Город Благоустройство улицы Бударина фоторепортаж Улица, фонарь, скамейка: оцениваем благоустройство на Бударина

Улица, фонарь, скамейка: оцениваем благоустройство на Бударина

Пока в мэрии узнают, когда Бударина можно будет принять, мы прошлись по улице в компании архитектора

С Комсомольского моста сейчас открывается прекрасный вид. Но к благоустройству на Бударина есть определённые вопросы

Реконструкция улицы Бударина в центре Омска уже стала свершившимся фактом: дорожки выложены плиткой, по вечерам светят новые фонари, рабочие расставили новые скамьи и урны. Между тем ещё не забыты события этого лета, когда внезапно выяснилось, что проект реконструкции радикально поменялся. Вместо документа, прошедшего публичные обсуждения, мэрия приняла к работе новый проект, более дешёвый (по её словам), в котором было меньше деревьев и больше заборов. Сейчас, когда первый этап работ закончен, самое время, чтобы попытаться оценить то, что получили горожане.

Корреспондент NGS55.RU решил прогуляться по улице Бударина в компании архитектора Ефима Фрейдина — одного из авторов старого проекта и, в частности, защитника «Летура» (в последнее время звучат мнения, что этот торговый комплекс надо сносить).

Окрестности

Одной улицей создание «комфортной среды» в центре Омска не может ограничиваться. Бударина — это только часть единого комплекса, в рамках которого нужно решать общие для города проблемы, выстраивать пешеходные маршруты, регулировать дорожное движение. Старая концепция предполагала создание «променада»: авторы проекта хотели замедлить машины, дать пешеходам больше места и возможность с относительным комфортом пройти с улицы Гагарина через Либкнехта на Бударина и дальше к Омке. Концепцию не приняли, но городские власти действительно что-то делали на Гагарина. NGS55.RU писал о высадке яблонь, об островках безопасности, об укладке новой плитки и установке новых ограждений.

По мнению Фрейдина, всё это было не слишком хорошо продумано.

— При планировании общественных пространств в приоритете должен быть комфорт пешеходов, — констатировал архитектор. — К сожалению, у нас приоритет — асфальтирование, замена одних бордюров на другие, установка двойных ограждений.

Заборов на улице Гагарина и в самом деле стало заметно больше. Однажды возникла даже анекдотичная ситуация, когда мэрия установила ограждение на улице Либкнехта, но позже убрала часть ради новой «зебры». Дорога от торгового центра «Омский» в сторону улицы Щербанёва — это постоянный путь вниз, и на каждом перекрёстке есть высокие ступеньки, из-за которых добраться до набережной Оми смогут не все.

— Если брать за 100-процентный успех доступность городской среды для пешеходов и маломобильных групп, то этот проект успешен процентов на 20, — считает Фрейдин, — а на 80% он не работает. Я не знаю, зачем потратили эти деньги.

Вырубки и посадки

В этом месте у Оми вырубили особенно много деревьев. Сейчас там паркуются машины, стоит какое-то накрытое сооружение

Основное благоустройство развернулось в этом году на пространстве между Комсомольским и Юбилейным мостами, между улицей Либкнехта и Омью. Согласно проекту, общая площадь территории, которую благоустраивают, — 24700 квадратных метров (два с половиной гектара). В том числе площадь газона — 5965 квадратных метров. Первая концепция предполагала увеличение числа деревьев в три раза, но в реальности срубили 22 дерева, чтобы освободить место для большой клумбы. В одном месте на полосе земли между улицей Щербанёва и спуском к реке получился особенно заметный просвет.

Вместо срубленных взрослых деревьев в зоне благоустройства появились вот такие саженцы

Деревья были признаны аварийными, так что никакая компенсация «три к одному» не запланирована. Но высадки новых деревьев в проекте всё-таки есть. Список «элементов озеленения» выглядит так:

Туя «Смарагд» — 12 штук;

Берёза повислая плакучая — 6;

Клёны — 4;

Яблоня «Роялти» — 9;

Абрикос сибирский — 6;

Роза кустовая — 3;

Спирея японская — 6;

Гортензия метельчатая — 4.

Больше всего в «ведомости озеленения» туй. Принимаются они, по словам специалистов, хорошо, но не все горожане согласны считать их равноценной заменой взрослых деревьев

Кое-что уже высажено. Новые деревца появились и у Оми, и, собственно, на Бударина. Пешеходный проход в сторону улицы Либкнехта с определённого момента обрамляют ящики с какой-то растительностью.

Прутики, торчащие из ящиков: зимой озеленение на некоторых участках выглядит особенно скромно

Кстати, первая концепция предполагала контейнерное озеленение: установку контейнеров высотой в 1 метр 20 см с землёй и деревьями в ней, а также со скамьями. Сажать деревья в открытый грунт в этом месте нельзя из-за коммуникаций, а ящики с землёй никому не мешают, их можно переносить на другое место в случае ремонта. Густая зелень в этом месте здорово украсила бы пейзаж, ведь сейчас там забор и пустырь за ним.

Этот участок земли благоустройство не затронуло: он не принадлежит муниципалитету

Энергичнее всего в этом году озеленяли участок вдоль Оми от Комсомольского моста в сторону Фрунзенского: там густо высадили деревья в три ряда. По-видимому, это произошло не в рамках осуществления какого-то масштабного проекта, а как точечная мера.

Один ряд хвойных деревьев, два ряда лиственных: участок вдоль Оми может стать густым сквером. Если все саженцы примутся, конечно

Два километра заборов

Одной из важнейших частей благоустройства (по крайней мере, для тех, кто этим занимался) стала установка ограждений. В проекте упоминаются 835 метров «ограждений тротуарных» и 1271 метр «ограждений лестничных, площадочных». Обилие заборов теперь бросается в глаза. Например, такую картину видит пешеход, который идёт вдоль улицы Щербанёва к Комсомольскому мосту.

Из-за ограждений омичам приходится идти в обход

— По следам видно, что народ пытается пройти прямо, но в этом месте ставят сплошное двойное ограждение, — констатировал в связи с этим Фрейдин. — Авторы благоустройства со своими заборами не попадают в ось тротуаров, они ставят ограждения так, что поток начинает менять направление. Но ограждение здесь в принципе не нужно.

Официальное обоснование — необходимость защищать газоны от пешеходов и защищать пешеходов от машин (точнее, от искушения перебежать дорогу в неположенном месте).

Здесь авторы проекта благоустройства попытались сберечь гипотетический газон

Заборы нужны мэрии для подстраховки, а поэтому устанавливаются они по максимуму. Например, у перекрёстка с Любинским проспектом перебегать улицу до светофора в любом случае проблематично из-за парковки. Зато теперь люди из припаркованных авто вынуждены идти до перехода вдоль машин.

Здесь главная цель установки забора — борьба с нарушителями ПДД

Характерная деталь: представители мэрии любят говорить о «целостности стиля», но заборы вдоль улицы Щербанёва выглядят совсем не так, как заборы на Любинском.

Не совпало: ограждения на двух соседних улицах выполнены в разных стилях

Если пройти обратно к Комсомольскому мосту и повернуть налево, на Бударина, перед пешеходом предстанет по-омски живописная картина: несколько параллельных рядов заборов (перпендикулярный, правда, тоже есть), вдоль которых можно идти вдаль, к улице Либкнехта.

Кроме заборов, на Бударина появилась ещё и санитарная площадка.Это вынужденный шаг: без места для мусорных контейнеров там не обойтись

Если смотреть из некоторых точек, заборы сходятся, создавая ощущение тупика впереди.

Человеку близорукому может показаться, что здесь идти некуда

Лавочки и скамейки

Кроме заборов, на Бударина появились ряды скамеек. Расставлять их закончили буквально на прошлой неделе, а до этого они стояли группками у самого Комсомольского моста. Тут возникает проблема терминологии: теоретически, «скамья» — это мебель со спинкой, а без спинки — уже «лавочка». Но в проекте значатся 147 просто «скамей» и 8 «скамей со спинкой».

Так выглядят скамейки из новой зоны благоустройства

— Изначально предполагались габионные (габион — это корзина с камнями. — Прим. ред.) скамьи, — рассказал Фрейдин. — В окончательном проекте взяли ту же длину, поделили её на полтора и заменили 8-метровые габионные слэбы на эти скамейки.

Похожий дизайн у скамей на Театральной площади (речь про боковые круглые поручни).

Скамейки теперь стоят длинными рядами — местами это напоминает зрительский зал

Примерно на каждые две скамьи приходится одна урна: их в проекте 84.

Урны в зоне благоустройства не простые, а с декоративными элементами

Фонари

Света на Щербанёва и Бударина стало заметно больше: там появилось множество фонарей. В проекте фигурируют 173 «светильника на опоре» и 10 светильников «столбик». Есть там и перечень опор для светильников высотой 5,15 метра — 55 штук (двух видов), высотой 4,44 метра — 34 штуки. Корреспондент NGS55.RU насчитал примерно 90 столбов, так что всё сходится: на одну опору — два светильника.

Новых светильников в зоне благоустройства около двух сотен — по два на каждый фонарный столб

Фонари такие же, как на Любинском проспекте. Сразу после той давней реконструкции звучали мнения, что опоры слишком высокие, но Фрейдин с этим не согласен. Проблема, по его словам, есть, но другая.

— Фонари стоят слишком часто для такой высоты, — объяснил архитектор. — Их следовало ставить реже.

Получается, и с фонарями, и со скамейками, и с заборами проблема одна: избыточность.

«Комфортная среда»

Спуск без пандуса: проблемы с «безбарьерностью» остаются и после благоустройства 

Главная цель благоустройства — создание «комфортной городской среды». Омичи должны были получить возможность приятно проводить время в центре города: прогуливаться, сидеть на скамейках, наблюдать за разного рода «активностями». Скамейки появились, освещение работает, тротуаров стало заметно больше. Согласно проекту, рабочие вымостили 8653 квадратных метра земли плиткой «Брусчатка» и ещё 1362 квадратных метра — плиткой «Гранит». Гулять можно и вдоль Оми, и по Бударина.

Не всё здесь зависело от мэрии. Большой кусок земли за металлическим забором пришлось исключить из проекта благоустройства: он не принадлежит муниципалитету. По той же причине чиновники отказались от планов снести кафе у Юбилейного моста, чтобы прямо через этот участок проложить пешеходную дорожку. Впрочем, и кафе за последние годы изменилось.

От этого кафе городские власти предпочли бы избавиться, но такой возможности у них нет: земля принадлежит частному лицу

— Это было «На троих» с непонятными плексигласовыми козырьками, — объяснил Фрейдин. — За два года владельцы привели его в порядок.

Некоторые заборы появились ненадолго: изменится трассировка дорог — и ограждение в одном месте уберут

В итоге кафе остаётся на месте, а пешеходные дорожки идут мимо него. Мимо будет проходить и гранитная велодорожка; кстати, в основании моста может появиться пешеходный переход (четвёртый на этом перекрёстке), который станет логичным продолжением пути для велосипедистов. Наконец-то можно будет быстро и легально попасть с улицы Щербанёва в Воскресенский сквер.

Некоторые сложности, по-видимому, остаются. Например, диагональные спуски с Щербанёва к Оми явно нуждаются в пандусах. Путь к улице Либкнехта, оснащённый параллельными заборами, выглядит как ведущий в никуда, он постоянно сужается.

На Бударина остаётся много машин. Иначе не получается: здесь есть, например, служебные входы в магазины Любинского проспекта

— Здесь мощная тротуарная зона — и мы видим, что она перегорожена, перегорожена, перегорожена, — констатировал Фрейдин. — Чтобы выйти отсюда, надо изловчиться (тут речь о выходе по обоим направлениям — и к улице Либкнехта, и к Оми — Прим. ред.). Зато заборами пешехода прижимают к яме. Вы оступились — и поковыляли в травматологию, благо она недалеко.

Съезжаешь с тротуара на узком перекрёстке — и по инерции выкатываешься на проезжую часть, проходящую сбоку. Именно такое в теории может случиться из-за направления спусков

У архитектора есть претензии и к собственно тротуару. «Безбарьерная среда» на каждом примыкании обеспечивается за счёт спусков, но они в силу своей конфигурации направляют пешехода или коляску к проезжей части, что может быть опасно. На Бударина по-прежнему чувствуется, что преимущество принадлежит автомобилям, а для прогуливающихся парадоксальным образом остаётся немного места.

Продолжение следует

По-видимому, в этом году никакого дополнительного благоустройства уже не будет. Однако в пресс-службах мэрии и департамента городского хозяйства почему-то не могут уточнить, закончены ли работы первой очереди и приняты ли они заказчиком, то есть муниципалитетом. NGS55.RU направил письменный запрос, и сейчас мы в ожидании ответа.

В любом случае это ещё не конец истории: в следующем году будет вторая очередь благоустройства. На Бударина будет ещё больше света, изменится пешеходная зона, будет повышен уровень дороги. Схема дорожного движения будет скорректирована, так что, видимо, будет проще пройти от Бударина к Комсомольскому мосту. Более предметный разговор будет уместен ближе к началу работ: опыт этого года показывает, что многое в планах работ может измениться.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
3
ТОП 5
Мнение
«Свежесть пройдет, а ущербность останется»: краевед раскритиковал ремонт 70-летнего дома в Нефтяниках
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Принятое решение изменит образ города на века»: историк выступил против жилой застройки у «Омской крепости»
Игорь Коновалов
Историк
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
«Животные — это не дети»: как омичка с кошкой четыре месяца искала съемную квартиру
Анастасия Чеснокова
Корреспондент
Рекомендуем
Знакомства
Объявления