В суде Омского района состоялось заседание по резонансному делу об аварии, которая произошла на Сыропятском тракте в июне 2015 года.
Как сообщает корреспондент НГС.ОМСК, на заседание пришло много народу, среди них — представители многочисленной прессы. Поводом для разбирательств стала авария на Сыропятском тракте, прогремевшая на всю страну. Напомним, вечером 24 июня в аварию попал автобус ПАТП № 4 с 25 рабочими фабрики «Сибирская». Водитель выехал на встречную полосу, и автобус столкнулся с КамАЗом. В ДТП погибли 16 человек, еще 11 пострадали.
Следователи посчитали виновными в аварии директора ПАТП Александра Чертоляса и начальника автоколонны Валерия Коченевского. Они возбудили уголовные дела по ч. 3 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц) и ч. 2 ст. 143 УК РФ (нарушение требований охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).
Позже суд посмертно признал виновным в аварии 55-летнего водителя автобуса. Родственники погибших в аварии потребовали многомиллионных компенсаций. Сегодня стало известно, что они отсудили 22 млн руб.
Заседание началось 20 минут назад, и вот что рассказывает с места корреспондент НГС.ОМСК. Второй подсудимый — Валерий Коченевский — отказался от последнего слова.
Глава ПАТП № 4, стоя за трибуной, озвучил с листа фабулу произошедшего. «Ранее я не мог выразить соболезнования, так как с 26 июня [2015 года] был заключен под стражу, а с конца августа по решению суда находился под домашним арест, мне было запрещено общаться со свидетелями и потерпевшими. Делаю это сейчас. Прошу принять мои соболезнования родственников, близких погибших и пострадавших из-за трагедии», — прочитал он. Далее он разъяснил о переработке на предприятии, что ДТП произошло на 10-м часу работы погибшего водителя автобуса Любовцева. «А не на 13-м часу, как это утверждает гособвинение», — отметил Чертоляс. Накануне трагедии водитель отработал 8 часов, а 24 июня — 9,5 часов. В течение июня ему предоставили 4 выходных дня.
Далее Александр Чертоляс заявил, что у водителя было несколько хронических заболеваний. «К потере контроля за рулем могла привести острая коронарная недостаточность, артериальная гипертензия, а в некоторой степени — остеохондроз позвоночника. По заключению экспертов, эти заболевания он не приобрел, работая водителем в ПАТП № 4. Любовцев имел все разрешения, а медицинская справка была действительна до весны 2016 года», — продолжил директор ПАТП № 4. Переработка была по заявлению водителя, потому что он, как и другие, хотел больше заработать. В противном случае водители получали 20 тыс. руб. По словам Чертоляса, Любовцев просил передвинуть очередной отпуск на конец 2015 года, так как ему нужны были деньги на ипотеку.
Подсудимый говорит, что ПАТП № 4 «вело работу по снижению машино-часов»: если в 2010 году было 480 тыс. машино-часов, то уже в 2014 году — 438 тыс. Маршруты с низкой рентабельностью передавались частным перевозчикам, что снижало нагрузку на водителей. После ДТП. когда переработка была запрещена, а средняя зарплата сократилась с 26 тыс. до 20 тыс. руб., предприятие потеряло 50% численности водителей: так, в 2010 году было 338, в январе 2015 — 362 человека (из-за объединения с ПП-1), а в октябре — 277 человек. «Почему автобус работал на заказе? Уже не первый год ПАТП финансируется по остаточному принципу. А заказы — это дополнительные деньги, которых не хватает. Никто из [следователей] не рассматривал другие варианты, кроме переработки», — отвечал Чертоляс. Он начал выдвигать свои версии того, что могло случиться в салоне автобуса. «Он мог чихнуть или пить воду, на это бы ушло 5 секунд. Причины аварии не установлены, шум на всю страну, и ищут виновных. Данные экспертизы и свидетелей доказывают, что автобус выезжал на встречную полосу последние 10 минут. Если водитель себя плохо почувствовал, должен был остановиться», — предположил Чертоляс.
«В салоне 2 пассажира были пьяных, у них в крови нашли серьезное промилле. От большой скорости [один из пассажиров] мог упасть и отвлечь водителя — один объём промилле приравнен к алкогольной коме», — продолжал выдвигать версии глава ПАТП № 4. Он считает, что в документах обвинения много несоответствий. «Следователь Воробьёва допрашивала водителей. А некоторые из них просто не узнали следователя спустя полгода. Показания следователю и в суде Маслика тоже расходятся. Моя позиция относительно обвинения в должности директора ПП: с июля 2008 года не было неисправных транспортных средств, всегда проходили техосмотры. В моих действиях нет состава преступления. Я ни с кем не вступал в сговор, в том числе — с начальником колонны Коченевским», — резюмировал Чертоляс.
Отметим, в зале суда сейчас присутствует экс-директор департамента транспорта Виталий Маслик, который возглавлял департамент во время аварий. А директор ПАТП № 4 Чертоляс тем временем с трибуны заявил, что были проведены экспертизы, которые доказали вину водителя автобуса, даже несмотря на его возраст и болезни. «Дочь (водителя Любовцева. — НГС.ОМСК) пыталась через Советский суд привлечь по гражданскому иску ПАТП № 4, но ей отказали. Большинство свидетелей отказались в зале суда от показаний следователям. Против меня свидетельствовали только трое, которые привлекались к дисциплинарной ответственности, а двое из них уже не работают. С предприятия порядка 150 человек уволились из-за запрета переработок. На маршруты Омска не вышли порядка 70 автобусов. Свою вину не признаю и прошу принять справедливое решение», — заявил Александр Чертоляс.
После этого в суде выступила помощник прокурора Омского района, которая потребовала назначить главе ПАТП № 4 Александру Чертолясу 7 лет лишения свободы в колонии общего режима, а для начальника автоколонны Валерия Коченевского — 5 лет колонии общего режима. Кроме того, прокурор потребовала запретить обоим работать в сфере пассажирских перевозок в течение 2 лет.