В январе текущего года исполнилось ровно три года с того момента, как Сергей Шелест возглавил Омск. За это время как в городе, так и в стране многое изменилось. В городе прошла резонансная «транспортная реформа», начался масштабный ремонт мостов, завершено комплексное благоустройство «Зеленого острова».
О самых насущных, острых и жизненно важных вопросах мы поговорили в кабинете у Сергея Николаевича — мэр сейчас восстанавливается после сложной операции, которую он перенес в декабре. Тем не менее градоначальник весь в работе, и ему в плотном рабочем графике с трудом удалось найти время на интервью.
О самом волнующем зимой — снеге и отоплении
— Сергей Николаевич, мы встречаемся с вами после обрушившегося на город мощного снегопада и последовавшего за ним сильного похолодания. Горожане всю зиму жалуются на то, что Омск плохо чистят от снега, невозможно проехать по дорогам, пройти по тротуарам. И каждый год от мэрии слышат один и тот же ответ: техники не хватает, людей мало, денег нет. Кажется, что ситуация уже никогда лучше не станет: то же самое горожанам будут говорить и через 10 лет.
— Да, есть вопросы по обеспеченности техникой и людьми — как и в других городах. Потребность в дорожной технике для зимнего содержания составляет порядка 600 единиц. На сегодня у нас есть 380, в ежедневном режиме используется в среднем 250. Людского ресурса тоже не хватает. Сейчас работами по уборке снега занимаются 1500 человек, а планово необходимо пять тысяч.
— Наверное омичи не хотят идти убирать снег из-за низкой зарплаты?
— Средняя зарплата рабочего порядка 50 тысяч. За последние два года она поднялась на 20 тысяч. Но мы понимаем, что она всё равно неконкурентоспособна, потому что труд тяжелый. Чтобы поднять эту зарплату, допустим, до 80 тысяч, нам потребуется 650 миллионов рублей на год, а таких денег пока в бюджете города нет.
— С людьми понятно, а с техникой что?
— Вопрос приобретения техники не стоит на месте. За последние пять лет приобретено 132 единицы. Буквально на прошлой неделе вручали документы от 43-х единиц новых дорожных машин, тракторов, подъемников, еще 10 машин в пути — общая сумма 260 млн рублей.
Но даже наличие огромного количества техники не обязательно решает проблему уборки снега в кратчайшие сроки. Когда в любом городе с большим бюджетом и количеством техники, чем у нас, происходят снегопады, то даже там определенное время борются с этой стихией.
— Правильно я понимаю, что новая техника просто сменяет ту, что списали? Общее количество снегоуборочных машин остается таким же.
— Да, это так. Но на смену старой технике приходит новая, более производительная. Помните же, что раньше снег возили ЗИЛами, куда входило 5 кубометров, теперь это МАЗы и КАМАЗы, куда входит свыше 20 кубов. То есть, одна новая машина заменяет пять старых.
На 150 миллионов рублей, которые будут направлены нам по решению губернатора Виталия Павловича Хоценко в текущем году, планируем приобретать 20 самосвалов, что позволит нам уйти от найма подрядчиков на стороне для вывоза снега зимой и ремонта дорог летом. Мы сэкономим приличные деньги — в этом году на «снежные» контракты было направлено 41,5 миллиона рублей.
— А что со снегоплавильными станциями? Год назад этот вопрос обсуждался всерьез в горсовете, но с тех пор тишина…
— Безусловно, строительство снегоплавильной станции позволило бы облегчить и ускорить уборку снега в городе. Мы от этих планов не отказываемся. Был выбран земельный участок, где можно разместить такую станцию — рядом с горбатым мостом со стороны сквера им. Харчикова, проведено предпроектное обследование, но там необходимо тесное взаимодействие с омским водоканалом для выхода в сбросной коллектор, пока вопрос на паузе. Ждем решения коллег.
— Какую бы оценку поставили УДХиБ за уборку снега в городе?
