Образование репортаж Знания на ощупь: репортаж из омской школы для слабовидящих детей

Знания на ощупь: репортаж из омской школы для слабовидящих детей

В этом интернате важно каждое слово

В адаптивной школе-интернате № 14 учатся более 150 детей

Примерно через 15 минут после начала торжественной линейки восьмиклассник, стоящий в первом ряду, заметно заскучал — пока взрослые из руководства школы и Министерства образования вещали поздравительные речи, мальчик нашел увлекательное занятие — оттягивать и резко бросать галстук на резинке. Его соседка зевала. Наверное, чтобы дочь выглядела с иголочки, родители разбудили ребенка как никогда рано. На сцену пригласили будущих выпускников, следом за ними проследовали крохотные первоклассники. По традиции они рассказывали стихи. Малыши переживали и, конечно, сбивались — им на ухо заботливо нашептывали слова педагоги. На сцену вынесли флаг, проиграл гимн Российской Федерации, девочка на плече старшеклассника прозвенела в колокольчик — всё как в любом образовательном учреждении в День знаний.

Первоклашкам всегда трудно выстоять такое серьезное мероприятие в школе, как линейка

Но что-то непривычное всё же было. Например, некоторые учителя, заходя в актовый зал, держали подростков под руку, а почти каждый третий ребенок был в очках для зрения. Единицы надели темные, но не для того, чтобы прятаться от яркого солнца — они никогда его не видели.

— А теперь 12-классники вручат подарки первоклашкам, — прозвучали слова учителя, после которых будущие выпускники спустились со сцены и начали искать малышей. Сначала альбомы и карандаши получили не все. Тогда педагог попросила детей поднять руки, чтобы обозначить себя. В адаптивной школе-интернате № 14 на 30-й Северной учатся дети с нарушениями зрения. И это всё объясняет.

Учителя помогают некоторым детям добраться до кабинета

Всего здесь обучается 154 ребенка. В новом году набрали 14 первоклассников — 10 из них в «А» класс. Это значит, что дети пройдут обычную общеобразовательную программу и по окончанию школы получат аттестат. Стоит отметить, что они учатся на год дольше, чем обычные школьники — 12 лет. Четыре человека будут заниматься в коррекционном классе — в него идут ученики, которые имеют не только проблемы со зрением, но и умственную отсталость. Через 9 лет последним вручат свидетельство о полученном образовании.

Мир на ощупь
В библиотеке много книг, которые можно изучать руками

Учителя здесь мало пишут на досках, но много рассказывают. Школьникам разрешено пользоваться аудиокнигами, чтобы они лишний раз не напрягали зрение. Те, у кого совсем оно плохое — обучаются по системе Брайля.

— У нас и учебники совершенно другие — с укрупненным шрифтом для слабовидящих. По Брайлю есть специальные глобусы, карты. Слепому ребенку надо потрогать всё руками. Он может подойти к учителю и потрогать его, — рассказала директор школы Лариса Мелешкова.

Те, кто видит лучше, помогает тем, кто плохо ориентируется в пространстве

После линейки школьники разбрелись по классам. В актовом зале остались 12-классники, чтобы сделать фото на память. Многие их них по возрастным меркам уже не дети — им по 18. Например, Полине. После окончания школы ей бы хотелось поступить на экономический факультет или на менеджмент. В общем на что-то такое, что будет прочно связано с математикой. Этот предмет у девушки самый любимый. Полина родилась с катарактой обоих глаз, ей сделали операцию в детстве и теперь она хоть и немного, но все-таки видит — на 30%. Ее зрение не корректируется очками. Говорит, что если я отойду от нее на метр, то «расплывусь», а близко может рассмотреть черты лица.

Девушка благодарна родителям за то, что воспитывали ее как обычного ребенка

— Близко я не могу долго читать: у меня начинают уставать глаза и текст я перестаю хорошо видеть. Добираться до школы я научилась сама: сначала родители подвозили на машине, потом на автобусе, а сейчас я и сама могу ориентироваться. Люди часто задают мне вопросы, почему у меня глаз из стороны в сторону дергается, но с тем, чтобы меня кто-то обижал, я не сталкивалась. Считаю, что заслуга моих родителей в том, что они всегда воспитывали меня как обычного ребенка. Они говорили, что я такая же, как и все, и зрение — это просто моя особенность, а не недостаток.

После нашего разговора девушка присоединилась к одноклассникам, которые уже направлялись в кабинет. Мы пошли за ними. Ребята заняли свои места за партами, им выдали учебники — всем, кроме Макса. Он получит их чуть позже, потому что единственный в этом классе, кто учится по системе Брайля.

— По Брайлю я с 1-го класса пишу. Меня научили в школе, до этого я вообще не знал — что это такое и как.

Позитиву этого парня можно позавидовать

Парень демонстрирует свои умения — буквально за несколько секунд он написал по системе точек строчку из стихотворения Пушкина. Его скорость удивляет.

— Да это я еще медленно, — смеется. — После лета всё позабыл. Я не вижу практически с рождения. У меня обнаружили рак и решили, что нужно удалять глаза. Ну, это мне плюс-минус было около года. Я в основном ориентируюсь по голосам, по-другому никак. Людей так запоминаю.

Мороз и солнце, день чудесный...

После окончания школы он мечтает поступить в колледж, в какой именно, еще не определился. Скорее всего, выбор будет в сторону музыкального — парень занимается вокалом. Макс планирует съездить в Бийский центр, где незрячих людей обучают самостоятельно обслуживать себя в быту, работать на компьютере.

В коридоре, где находятся кабинеты для первоклассников, своего 8-летнего сына ждет Евгения. Видно, что женщина переживает. У Игнатия несколько диагнозов, в том числе катаракта. Он уже прошел три операции (первую ему сделали в год) и видит до 10%. Омичка говорит, что перед 1 Сентября они тщательно готовились к походу в 1-й класс, в первую очередь морально.

Игнатия к школе тщательно подготовили

— Я ему рассказала, для чего нужен букет, как будет проходить День знаний, что его в дальнейшем ждет в школе. Воспитывать ребенка, не такого, как все, — непросто. Некоторые не понимают. У нас бывает не совсем адекватное поведение. Может выкрикнуть что-нибудь, когда все спокойно стоят, или как-то вести себя — не так, как другие. У меня огромная надежда на эту школу. Здесь и преподаватели хорошие и адаптация. Дети-выпускники в дальнейшем могут приобрести какую-то профессию, — верит Евгения.

Каждый родитель надеется, что его ребенок после окончания школы найдет свою дорогу и не опустит руки. Положительных примеров не мало, в интернате много выпускников, которыми гордится учебное заведение. Школьники здесь о своих недугах рассказывают без жалости к себе, уверенно планируют будущее, мечтают. Глядя на них, становится даже стыдно за то, что ныл по пустякам.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства