Одним хмурым ноябрьским утром за офисным зданием на улице Щербанёва можно было заметить двух странных мужчин. Перед ними на столике лежали четыре огромных бруска льда, и один из них посыпал эти бруски то белыми порошками разного вида, то песком, а второй снимал всё на камеру. Они провели там около 20 минут, после чего показательно разбили бруски об асфальт и ушли.
Никакого криминала. Так редакция NGS55.RU проводила эксперименты с новыми и старыми реагентами, которые уже очень скоро окажутся на всех улицах города — всё-таки зима близко. Объясняем, зачем это было нужно и что мы хотели выяснить.
С чего всё началось?
Директор управления дорожного хозяйства и благоустройства Владимир Казимиров рассказал, что этой зимой на омских дорогах будет применяться новый, доселе не виданный реагент. Поначалу речь шла о жидком реагенте, но после небольших раздумий было принято решение остановиться на гранулированном. Пробную партию реагента «Бионорд» весом 500 тонн планируют закупить к февралю следующего года. Нам удалось раздобыть небольшой пакетик образца «Бионорда» и ещё одного реагента — «Экосола», от которого власти отказались, сочтя его слишком дорогим. Прихватив с собой стаканчик традиционной песко-соляной смеси, которой сейчас пользуются омские дорожники, и мешочек чистой поваренной соли (дорожники применяют техническую), мы отправились экспериментировать, чтобы выяснить, чем новые реагенты лучше старых.
Соли, смеси
Отдельное спасибо за возможность провести этот эксперимент хотелось бы сказать ребятам, пожелавшим остаться неизвестными. Они предоставили нам четыре огромных бруска льда абсолютно безвозмездно.
Мы вынесли четыре бруска на улицу, где погода совсем не располагала к общению, — ноль градусов, мокрый снег и пронизывающий ветер. Каждому из брусков был присвоен реагент, который потом незамедлительно оказался на поверхности льда. Здесь и началось самое интересное.
С первых же секунд на трёх из четырёх блоков лёд начал издавать едва слышный шипящий звук — там, где была соль и два новых реагента. Затем на поверхности этих брусков начали появляться небольшие трещины, впадины и рытвины. Песко-соляная смесь же пока не демонстрировала никакого результата, а только разводила грязь на поверхности бруска.
Спустя 10 минут изменения уже можно было различить невооружённым глазом. На первом бруске соль полностью впитала в себя воду и начала кристаллизоваться. Лёд с новыми реагентами уже напоминал ожесточённое поле битвы — поверхность была полностью изрыта впадинами, а сами гранулы понемногу растворялись без следа. Песко-соляная же смесь слегка растопила под собой лёд, но всё это в итоге превратилось в грязную кашицу.
После эксперимента мы проверили блоки на прочность, уронив их на асфальт с небольшой высоты (кроме бруска с песко-соляной смесью, который мы разбили из чистого хулиганства). Выяснилось, что самым хрупким оказался брусок, на который мы воздействовали с помощью «Бионорда», а соляной блок выиграл в номинации «Самый прочный» — после удара об асфальт от него откололся лишь небольшой кусочек.
В целом ожидания от зрелищности эксперимента были намного выше, чем оказалось в реальности. После контакта с новыми реагентами лёд не начинал шипеть и покрываться пеной, тая за считанные секунды. В то же время нельзя сказать, что видимого результата не было — реагенты действительно разъедали лёд, от чего он становился шероховатым, появлялись небольшие трещины. Лишь песко-соляная смесь ничем не удивила, оставив после себя лишь грязный брусок, который местами слегка подтаял.
Сколько стоит?
По словам директора управления дорожного хозяйства и благоустройства Владимира Казимирова, песко-соляная смесь применяется на омских дорогах по одной простой причине — она дешёвая.
— Одна тонна песка стоит 290 рублей, а тонна соли — четыре тысячи рублей, намного дороже. Мы закупаем 65,5 тонн песка и 4,5 тонны соли, в итоге получается около 40 миллионов рублей, — пояснил Владимир Казимиров.
Тем не менее небольшой стратегический запас технической соли всё же имеется — её применяют при температуре ниже –25 градусов, когда песко-соляную смесь рассыпать по дорогам нельзя. Солью обрабатывают заездные карманы остановок и пешеходные дорожки.
— Некоторые коммерсанты на подходах к своим коммерческим структурам рассыпают обычную пищевую соль. Покупают и разбрасывают, — раскрыл секрет директор.
Одна тонна «Бионорда» по сравнению с песком и солью стоит баснословных денег — 14 тысяч рублей, а «Экосол» и того дороже. Именно поэтому от «Экосола» ведомство отказалось. Преимущество нового реагента в том, что его нужно не так много: если для обработки одного квадратного метра льда требуется 250–300 грамм песко-соляной смеси, то «Бионорда» на эту же площадь потребуется всего 50–60 грамм.
А что с обувью?
Пожалуй, самый главный недостаток песко-соляной смеси и обычной соли (кроме бесконечной грязи в первом случае) заключается в том, что она плохо влияет на обувь. Мы рискнули парой кожаных ботинок и натёрли правый бруском с солью, а левый — с «Экосолом». Несколько минут в тёплом помещении, и результат налицо — жуткие белые разводы вперемешку с грязью на правом ботинке и лишь капельки грязи на левом.
Выяснилось, что у гранулированных реагентов действительно сведено к минимуму вредное воздействие на обувь, металлы и даже на экологию — в состав входят специальные биологические добавки. Тем не менее, соли натрия и кальция, которые также можно заметить в составе новых реагентов, раздражают слизистую глаз, дыхательные пути и кожу, а при нарушении хранения и использования могут загрязнить водоёмы и почву.
В целом же новые гранулированные реагенты пока дают больше плюсов, чем минусов. Осталось лишь дождаться февраля, когда «Бионорд» начнут использовать на омских дорогах, и следить за результатами. Глядишь, и забудем те дни, когда обувь трескалась от соли, а улицы тонули в грязи и пыли в тёплые времена года от разбросанного песка.