Антон, 21 год студент, спасатель на пляже: «У меня сейчас отсрочка, потому что я учусь на очном в МГТУ им. Разумовского, но как только закончу — пойду служить: я годен и положительно к армии отношусь. О трагедии в Светлом слышал и хотел бы служить там (в 242 УЦ ВДВ. — И.А.), но не знаю, куда призовут, туда и пойду. Мои знакомые, кто отслужил, в основном такого мнения, что в армии делать нечего — говорят, что год зря потратили. А мне кажется, нужно обязательно Родине служить. Об организациях, которые помогают откосить, я слышал, но мне все равно — я-то годен и служить собираюсь».
Омский комиссариат пожаловался на нелегальную рекламу «Призыванет.ру» в прокуратуру. Как считают в комиссариате, эта компания, преследуя коммерческие цели, пытается дискредитировать все уровни власти и призывную кампанию в целом. Корреспонденты НГС.НОВОСТИ решили узнать у прохожих молодых людей в центре города их мнение о подобных организациях и о Российской армии в целом. Не пропало ли желание служить Родине после трагедии в Светлом, для чего нужна армия и чем она помогает в жизни — в материале НГС.НОВОСТИ.
Максим, 19 лет, студент ОмГМА: «В армии не служил, я пока выбрал учебу, повестки уже приходили. Три друга весной пришли оттуда — кто вернулся из элитных войск, очень довольны. Я заметил, что после армии очень меняется человек — его интересы, даже его речь меняется. Если бы мне пришла повестка? Пошел бы служить, надо же Родину защищать. (Смущается.) Насчет помогающих откосить организаций: это выбор каждого мужчины — откосить или пойти. Ведь могут быть и семейные обстоятельства какие-то или человек не может пойти в армию именно сейчас, то почему бы и нет?».
Дмитрий, 29 лет: «Я в армии отслужил в 2004 году, тогда еще 2 года служили. И уже тогда началась военная реформа. Но раньше еще служить можно было, а сейчас армия совсем другой стала, там делать нечего: говорят, там даже тихий час есть после обеда, как в детском лагере. Что касается трагедии в пос. Светлый — возможно, бояться будут сейчас парни идти служить. Я видел сам, как эти казармы ремонтировались — тогда я мимо проезжал. Делали все как попало, гастарбайтеров нагнали… Про "Призыванет.ру" — слышал, но есть призывная комиссия, которая определяет, годен парень или нет. Те, кто годны, должны служить обязательно».
Ришат, 19 лет, студент: «Повестка еще не приходила, я нормально отношусь к армии. В Светлом у меня погиб знакомый. Ну а что теперь, он же не знал, что погибнет. Почему бы и не сходить в армию теперь? Не везде же так. Все же я думаю, что армия сегодня — это трата времени. Мои знакомые, которые отслужили, — им ничем эта армия не помогла. Может, они стали в каких-то отношениях даже хуже».
Максим, 26 лет, методист-экскурсовод Омской крепости: «Не служил. И не хочу служить. Я лучше делами общественными какими-нибудь буду заниматься. Армия — это трата времени. Трагедия в Светлом — еще одно подтверждение того, что служить не пойду и не стоит. Мой знакомый обращался в такие организации, которые помогают откосить от армии, как я понимаю, они лишь за какие-то юридические моменты цепляются, если есть за что зацепиться, и гарантии нет, что в армию не заберут. Сам не касался этого — у меня плоскостопие, я не прошел по здоровью».
Влад, 33 года: «Я отслужил еще в 2000–2002 годах. Сейчас же всего год служить, почему бы и нет? Для молодого человека это будет интересной школой, возможностью выйти из-под маминого крыла. Трагедия в Светлом — это же жизнь: всегда где-то что-то может случиться. К компаниям, которые помогают избежать службы в армии, я отношусь нейтрально — человек сам выбирает свою судьбу. Хочет откосить, ну пожалуйста, коси. (Смеется.) Мне армия много дала, друзей там нашел — служил под Питером в мотострелковых войсках с санитарным уклоном. Так что оказать первую помощь могу, а если война была бы — уже бы по окопам ползал, перевязывал…».
Владимир, 23 года, студент: «Я бы пошел, если б взяли. У меня многие знакомые служили, отзываются по-разному об армии, некоторые говорят, что год потеряли зря. Из плюсов в армии это хорошая физическая подготовка, и потом, после армии отношение к людям меняется. Но не везде сейчас есть даже марш-броски, к тому же кормят плохо. Косить от армии — это плохо».
Владимир, 17 лет, школьник: «Я пойду служить. Про казарму слышал, а с кем не бывает? Это же несчастный случай. Я уверен, что Родину надо защищать, вот в школе отучусь, потом в армию и уже потом в вуз. Повестка уже приходила. У меня отец не служил, но считает, что служить надо, родственники тоже служили. Откосить от армии или нет с чьей-то там помощью — это дело каждого».
Булат, 22 года: «1,5 месяца назад из армии пришел, служил в мотострелковых войсках на Дальнем Востоке. В армии проверяешь себя и свои силы и узнаешь, какой ты человек, потому что ситуации бывают разные, — и как ты себя поведешь. Там мужской коллектив, постоянно на учениях. После Светлого будут бояться служить. А служить надо: я в армии друзей из разных городов нашел, звание лейтенанта получил. Про "Призыванет.ру" слышал, у меня знакомые стараются [откосить]. Это же выдают тебе белый военный билет, типа по болезни, — и зачем это нужно? Потом если в органы устраиваться — не пройдешь».
Вячеслав, Владимир и Виталий (слева направо), еще не служили: «Кому-то армия, может, и на пользу пойдет. А кому-то, может, навредит. Государство должно выстраивать отношение к армии — престижа у нас армии нет, в других же странах нет такого. Не знаю, кто виноват… Телевидение?» — возмущен Владимир. «"Призыванет.ру" — слышали, знаем. Верить или нет таким компаниям — выбор каждого», — добавляет Вячеслав. «К трагедии в поселке Светлый надо относиться, наверное, так же, как к авариям на дорогах: что теперь, не ездить на машине, что ли, если люди гибнут? Конечно, в армии надо служить. Это (обрушение казармы. — И.А.) просчет Минобороны», — считает Виталий.
Ирина Акишева
Фото Ивана Рейзвих