В среду недалеко от Омска произошло две смертельные аварии, которые унесли жизни 23 человек. Самым шокирующим стало ДТП на Сыропятском тракте, где автобус с работниками птицефабрики «Сибирская» врезался в КамАЗ, груженный кирпичом. На месте погибли 16 человек — трагедии был присвоен статус ЧП. В Омск приехали федеральные чиновники, чтобы проверить городские ПАТП, а следователи возбудили 2 уголовных дела и подозревают в халатности работников местного Госавтонадзора. Подробности аварии федерального масштаба и воспоминания очевидцев, версии ДТП от работников ПАТП — в материале НГС.НОВОСТИ.
Вечером 24 июня, в 17:40, на Сыропятском тракте под Омском произошла авария федерального масштаба. По данным полиции, автобус ЛиАЗ, арендованный у ПАТП №4 птицефабрикой «Сибирская», ехал из с. Ростовка Омского района в с. Богословка. В салоне находились 24 работника птицефабрики и 57-летний водитель. В районе 21-го км Сыропятского тракта автобус выехал на встречную полосу, где врезался в КамАЗ с прицепом, груженным кирпичами. В грузовике ехали 58-летний водитель и пассажир. На месте погибли оба водителя, пассажир КамАЗа и 15 пассажиров автобуса. 11 выживших были доставлены в городские больницы.
Как рассказали в пресс-службе МЧС Омской области, спасатели работали на месте около 1,5 часов. По масштабам трагедия оказалась серьезнее катастрофы с теплоходом «Полесье-8», аварии был присвоен статус ЧП (чрезвычайное происшествие), на место прибыл врио губернатора Омской области Виктор Назаров и глава УМВД Омской области Юрий Томчак. Спустя несколько часов в Омск прилетели замминистра транспорта РФ Николай Асаул и замруководителя Ространснадзора Асланбек Ахохов.
Судя по фото и видео с места аварии, лобовое столкновение было такой силы, что задние колеса КамАЗа оказались поднятыми вверх (см. фото 2). От передней части ЛиАЗа почти ничего не осталось, а неширокая дорога оказалась перегорожена автобусом и усыпана кирпичом. Из-за аварии уже к 18 часам в этом месте в обе стороны образовалась пробка.
Многие автолюбители на 2 часа застряли в пробке на Сыропятском тракте и стали невольными свидетелями последствий трагедии. Очевидцы называют место аварии «месивом»: по их свидетельствам, в 17:45–17:50 «скорой» на месте ДТП еще не было, пострадавшим помогали омичи. Службы появились на месте к 18 часам. «Трупы лежали вдоль обочины, родственники погибших бежали по дороге и кричали, женщина плакала и кричала "Кристина!" над девушкой молодой, которая лежала в платье, — рассказывает очевидец Ксения. — Даже у полицейских слезы на глазах были, и у сотрудников "скорой помощи"…
Когда я увидела, что у мужчины голову оторвало, мне плохо стало. Нам навстречу бежал парень, весь в крови, он был в шоковом состоянии и бормотал что-то вроде "Этого не может быть" и плакал».
Другой очевидец, попросивший не называть его имени, сообщил: «В передней части автобуса были сорваны все сиденья — они повылетали просто, все было в крови, в задней части сиденья валялись».
Следующий после трагедии день в области был объявлен днем траура. Все пострадавшие и семьи погибших получат компенсации в 1 млн руб.— автобус ПАТП №4 и его пассажиры были застрахован в компании «ВСК». По данным регионального минздрава, 11 выживших сейчас находятся в БСМП-1 и БСМП-2, в тяжелом состоянии — 4 из них. Елена Вахрамеева, и.о. главного врача БСМП-1, где находятся 9 пострадавших в аварии, рассказала автору, что сейчас из всех доставленных пострадавших без сознания только двое, у остальных ссадины, ушибы, переломы рук и ног, а у тех, кто находится в реанимации, — черепно-мозговые травмы.
Большинство пострадавших и погибших — работники птицефабрики «Сибирская», что находится в с. Ростовка. В тот вечер они возвращались с фабрики домой, в с. Богословка и в пос. Кормиловка. В с. Богословка родных потеряли сразу 7 семей.
