиатрическую больницу к Дмитрию Четверикову.
— Классический случай, как по учебнику, — рассказывает психотерапевт. — Стандартный букет проблем, семейная трагедия. Первым звоночком стало нарушение сна — ранние пробуждения. Почему ей не помогло снотворное? Я, кажется, об этом уже говорил, но повторюсь: если препарат, который продаётся в наших аптеках, помог, значит человек может обойтись без лечения в принципе.
Ну а дальше — по принципу снежного кома. Действительно, при таких расстройствах человеку свойственна быстрая утомляемость. К тому же Насте не повезло вот ещё в каком плане: её муж на тот момент сам переживал кризис среднего возраста.
— Мужчина лет в сорок-пятьдесят заканчивает свой жизненный цикл — на психологическом уровне. Ребёнка-двоих родил, дом построил, социального статуса достиг и кардинально его уже не изменит. Но сам по себе человек живёт дольше. Кто-то в этот момент уходит в экстремальные игры, карьеру, путешествия... Кто-то начинает свой жизненный цикл заново — берёт в жёны молодую женщину, заводит ещё одного ребёнка... И с позиции психологии это совершенно нормальное поведение.
По словам психотерапевта, такие истории часто успешно предотвращаются только на ранних этапах. Запущенных, как Анастасия, избавляют от депрессии, но супруг к ним уже не возвращается. А с чего всё началось?
«Полночи брожу, телевизор смотрю...»
— Как вы думаете, у какой категории людей бывают нарушения сна?
— Ну-у, наверное...
— Не утруждайтесь, у всех. Каждый человек когда-нибудь страдал нарушениями сна. Эпизодическим пациентам мы говорим: подождите, лечиться пока не нужно — и действительно, через какое-то время в большинстве случаев проходит само. Но если проблемы со сном продолжаются и начинают снижать социальную адаптацию, сказываются на других сферах жизни, это, безусловно, нужно лечить.
Дмитрий Четвериков открывает пятый раздел справочника психических расстройств человека. Первое и наиболее распространённое нарушение сна — проблемы с засыпанием.
— Обычно такие, пресомнические расстройства связаны с патологической тревогой. Чаще всего мы наблюдаем в клинике буквально пережёвывание того, что произошло вчера, неделю, десять лет назад. Вот вам ещё один классический пример: 64-летняя пенсионерка, простая сельская женщина. Как это часто случается, в очередной раз взялась наставлять сына, сорокалетнего мужика, на путь истинный. Тот, как ей показалось, ответил грубовато. Обиделась. А свободного времени много. Она начинает вспоминать историю их взаимоотношений и доходит до самого детства сына. Женщина убеждает себя в том, что он и тогда её обижал — и уже не важно, было ли это на самом деле. Начинает звонить сыну, в том числе и по ночам, вспоминая сразу все свои обиды, накопившиеся за жизнь. Естественно, он в какой-то момент не выдерживает и отвечает ей по-настоящему грубо. У женщины начинается тяжёлое нарушение сна.
«Вроде бы хочу спать, но боюсь, что не усну, — рассказывает. — Ложусь, закрываю глаза, засыпаю… Через час в голове что-то щёлкает и я просыпаюсь. Брожу, пью чай, телевизор смотрю…»
Через полгода женщина обратилась в психиатрическую больницу. Тревожное расстройство к этому моменту перешло в депрессивное. Почему, если проблемы были настолько серьёзными, они всплыли только спустя десятилетия?
— Это называется синдромом разорённого гнезда. Обычно проявляется у женщин в возрасте 55–65 лет. Наваливается всё и сразу: сильнее дают о себе знать болезни. Происходят изменения в психике — усиливается обидчивость, в частности. Прекращается трудовая деятельность или она становится бесперспективной — уже дорабатывают, попросту говоря. Кстати, грядущее повышение пенсионного возраста грозит достаточно серьёзными изменениями социальной структуры. Так вот, самое же главное — уходит смысл жизни. Мы же ещё живём отголосками домостроя, согласно которому главное для женщины — семья и дети. Но мужья умирают. Дети вырастают. Обретают собственные семьи, социальную идентичность, и назойливая забота мамы становится для них просто раздражающим фактором. В итоге у человека образуется ужасный вакуум.
Как с этим жить
По словам психотерапевта, у человека есть три пути. Первый, наиболее распространённый и продуктивный: дача и огород. Нет, не смейтесь: человек созидает, выращивает и ощущает себя необходимым.
