Примерно через 15 минут после начала торжественной линейки восьмиклассник, стоящий в первом ряду, заметно заскучал — пока взрослые из руководства школы и Министерства образования вещали поздравительные речи, мальчик нашел увлекательное занятие — оттягивать и резко бросать галстук на резинке. Его соседка зевала. Наверное, чтобы дочь выглядела с иголочки, родители разбудили ребенка как никогда рано. На сцену пригласили будущих выпускников, следом за ними проследовали крохотные первоклассники. По традиции они рассказывали стихи. Малыши переживали и, конечно, сбивались — им на ухо заботливо нашептывали слова педагоги. На сцену вынесли флаг, проиграл гимн Российской Федерации, девочка на плече старшеклассника прозвенела в колокольчик — всё как в любом образовательном учреждении в День знаний.
Но что-то непривычное всё же было. Например, некоторые учителя, заходя в актовый зал, держали подростков под руку, а почти каждый третий ребенок был в очках для зрения. Единицы надели темные, но не для того, чтобы прятаться от яркого солнца — они никогда его не видели.
— А теперь 12-классники вручат подарки первоклашкам, — прозвучали слова учителя, после которых будущие выпускники спустились со сцены и начали искать малышей. Сначала альбомы и карандаши получили не все. Тогда педагог попросила детей поднять руки, чтобы обозначить себя. В адаптивной школе-интернате № 14 на 30-й Северной учатся дети с нарушениями зрения. И это всё объясняет.
Всего здесь обучается 154 ребенка. В новом году набрали 14 первоклассников — 10 из них в «А» класс. Это значит, что дети пройдут обычную общеобразовательную программу и по окончанию школы получат аттестат. Стоит отметить, что они учатся на год дольше, чем обычные школьники — 12 лет. Четыре человека будут заниматься в коррекционном классе — в него идут ученики, которые имеют не только проблемы со зрением, но и умственную отсталость. Через 9 лет последним вручат свидетельство о полученном образовании.
Учителя здесь мало пишут на досках, но много рассказывают. Школьникам разрешено пользоваться аудиокнигами, чтобы они лишний раз не напрягали зрение. Те, у кого совсем оно плохое — обучаются по системе Брайля.
— У нас и учебники совершенно другие — с укрупненным шрифтом для слабовидящих. По Брайлю есть специальные глобусы, карты. Слепому ребенку надо потрогать всё руками. Он может подойти к учителю и потрогать его, — рассказала директор школы Лариса Мелешкова.
После линейки школьники разбрелись по классам. В актовом зале остались 12-классники, чтобы сделать фото на память. Многие их них по возрастным меркам уже не дети — им по 18. Например, Полине. После окончания школы ей бы хотелось поступить на экономический факультет или на менеджмент. В общем на что-то такое, что будет прочно связано с математикой. Этот предмет у девушки самый любимый. Полина родилась с катарактой обоих глаз, ей сделали операцию в детстве и теперь она хоть и немного, но все-таки видит — на 30%. Ее зрение не корректируется очками. Говорит, что если я отойду от нее на метр, то «расплывусь», а близко может рассмотреть черты лица.
— Близко я не могу долго читать: у меня начинают уставать глаза и текст я перестаю хорошо видеть. Добираться до школы я научилась сама: сначала родители подвозили на машине, потом на автобусе, а сейчас я и сама могу ориентироваться. Люди часто задают мне вопросы, почему у меня глаз из стороны в сторону дергается, но с тем, чтобы меня кто-то обижал, я не сталкивалась. Считаю, что заслуга моих родителей в том, что они всегда воспитывали меня как обычного ребенка. Они говорили, что я такая же, как и все, и зрение — это просто моя особенность, а не недостаток.
После нашего разговора девушка присоединилась к одноклассникам, которые уже направлялись в кабинет. Мы пошли за ними. Ребята заняли свои места за партами, им выдали учебники — всем, кроме Макса. Он получит их чуть позже, потому что единственный в этом классе, кто учится по системе Брайля.
— По Брайлю я с 1-го класса пишу. Меня научили в школе, до этого я вообще не знал — что это такое и как.
Парень демонстрирует свои умения — буквально за несколько секунд он написал по системе точек строчку из стихотворения Пушкина. Его скорость удивляет.
— Да это я еще медленно, — смеется. — После лета всё позабыл. Я не вижу практически с рождения. У меня обнаружили рак и решили, что нужно удалять глаза. Ну, это мне плюс-минус было около года. Я в основном ориентируюсь по голосам, по-другому никак. Людей так запоминаю.
После окончания школы он мечтает поступить в колледж, в какой именно, еще не определился. Скорее всего, выбор будет в сторону музыкального — парень занимается вокалом. Макс планирует съездить в Бийский центр, где незрячих людей обучают самостоятельно обслуживать себя в быту, работать на компьютере.
В коридоре, где находятся кабинеты для первоклассников, своего 8-летнего сына ждет Евгения. Видно, что женщина переживает. У Игнатия несколько диагнозов, в том числе катаракта. Он уже прошел три операции (первую ему сделали в год) и видит до 10%. Омичка говорит, что перед 1 Сентября они тщательно готовились к походу в 1-й класс, в первую очередь морально.
— Я ему рассказала, для чего нужен букет, как будет проходить День знаний, что его в дальнейшем ждет в школе. Воспитывать ребенка, не такого, как все, — непросто. Некоторые не понимают. У нас бывает не совсем адекватное поведение. Может выкрикнуть что-нибудь, когда все спокойно стоят, или как-то вести себя — не так, как другие. У меня огромная надежда на эту школу. Здесь и преподаватели хорошие и адаптация. Дети-выпускники в дальнейшем могут приобрести какую-то профессию, — верит Евгения.
Каждый родитель надеется, что его ребенок после окончания школы найдет свою дорогу и не опустит руки. Положительных примеров не мало, в интернате много выпускников, которыми гордится учебное заведение. Школьники здесь о своих недугах рассказывают без жалости к себе, уверенно планируют будущее, мечтают. Глядя на них, становится даже стыдно за то, что ныл по пустякам.