«В одной семье дети остались без матери, сиротами, отца нет, почти во всех семьях погибших — по 2 детей осталось», — сообщила специалист по связям с общественностью администрации Богословки Валентина Фурс. По ее словам, из небольшого села с населением 1500 жителей многие ездят на работу на «Сибирскую» — другой работы нет. У погибшего водителя ЛиАЗа, как сообщили в департаменте транспорта, осталась вдова. Информации о погибшем водителе КамАЗа и его пассажире в полиции нет.
В причинах аварии еще предстоит разобраться. Полицейские установили: рулевые управления автобуса и КамАЗа исправны, в крови обоих погибших водителей алкоголя не найдено. Было установлено, что на встречную полосу выехал автобус, а не КамАЗ. Сейчас следствие выдвигает 3 причины выезда на «встречку»: неисправность переднего колеса ЛиАЗа, невнимательность водителя или его усталость — как отметили в пресс-службе полиции, шофер мог уснуть за рулем. Экспертиза выявит, когда было повреждено колесо: до аварии или во время нее.
Один из водителей ПАТП № 2 на условиях анонимности рассказал, что водители омских автобусов вынуждены работать сверхурочно, да и денег на ремонт транспорта нет. «Могло "выстрелить" колесо: резина [на автобусах ПАТП] в плачевном состоянии. У нас в парке то же самое творится:
резина прошла уже 120 тыс. км, и менять ее никто не будет — город отвернулся от предприятий, всё передают в частные руки, — сетует водитель ПАТП-2. — Мы сидим за баранкой по 17 часов в сутки — выезжаем в 5 [утра], заезжаем в 11 [вечера], потому что если работать по норме, 8 часов, то зарплата будет 10–15 тыс. руб. Кто за такую зарплату будет сутками сидеть за рулем?».
Директор ПАТП № 8 Алексей Мартыненко рассуждает: колесо могло лопнуть из-за жары (в Омске 24 июня к 18 часам воздух прогрелся до +31). По его словам, в жаркую погоду число сходов автобусов с маршрутов из-за поломок растет. Но корень проблемы — в нехватке водителей: сегодня за руль городских автобусов молодежь работать не идет (несмотря на то что, по словам Мартыненко, с марта в ПАТП-8 подняли зарплату водителям до 30 тыс. руб.), а приходят мужчины в возрасте 50–55 лет. «Омичи работать не хотят водителями, престиж этой работы низкий, ответственность высокая, работают почти сутками, — говорит директор ПАТП-8. — Есть проблема и изношенности автопарка, потому что обновления почти нет». Но ЛиАЗ, попавший в ДТП на Сыропятском тракте, по оценке директора ПАТП №8, не был старым — «максимум 2009 года выпуска».
Ночью после трагедии полиция и специальная комиссия проверили ПАТП №4, откуда был выпущен роковой автобус.
После осмотра 150 автобусов 9 из них не выпустили на маршрут. У нескольких автобусов было неисправно рулевое управление и повреждены колеса (обнаружены покрышки с порезами), во многих машинах не было аптечек и огнетушителей. Полицейские и спецкомиссия намерены проверить все ПАТП Омска, а следователи изымают документы Госавтонадзора по Омской области в рамках ст. 293 УК РФ (халатность). Возбуждены сразу 2 уголовных дела — по ч. 3 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекших по неосторожности смерть двух и более лиц) и по ч. 5 ст. 264 УК РФ (нарушение ПДД и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).
В ночь с 23 на 24 июня на трассе Омск – Тюмень в столкновении LADA Granta и Toyota Mark II погибли 7 человек: по некоторым данным, один из авто вылетел на встречную полосу.
В соцсетях омичи, обсуждая обе трагедии, в гибели 23 человек винят плохие дороги и отсутствие в Омске и его окрестностях разделителей-отбойников.
По данным Межрегионального общественного центра «За безопасность российских дорог», из-за плохих дорог в России случается втрое больше ДТП, чем по вине нетрезвых водителей (51573 против 16517). Руководитель «Федерации автовладельцев России» Сергей Канаев (Москва) отмечает — решающую роль играет не только качество, но и ширина дорог, а также возможность безопасно совершить обгон. Для этого, отмечает он, общественники предлагают сделать все федеральные трассы России трехполосными. «Там, где возможно, — делать отбойники. Это, конечно, не панацея, но это один из факторов, которые могут предотвратить ДТП с летальным исходом, даже если оно произошло», — уверен эксперт.