Счётная палата России заинтересовалась работой системы экстренного вызова 112. На создание этой системы из бюджетов всех уровней было потрачено более 14 миллиардов рублей. Но в большинстве российских регионов эта система работает только частично. Полноценно воспользоваться системой могут лишь 28% россиян, отметили в Счётной палате.
По сути, служба 112 — это call-центр, российский аналог американской службы спасения 911. Система работает следующим образом: в единый центр обработки вызовов поступает звонок, а диспетчер определяет, какие экстренные службы должны оказать звонящему помощь в данной ситуации. Например, если оператору звонит человек, который пострадал в аварии, оператор должен перенаправить информацию сразу в три службы — скорую помощь, МЧС и ГИБДД.
Корреспондент NGS55.RU выяснил, что в Омске эта система тоже пока не работает в полноценном режиме. На звонок по номеру 112 ответил автоответчик. Голос в трубке предлагает звонящему перевести телефон в тональный режим и набрать одну из цифр, чтобы дальше связаться с диспетчером одной из экстренных служб — скорой, пожарной и т. д. В экстренных ситуациях это может замедлить скорость реагирования.
В Омске систему 112 внедряют в рамках единого контракта АПК «Безопасный город». В 2016 году у омского народного фронта были вопросы по поводу экономического обоснования закупки по выполнению опытно-конструкторской работы и созданию опытного образца этого комплекса — её начальная цена составила 989,7 млн рублей.
— Действительно, у наших экспертов были сомнения в то, что эта закупка была не совсем прозрачна. Много было недоработок. Мы обратились в УФАС — там с доводами экспертов согласились, — пояснили в пресс-службе общественного движения «Народный фронт».
За день до торгов закупка была аннулирована. Однако тендер был объявлен повторно и аукцион всё-таки состоялся. Победителем торгов стала компания «Ростелеком». Почти миллиард рублей выделили из областного бюджета.
При этом в Главном управлении региональной безопасности Омской области (это ведомство является заказчиком) корреспонденту NGS55.RU не смогли пояснить, какая конкретно сумма из 989 миллионов рублей была потрачена на внедрение службы 112.
— Государство решило ввести единый номер экстренных служб — 112. Такой, например, есть в Америке — это 911. Работа над системой началась ещё в 2008 году. Сначала этим проектом занималось Министерство связи и массовых коммуникаций, потом МЧС. Сейчас субъекты де-факто создают службу 112 за счёт своих средств. Вводится она до сих пор. В Сибирском федеральном округе в промышленную эксплуатацию эта система была сдана только в Новосибирской области — там внедрение велось за счёт федерального бюджета. В Омске мы планируем запустить её к концу 2021 года. Вычислить, сколько конкретно будет выделено на работу системы в Омске, невозможно, она разрабатывается в рамках масштабного проекта АПК «Безопасный город», — пояснил заместитель начальника Главного управления региональной безопасности Омской области Станислав Горячкин.