С этих позиций, кстати, можно наконец-то понять и принять стойкое нежелание старшего поколения засеять одну половину участка газонной травкой, другую — деревьями и воткнуть между ними мангал с надувным бассейном. Или такие вот типичные обиды — я, мол, насолила сто пятьдесят банок помидорок, а вы за месяц только четыре съели. Это ещё не знает, что две отдали соседям, одну съели наполовину, а одну разбили по дороге с дачи...
— Второй путь менее конструктивен, — продолжает психотерапевт. — Это путь в ипохондрию: избыточное внимание к своему здоровью. Анализы, требования какой-то медицинской помощи — сходите в любую поликлинику и всё это увидите: там в основном сидят пожилые женщины. Наконец, наименее здоровый третий путь — мучить себя, оставаясь в этом состоянии. Мы, к сожалению, не умеем жить для себя, а не только для детей, жён, мужей и работы. Это великое искусство, на самом деле. Вот вопрос: что вы себе подарили на последний день рождения?
— Ничего.
— Вот, пожалуйста. Возвращаясь к случаю той пациентки: выйти из этого состояния можно, лишь наполнив жизнь новым смыслом. Кому-то мы говорим: покупайте дачу. Кому-то: учите испанский. Зачем? Неважно. Иногда нужно человека просто занять.
— Но это же так просто и очевидно.
— Те, для кого очевидно, к психотерапевту обычно не обращаются. Опять-таки со стороны всегда судить проще. Но мне известны многие интересные, так скажем, решения с неожиданно благополучным итогом. Например, мать-одиночка уезжает работать за тысячу километров, а детей оставляет своей матери. Читает им книжки по вечерам по видеосвязи. И все счастливы!
Именно поэтому иногда опытному врачу достаточно одной консультации, чтобы, грубо говоря, вправить пациенту мозги. Разобраться в ситуации, дать задание, распрощаться, услышав крики «вы меня обижаете, я ожидал другого!». Многие через месяц приходят с букетом — уже не проблем — и говорят: «Спасибо, доктор!». Кто-то уже похудел на десять килограммов, кто-то тот самый смысл жизни нашёл...
Спите спокойно
Возвращаясь ко снам: тенденция последнего времени — участившиеся случаи расстройства режима сон-бодрствование. Не было раньше у нас массы фрилансеров, работающих по тому часовому поясу, откуда пришёл заказ. А вот винить в проблемах со сном исключительно компьютер, что делают взрослые, глядя на детей, не стоит. С этим подходом можно и интересную книжку обвинять.
— Приходит женщина по поводу якобы компьютерной зависимости и нарушения сна у сына, — рассказывает психотерапевт. — Вот, говорит, сидит всю ночь, а потом день спит. Выясняется, что парню двадцать четыре года, образование — техникум. Уже два года он не общается с людьми, не работает, неделями не моется. Что делает в компьютере, мать не понимает. Деградация, иными словами. И становится очевидным, что речь идёт не о зависимости и не о нарушении сна — о дебюте тяжёлого психического расстройства, которая начинается с такой специфической аутизации, а заканчивается голосами, бредом, инопланетянами… Иногда суицидом. Наконец, такие люди становятся очень подверженными всяким нехорошим воздействиям — и в интернете есть плохие люди.
Что касается компьютера и прочих гаджетов: Дмитрий Четвериков настоятельно рекомендует откладывать их в сторону и выключать за два часа до того момента, как голова коснётся подушки. А специально для тех, кто считает это невозможным, приведём основные правила гигиены сна.
— Клиническая сомнология рекомендует выключать все ночники — чем темнее, тем лучше. Тишина. Свежий воздух. В идеале спальня должна быть предназначена только для ночного сна. Никаких проблемных разговоров. Никаких решений проблем. Мы помним, что медленный сон — переработка опыта, введение в долгосрочную память и сопоставление с прежними данными. Поэтому не зря говорят: утро вечера мудренее. Решение может прийти и само. Хорошая книжка. Наконец, классика жанра — секс перед сном. Но это должен быть обыкновенный, ровный семейный секс, а не «давай попробуем БДСМ или втроём». Единственный полностью индивидуальный момент — это еда перед сном. Но объедаться, конечно, тоже вряд ли стоит.
Сон остаётся явлением, полным загадок, как на него ни смотри: хоть с мистической, хоть с прагматически-научной точек зрения. Конечно, когда-нибудь мы узнаем, как происходят эти процессы и поймём принципы работы этого кривого зеркала. А пока, как пел Цой: «Тем, кто ложится спать, спокойного сна».
Подписывайтесь на нашу группу «ВКонтакте».
Пишите нам в Viber и WhatsApp: 8–913–670–33–77