Все новости
Все новости

Это не просто сон: психотерапевт о Кашпировском, причинах сновидений и следствиях

Джон Уильям Годвард «Обнаженная на берегу моря», 1922 год

Поделиться

Сновидения — причина или следствие проблемы? Омский психотерапевт Дмитрий Четвериков рассказал о спекуляциях на гипнозе, сектантских принципах зомбирования и своей попытке разоблачить Кашпировского.

Часть вторая. Кривое зеркало

«Всё ОК, я умер нормально»


Эдвард Мунк «Смерть Марата», 1907 год

Эдвард Мунк «Смерть Марата», 1907 год

Поделиться

«В первый раз его смерть приснилась мне, когда мы только начали общаться. Он ещё был женат на другой. В моём сне он умер на улице: тело окоченело, и он упал. Помню, как все его родные винили в смерти меня…

… Мы начали встречаться. Я ночевала у него. Рано утром он должен был улетать в другой город. И вот дверь за ним закрывается, а я ложусь спать дальше. Мне снится, что он умер, выходя из дома, — даже не дошёл до такси, которое должно было везти его к самолёту. Открывает дверь из подъезда и падает, просто так…

… Мы живём вместе. Мне снится, что занимаюсь с ним сексом в нашей спальне. Внезапно он хватается за сердце, падает на пол и начинает умирать у меня на руках. Через короткое время мне на телефон приходит SMS. От него. "У меня все ОК, я умер нормально, не плачь". Его тело — вот оно, у меня на руках лежит — какое-то неживое и живое одновременно…».

***

Каждый раз, проснувшись насквозь мокрой, она бросается к своему мужчине или к телефону. Но ничего о своём сне не рассказывает, весь день пытаясь стряхнуть с себя пережитый кошмар. И не поймешь сразу, уместно ли здесь слово «пережитый»?

Вспоминает, что кто-то говорил: во сне всё наоборот. Но её это почему-то не успокаивает. Начинает тайком штудировать сонники, все подряд. Которые, конечно, лишь дают поводы для новых страхов и сомнений. Знакомо?

Генри Фюзели «Ночной кошмар», 1782 год

Генри Фюзели «Ночной кошмар», 1782 год

Поделиться

О страхах скрытых и явных


По словам психотерапевта Дмитрия Четверикова, можно отойти от точной науки и разбить сновидения на две большие группы — предсказуемые и спонтанные. Первая — когда есть явная проблема. Скажем, человек ставит импланты. Возникают какие-то сложности, больно, дорого… Не сомневайтесь, какое-то время ему будут сниться только зубы! И нет здесь никаких символических значений: скажем, удалённый зуб — к смерти родственника или что-то в этом духе. Другой пример — молодой человек переиграл в компьютер. Скорее всего, ему предстоит бегать от толп зомби и во сне — запомнит ли он это или нет…

Вторая условная категория — спонтанные сновидения — намного интереснее. Первопричина есть и здесь, но скрыта она значительно глубже.

— У нас есть четыре базовых страха, — рассказывает психотерапевт. — В первую очередь боязнь смерти — причём даже не как физического акта, а полного исчезновении себя. Это выражается в стремлении оставить после себя что-то: славу, детей, что угодно. Вся религия базируется на этом страхе, и не только она: даже коммунисты его умело использовали. Не припоминаете? Ну как же. «Ленин умер, а дело его живёт!».

Иероним Босх, «Несение креста», 1515–1516 год

Иероним Босх, «Несение креста», 1515–1516 год

Поделиться

Второй базовый страх человека — отсутствие смысла. Если всякое действие становится ненужным (зачем оно всё?), приходит депрессия. Третий — страх одиночества. Любой здоровый человек — социальное существо, которое не может находиться в изоляции без последствий для психики. Но самый, пожалуй, интересный страх — четвёртый: страх свободы или отсутствия идентификации.

— Мы постоянно себя с чем-то сравниваем и отождествляем, — поясняет Дмитрий Четвериков. — Отец, журналист, мужчина ста восьмидесяти сантиметров ростом, гражданин своей страны и так далее. Человек подсознательно боится это потерять. Если одна позиция идентификации всё-таки уходит, он пытается её замещать. Чем, кстати, активно пользуются — например, в сектах.

«Ваши веки слипаются»


— Я делаю экспертизы по технологиям влияния для правоохранительных органов, — продолжает психотерапевт. — С чего начинается обработка нового члена секты? В первую очередь у него забирают привычные идентификаторы. Не смотри телевизор, не пользуйся телефоном, не общайся с родственниками. Он уже не Иванов Иван, а брат какой-нибудь. Разрушение одной идентичности называется процессом разморозки, формирование новой — заморозкой.