— Исходя из имеющихся у них сил и ресурсов, они работают с полной отдачей. Понятно, что не всё от нас зависит. Найти кандидатов на эту работу не так просто. Тем не менее люди работают — хочу сказать им большое спасибо. Они трудятся в любую погоду и в любое время суток.
— Еще один очень важный вопрос — это отопление города. Буквально на прошлой неделе прошла информация о том, что большой жилмассив в Чкаловском поселке остался без тепла, и тогда же стало известно о том, что счета «Тепловой компании» заблокированы. Похоже, что дело идет к коллапсу…
— Любая ресурсоснабжающая организация регулируется тарифами, которые устанавливает Региональная энергетическая комиссия. Она обязана устанавливать экономически обоснованный тариф. И последние 10 лет, не знаю, умышленно или нет, но тариф для «Тепловой компании» был, скажем так, не совсем экономически обоснованным. По сути предприятие загнали в долги.
Три года назад я встречался с руководством «Межрегионгаза», и мы подписали с ним пятилетний график погашения долгов за газ, а они были весьма впечатляющими — 400 миллионов рублей. И его мы уже три года выполняем — гасим долги прошлых лет. Естественно, что в конце года все финансы «Тепловой компании» шли на погашение этого долга — чтобы не сорвать график погашения за 2024 год. За год они в среднем платят за газ 800–900 миллионов — текущее потребление плюс выплата по графику. Отсюда и дефицит средств на счетах «Тепловой компании».
Что касается блокировки счетов предприятия, то последние 10 лет это происходит регулярно. Долги копятся, счета блокируются, потом деньги появляются — счета разблокируются.
— Про банкротство «Тепловой компании» речи не идет?
— Я хочу сказать, что обеспечение омичей теплом — это никакой не бизнес, а определенного рода социальная деятельность. Много лет им не выдавался экономически обоснованный тариф, все инвестпрограммы, обновление оборудования было свернуто.
Там есть еще нюансы взаимодействия «Тепловой компании» и «Омск РТС» — РТС удерживает огромные суммы на сверхнормативные потери с «Тепловой компании». Я считаю, что это ненормально, и в ближайшее время мы будем с этим разбираться. Сейчас они в одностороннем порядке еще 250 миллионов удержали. Хотя расчеты показывают, что вообще не было произведено столько тепла, сколько они удержали за сверхнормативные потери.
Да, и будем разбираться с РЭК, потому что она регулирует не только «Тепловую компанию», но и «Омскэлектро» и другие наши предприятия, которые находятся в крайне плачевном финансовом состоянии из-за экономически необоснованных тарифов.
— А что будет с дырявыми теплотрассами по всему городу? Ранее сообщалось, что регион получит внушительную сумму на ремонт коммуникаций.
— Мы надеемся, что кардинально изменить ситуацию позволит участие в федеральном проекте «Модернизация коммунальной инфраструктуры». Всего на покрытие полной потребности, с учетом 80%-ого износа сетей, городу необходимо семь миллиардов рублей. Пока речь идет о сумме 1,6 миллиарда на три года. Выбраны самые проблемные участки протяженностью почти 105 километров. Как только получим деньги — расскажем, какие адреса будут первоочередными. В 2025 году в планах 11 участков протяженностью 37,98 километра с общим объемом финансирования 507 миллионов рублей.
Все деньги целевые — ни один рубль не должен уйти не по назначению. Контроль за средствами будет строжайший. Отвечать за реализацию данного проекта будет руководство «Тепловой компании» и мой первый заместитель Евгений Фомин.
Подчеркну, что коммунальная инфраструктура — это не только сети «Тепловой компании». Большую обеспокоенность вызывает состояние омских ТЭЦ, но это уже совсем другая история.
Про мост у Телецентра и бульвар Архитекторов
— Мост 60-летия ВЛКСМ ремонтирует та же компания «Стройтраст», которая сорвала сроки реконструкции бульвара Архитекторов. Не боитесь, что и с мостом такое же повторится?
— Что касается бульвара. Как это обычно бывает, все документы делались второпях, и в первоначальном проекте проектировщиком не были учтены какие-то детали, про какие-то коммуникации забыли, где-то велодорожки добавляли, освещение. Мы подписали допсоглашение и учли в нем все нюансы. Мы получили финансирование. Как наступит тепло — подрядчик туда зайдет и всё доделает. Там остался не такой объемный массив работ. Я думаю, в августе мы бульвар Архитекторов запустим.
— Может, лучше открыть движение ко Дню города? Это было бы хорошим подарком для омичей.
— В идеале надо запускать бульвар ко Дню города. Тогда на начало августа надо его переносить — хорошее уточнение.
— А с мостом у Телецентра как дела обстоят?
— С мостом всё было бы намного проще, если бы не надо было перекладывать коммуникации. Понятно, что если мы делаем мост, то нужно менять и теплотрассу в нем. Поэтому появился проект замены теплотрассы.
Сам же мост находится уже в таком состоянии, что если мы его не отремонтируем, то этот объект просто перестанет работать. Повесим вместо реверсивных светофоров кирпичи, поставим бетонные блоки и будем ждать, пока мост упадет в реку. Наверное, тоже не очень хорошо?
— Кстати, о реверсе. Омичам обещали четыре полосы для движения по мосту. В итоге оставили три полосы, пришлось вводить реверс. Почему так вышло?
— Там четыре полосы должно было работать. Но при проектировании замены теплосетей оказалось, что котлован для этих целей делает усечение в одну полосу со стороны Нефтяников. Соответственно, сделать четыре полосы не получилось.
Хотелось бы весной сделать полноценный заезд на мост в две полосы в обе стороны… Тогда бы город это не заметил и можно было бы отказаться от реверса. Будем разговаривать с подрядчиком. А пока нам всем надо пережить эти неудобства — не ремонтировать мост нельзя. Зато мы его сделаем — минимум 50 лет он будет работать без ремонтов.
— А что с другими мостами? Совсем недавно стало известно, что ремонт Комсомольского моста перенесен на осень 2026 года.
— В планах этот мост есть, но будет ли финансирование по нему — непонятно. Плюс было бы классно, если бы появился мост через Омь в створе Окружной дороги, тогда мы бы без каких-либо проблем закрыли на ремонт Комсомольский мост. Договор концессии существует, и со своей стороны город готов всячески помочь в его реализации.
О новых мостах и ремонте дорог
— Читатели NGS55.RU с Московки спрашивали про новый путепровод через железную дорогу. Микрорайон активно строится, а дороги в нем не расширяются.
— Проблему мы знаем. Что касается путепровода на Московке, то в ближайшей перспективе он, к сожалению, не появится. Что касается планов по расширению дорог и строительству новых, то они, безусловно, есть.
Если всё нормально получится, Северный обход будет построен, еще один мост через Иртыш — этим занимается область. Мы в свою очередь выходим на ремонт дорог в городе.
— Странно, что в список ремонта дорог вошла улица Герцена, которую ремонтировали в 2019 году, улица Ленина, которую тоже недавно делали, но в списке нет того же проспекта Мира, где асфальт уже разрушился.
— Прошлым летом мы шли с губернатором и митрополитом крестный ход по Ленина, и там прямо такие большие колеи были видны. Заметно, что улице нужен ремонт. Когда идешь пешком — это чувствуется. Тем более с ГИБДД прорабатываем вопрос о том, чтобы делать Ленина пешеходной по выходным.
Отдадут ли омские парки частникам
— Очень важная тема — это благоустройство общественных пространств. Немало за последние годы сделано, но еще многое предстоит сделать. Планируется ли масштабная реконструкция Советского парка, парка 30-летия ВЛКСМ и 300-летия Омска. Может, их отдать в концессию по примеру «Зеленого острова»?
— «Зеленый остров» изначально был в аренде у «Омсксайдингинвеста». Но здесь, я считаю, что городу повезло с инвестором — он достаточно много туда вложил. Поставил колесо обозрения, установил карусели — даже в обход санкций доставил оборудование. Парк активно развивается. Там будут еще серьезные объекты возводиться, запланирована реконструкция сцены. Инвестор берет на себя содержание всего парка — это порядка 42 миллионов рублей в год. При этом парк останется доступным для омичей — вход в него будет бесплатным.
Что касается Советского парка и 30-летия ВЛКСМ. Ими управляет наша муниципальная организация. Денег там немного, но парк приносит прибыль, которую мы вкладываем в его развитие — покупаем аттракционы. Скоро в парке 30-летия установим экстремальный аттракцион для взрослых.
— Эти парки не хотите отдать в концессию?
— В Советском парке и парке 30-летия ВЛКСМ пока такой модели нет, но мы занимаемся их развитием, исходя из имеющегося ресурса за бюджетные деньги и за счет их собственных заработков. Есть несколько проектов по Парку 300-летия. Последний делал застройщик «Эталон».
— Я ходил два года назад на презентацию этой концепции, и с тех пор о ней ничего не слышно…
— Для парка 300-летия Омска активно ищем инвесторов, которые были бы готовы облагородить данную территорию с сохранением зеленого массива и сложившегося зонирования, но пока вопрос открыт. Может быть, инвесторы туда не идут, потому что мы в парках сейчас землю не раздаем и не даем там строить что-то грандиозное и коммерчески прибыльное. Но мы даем им возможность развития как парка — чтобы сохранить зеленые насаждения.
— Так что же будет с парком 300-летия? Об этом интересуются многие местные жители, которые любят там бегать и кататься зимой на лыжах.
— Хотелось бы, чтобы к нему проявили интерес инвесторы и мы бы отдали его в концессию по примеру «Зеленого острова».
— Важно, чтобы эта территория не была застроена — подобные примеры в городе есть.
— Да, было время, когда мы разбрасывали камни, а теперь их собираем. Идут судебные процессы по землям, которые были отрезаны от парков города в прошлые годы — прокуратура нас в этом поддерживает. Сейчас у нас в суде находится дело по истребованию земель в пользу парка у компании «Кедр», шансы достаточно высоки.
Мэру приятно погулять по «Городскому саду»
— Какой проект благоустройства считаете самым лучшим? Если, конечно, не считать Зеленого острова. Где вам приятно погулять? И, может быть, есть территории, за которые стыдно?
— В три этапа сделали «Городской сад». Туда вложили не только бюджетные средства, но и средства бизнеса — Темури Латария вложился, поставил детскую площадку, высадил деревья. Эта территория, которая была заброшена, теперь она приобрела достойный вид. Рано или поздно там закончат реконструкцию ТЮЗа и это пространство обретет законченный вид.
У нас много пространств, которые меценаты сделали. Тот же Сад Суворова — Александр Беляев сделал сквер рядом со своим предприятием. Есть Аллея олимпийских чемпионов — ее за счет нашего мецената Сергея Козубенко сделали, тот же Михаил Сутягинский памятник Бухгольцу установил на набережной.
— А за что стыдно?
— Стыдно за то, что мы никак не можем до конца побороть несанкционированные свалки и стихийно возникающий то там, то здесь мусор. И я уже говорил: это ведь нам не с самолета кто-то сбрасывает, не подкидывают жители соседних регионов — мы сами никак не придем к мысли, что Омск — это наш дом, родная земля, за которой надо ухаживать, как за своим собственным жильем. Вот за это действительно стыдно.
Жителям частного сектора рано паковать чемоданы
— СМИ периодически «пугают» жителей частного сектора его сносом в рамках программы комплексного развития территорий. Что чуть ли не завтра все дома снесут, а на их месте построят многоэтажки. Когда жителям нужно паковать чемоданы? Может быть, уже застройщики выстроились в очередь, чтобы освоить частный сектор?
— Что касается программы комплексного развития территорий, то она дает прекрасную возможность избавиться от тех домов, которые уже по окна ушли в землю. Одна из территорий, которая находится в работе — 29 гектаров на Северных, где на средства потенциального застройщика должен быть построен не только микрорайон, но и одна школа и два детских сада. Эту территорию инвестор должен застроить за 10 лет. Стоимость участка — 1,3 миллиарда рублей.
— Жителям уже пора собирать вещи?
— Никто никого за два дня там не выселит — у нас государство правовое. Кто не захочет расселяться — будет общаться с застройщиком в рамках судебных процессов. А это всё занимает немало времени.
— Есть уже инвестор, который заберет эти территории под застройку в частном секторе?
— Будет конкурс в январе–феврале. Но не факт, что он состоится — кто из застройщиков захочет сейчас вкладывать собственные средства? Хотя предварительно есть согласные, которые готовы рассматривать вхождение в программу КРТ.
— Омские или иногородние?
— И те, и другие. Но заявятся ли они — мы не знаем. Для нас это интересно и выгодно. И для жителей, чьи дома очень старые, для них это тоже очень выгодно.
— Можете ли назвать хорошие примеры застройки частного сектора в Омске? Жилые комплексы, за которые не стыдно.
— Есть хороший пример — ЖК «Северное сияние» на Герцена, где наш известный предприниматель Шамил Шихмирзаев сам лично договаривается с жителями, расселил дома и строит на их месте комфортное жилье. Ему удалось всё же сделать из запущенной территории частного сектора современное благоустроенное пространство с детскими площадками, тротуарами, освещением, рестораном, фуд-кортом, баней. Это хороший для города пример.
— Понятно, что весь частный сектор в городе не расселят. Его жителей беспокоит благоустройство — когда там появится асфальт, тротуары. У нас XXI век на дворе, а в частном секторе — грунтовые дороги. Я считаю, что это позор для города-миллионника.
— У нас из 1600 километров дорог 500 километров — грунтовые дороги. В 2023 году заасфальтировали 37 участков длиной 20 километров. В 2024 году — 42 участка — 28 километров. На этот год мы планируем 60 участков — порядка 45 километров дорог, которые станут асфальтированными. Все сразу мы не сделаем, но работу ведем. Плюс ведем работу по асфальтированию тротуаров. В этом году мы сформировали бригаду, которая будет в том числе асфальтировать грунтовые дороги в Омске. Оснастим это звено большим асфальтоукладчиком, катком, тралом и автогудронатором — общая стоимость новой техники составляет порядка 58 миллионов рублей
— Аварийные дома — еще одна беда для города. В декабре был в доме на Молодогвардейской, 27, он весь трещит по швам, может в любой день рухнуть, а срок его расселения — 2031 год! Не думали ли о том, чтобы сделать программу реновации ветхого фонда по примеру Москвы? Застройщики бы получали землю, а взамен брали на себя расселение таких домов?
— Мы, конечно, не Москва. На сегодня у нас в городе 186 аварийных домов. Переселение идет, но его темпы хотелось бы, чтобы были выше. Мы буквально в декабре сдали дом для переселенцев на 218 квартир на 1-й Ленинградской, 25. Буквально сейчас мы расселяем два дома на Стройплощадке, 111 и Гоголя — там сложилась очень непростая ситуация, они могут рухнуть.
В ближайшее время должна появиться новая федеральная программа по расселению, в рамках которой мы будем действовать. Городу нужно более девяти миллиардов, чтобы расселить эти 186 домов. Мы последние два года расселили 1157 квартир — у нас более двух тысяч омичей получили новое жилье.
Кстати, накануне вышли в Законодательное Собрание с инициативой передачи застройщикам земельных участков с аварийным жильем под МИПы с условием расселения за счет строителей. Процесс идет.
Я хотел бы рассказать о другом. Об отношении самих жителей к своему жилью. Помните дом в Нефтяниках на 20-го Партсъезда, 53, где в 2022 году рухнула стена? Что стало причиной обрушения? Жители поставили душевые и пустили канализацию в подвал, кладка вся вымокла и разрушилась. Таких переделанных общежитий по городу много.
Мэр за метротрам
— Затронем всегда актуальную тему общественного транспорта. За последние годы в Омске существенно обновили парк автобусов, троллейбусов, но за скобками остался трамвай. По-прежнему омичи ездят в старых, гремящих вагонах, которые того и гляди развалятся. Не получится ли так, что город вовсе останется без трамваев?
— Пока я бы не стал сгущать краски по трамваям. У нас всего 77 трамваев, 24 — это новые. 53 трамвая ежедневно выходят в рейс. Поэтому с трамваем будет всё хорошо. Не переживайте.
— А будет ли в городе метротрам? Читатели NGS55.RU интересовались вашим отношением к строительству метро.
— Что касается метротрама и метро, то как город мы будем содействовать при любом решении — либо это будет метротрам, либо метро. Федеральные министры к нам приезжали, смотрели, но окончательного решения не принято.
— Так всё-таки метро рано списывать со счетов?
— Когда проектировалось метро, у нас десятки тысяч человек работали на заводах в Октябрьском округе. Сейчас это количество намного меньше. Они либо на своих машинах ездят, либо на автобусах. Метро мы может и построим, но его еще нужно содержать, чтобы оно было экономически эффективно. Будет ли у него свой пассажир?
Я думаю, что для города гораздо эффективнее был бы метротрам. Метро очень дорогостоящее в содержании. Метротрам же позволит развивать и трамвай в том числе.
— Летом 2023 года мы с вами проехали в маршрутке — вы лично смотрели, как они после выноса из центра поехали по Фрунзе — Жукова. С тех пор по ощущениям маршруток в городе стало в два-три раза меньше. Предприниматели уходят из этого бизнеса. Это и было целью транспортной реформы?
— С частными перевозчиками мы находимся в взаимодействии. Но помните ситуацию трехлетней давности, когда у нас автобусы в центре были облеплены маршрутками. Такая картина была: три человека ехали в автобусах и переполненные маршрутки. Согласен, что с транспортной реформой было очень жестко, но мы стабилизировали ситуацию. Часть маршрутов вернулись в центр, часть осталась на Жукова и Фрунзе — там улучшилось обслуживание. Общественный транспорт — живой, он меняется. В целом реформа прошла, и мы идем дальше. Как и прежде, в приоритете у нас — комфорт жителей.
— Сами не ездите на автобусах?
— Периодически езжу — как и мои подчиненные. Просто мы этого не афишируем в СМИ. Я знаю всех сотрудников мэрии, кто ездит на общественном транспорте — в том числе и мои заместители. Причем не от случая к случаю, а постоянно.
О работе команды
— Как, кстати, оцениваете работу подчиненных? Может, кого-то в команде давно нужно поменять?
— Я сторонник того, чтобы оценивать своих подчиненных не по красноречию, а по делам. А их дела показывает ежедневная жизнь. Моя задача заключается в том, чтобы на каждое направление поставить честного, компетентного человека, который досконально разбирается во вверенной сфере.
— Ошибаться можно, врать нельзя?
— Именно так. И утаивать — это то же самое, что врать. Они должны быть выше на голову, в том числе и меня, по своим направлениям.
— То есть, вы делаете ставку не на универсальных менеджеров, а на специалистов?
— Да, если человек юрист, то он должен отлично разбираться в юриспруденции, если он пиарщик, то он в сфере СМИ должен отлично разбираться. Если отвечает за стройку — значит, должен досконально разбираться. Все мои специалисты должны быть лучшими. А второе — они должны быть людьми с совестью, чтобы сделать лучше для города. И в-третьих, они должны работать в команде.
На аппаратных совещаниях я не занимаюсь местечковыми вопросами. Только когда выскажутся все, говорю я. Они могут меня поправить, если я не прав — они не должны этого бояться. Принципы простые и понятные.
О выборах мэра и Горбачеве
— Скоро уже будет 10 лет, как омичей лишили прямых выборов мэра. Некоторые горожане до сих пор из-за этого переживают. А вы за прямые выборы? Или мэра должны выбирать депутаты?
— Главное — не способ избрания, а кого изберут. Допустим, у нас полная демократия. И пошли все рассказывать, как сделать лучше. Кто победит? Тот, кто красиво наговорит. Дайте трибуну мне и политику, у которого язык хорошо подвешен. Кто победит? Ответ очевиден. Можно привести пример Михаила Сергеевича Горбачева. Все же были от него в восторге. Особенно женщины. Все говорили — вот он наш человек! Открытый, говорит без бумажки, красиво изъясняется. К чему это привело? К развалу страны. Слава Богу, сейчас по кусочкам ее собираем.
Как и через горсовет, так и через прямые выборы к власти может прийти некомпетентный человек.
— Через сито горсовета ему будет пройти сложнее.
— Да, в случае с конкурсом в горсовете у кандидатов должна быть серьезная программа, там отбирают лучших из заявившихся. В этом случае вероятность того, что отберут компетентного человека, выше.
— Три года на посту мэра. Что удалось сделать, а что нет? Может быть, пойдете на второй срок — выборы уже через два года?
— Работа мэром — это колоссальный груз ответственности. Конечно, хочется как можно больше сделать хорошего людям. И оценивать, что получается или нет, должны люди. Поэтому сам себя оценивать я не буду. Всё, что хочется поменять — мы меняем.
Часто на должности мэра не понимаешь, что жизнь пролетает. Даже не успеваешь с семьей побыть. Тем не менее это служба, и этот крест нужно нести. О выборах еще не думал.
— А чем после отставки будете заниматься?
— Иногда не успеваешь подумать, что надо сделать до конца недели (смеется), тем более некогда подумать о том, про что вы говорите. У нас почти три года идет СВО, это тоже отнимает много времени, ресурсов и сил. Хотелось бы, чтобы в этом году она закончилась, и наши люди пришли домой с победой. Мы в мае справим 80-летие Великой Победы, у нас осталось 38 ветеранов в городе, всем им присвоим звание почетного гражданина.
Блиц: о чем мэр говорит с «сотрудниками ФСБ»?
— Как с семьей, с внучкой время проводите?
— Стараюсь видеться, но времени не хватает. Раз в неделю где-то внучку вижу.
— Как семья относится к вашей критике в интернете?
— Мне некогда обсуждать с близкими такие вещи.
— Хоть раз купались в фонтанах? (мэр — бывший десантник. — Прим. NGS55.RU).
— Никогда. Такой глупости раньше не было, это же чистой воды хулиганство.
— Звонят ли вам дистанционные мошенники? О чем с ним разговариваете?
— Постоянно звонят. Я всегда беру с незнакомых номеров — вдруг у кого-то срочный вопрос. Но если представляются сотрудниками с Петровки, 38 или с ФСБ, то сразу кладу трубку. Было бы время — я бы постебался над ними.
— А губернатор вам часто звонит?
— Не только звонит, но и встречаемся с ним постоянно.
— С бывшими мэрами города связь держите?
— Со всеми хорошие отношения. При встречах общаемся, пересекаемся. Недавно виделись с Виктором Филипповичем Шрейдером.
— Кем хотели стать в детстве?
— Как все мальчишки того времени, космонавтом хотел быть, а стал электриком. А сейчас, как видите — мэр.
— Ваша предшественница Оксана Фадина по вечерам садилась за руль автомобиля и в одиночестве ездила по городу. А вы часто по городу за рулем ездите? Может, тайно смотрите, как убирают снег?
— По городу езжу, не скажу, что часто, но езжу. И сам за рулем в том числе.
— Неожиданные визиты подчиненным наносите?
— Практикую подобные визиты давно — на прошлых местах работы тоже так делал. В такие моменты люди более открыто говорят о проблемах. Люблю вникать в ситуации на месте, а не отсиживаться в кабинете.
— Курьезные ситуации при работе мэром были?
— Как-то приезжаю в одну из школ открывать «Кванториум» на стареньком служебном «Лэнд Крузере 100». Ну и подходят два мальчика — класс 6-7. Они говорят: мы вас знаем, вы же мэр. Я им отвечаю: хорошо. И потом такие переспрашивают: а вы точно мэр? Мэр не может на такой стремной машине ездить!
— В декабре вам в Клиническом медико-хирургическом центре сделали сложную операцию. Как себя чувствуете?
— Всё нормально, скоро смогу прыгать.
— Спасибо вам за интервью, удачи в дальнейшей работе.
— Вам спасибо.