Винсент Ван Гог, «Звездная ночь», 1889 год

Винсент Ван Гог, «Звездная ночь», 1889 год

Поделиться

Проще говоря, основатели сект — вовсе не повёрнутые на своём божестве дурачки. Они очень умело используют особенности человеческой психологии, облекая это в мистический ореол. Вспомнить тот же гипноз:

— Это банальная психотерапевтическая процедура: лечебный сон или транс, — рассказывает Дмитрий Владимирович. — Мы ежедневно, с двух до трёх, проводим такие сеансы для больных. Но сколько вокруг транса формируется интерпретаций и спекуляций! В частности, я не верю, что в состоянии искусственного сна человек может встать и что-нибудь сделать. Во всяком случае сам такого не видел.

— Подождите, а как же…

— Не видел ни разу. Мне однажды повезло пообщаться с классиком нашей психотерапии Анатолием Кашпировским. Он приехал в Омск проводить сеанс, и один новостной холдинг пригласил меня туда, чтобы его развенчать. Но, когда мы пообщались, я понял, что это умнейший дядька, абсолютно здравомыслящий и адекватный. Мы проговорили три часа — я, человек отчаянно курящий, даже про сигареты забыл. Так вот, я побывал на его сеансе. Классическая сцена в цирке классического произведения «Мастер и Маргарита». Ничего не почувствовал.

— То есть, он мошенник?

— Нет. Конечно, он безумно демонстративен. Он циркач. Это шоу. После выступления к нему подбежала бабушка с внуком, больным синдромом Дауна. «Это можно вылечить?» — «Нет». — «Вылечите, Анатолий Михайлович!». Я тогда хотел ему сказать — Анатолий Михайлович, вы же сами создали такой образ.

Поделиться

— Хорошо. Что тогда может гипноз, сон, транс?

— Пример из жизни: латентный гей, который с этим делом борется — даже женился, чуть детей не завёл. В какой-то момент он решил вернуться к нормальной ориентации с помощью быстрого сна: исключить таким образом воздействие внешних факторов, и в этом состоянии изменить свои установки. Проблема решилась через две недели! Но очень своеобразно: он бросил жену.

Другой вариант: когда человек бьётся над сложной задачей. Классический пример — Дмитрий Иванович Менделеев, который увидел свою таблицу во сне. Он был к этому готов, у него активно шли процессы переработки информации, её сопоставления… Решение проблемы пришло только тогда, когда отсутствовали внешние раздражители.

Между сном и явью


Наверняка многим удавалось поймать себя в состоянии между сном и явью. Когда ещё воспринимаешь действительность, но в какой-то момент удивляешься мыслям, неторопливо текущим в голове, — они же как-то сами по себе, к тебе уже не относятся! Впрочем, мысли — сильно сказано, это больше похоже на бред, набор слов. Однажды, кстати, автору удалось не выпасть из этого пограничного состояния и какое-то время послушать свои-чужие мысли. Ничего нового, к собственному разочарованию, не узнал и не понял, зато потом полночи не получалось уснуть.

— Доктор, я нормальный?

— Не знаю. Но в этом примере никаких патологий нет. В состояние сна человек, действительно, входит не сразу. Начинает мерцать сознание, могут возникать, как вы выразились, чужие мысли, звуки, даже телесные ощущения.

Поделиться

Полуотключённость — штука, конечно, интересная. Отдельный вопрос: можем ли мы принимать решения во сне? По словам Дмитрия Четверикова — да, однозначно. И даже более того — существует отдельное направление: осознанные сновидения.

— В своё время я читал Карлоса Кастанеду, — рассказывает врач. — Он писал в том числе и про другие миры — поэтому я, как атеист, рассматриваю его исключительно как культуральное явление. Так вот, одним из основных его направлений является искусство сновидения — проще говоря, методики, посвящённые вхождению в свои сны. Техники описаны очень подробно, поэтапно. Конечно, сам Кастанеда активно использовал галлюциногены — кактусы и грибы, — но можно экспериментировать и в правовом поле. Сам этим активно занимался, но потом сказал себе: «Стоп. Я хочу жить счастливо».

—?

— Хотя бы по этой причине: стоит ли делать сновидения своим основным ориентиром?

Затем Дмитрий Четвериков рассказал о том, как из-за небольших патологий сна рушились семьи и почему бросать жену — это с психологической точки зрения совершенно нормально. Как сон выступал последним звоночком перед бредом и инопланетянами. Наконец, какая категория людей может столкнуться с такими нарушениями психики. Читайте об этом завтра на нашем сайте.

P.S.


И всё-таки: что означали сновидения про умирающего мужчину, описанные в начале этого материала? Предлагаю мини-игру: попробуйте, пользуясь любыми сонниками, жизненным опытом или знанием психологии, истолковать этот сюжет и описать свою трактовку в комментариях.

Антон Малахевич

Присоединяйтесь к нашей группе «ВКонтакте»
Новости и фото отправляйте нам в редакцию в WhatsApp и Viber: 8–913–670–33–77. 

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter