Как добыть воду из человека, построить город с идеальной транспортной развязкой и развить эмоциональный интеллект? Ответы на эти вопросы знают омские школьники. В этом году более 2,5 миллиона учеников старшеклассников и студентов со всей России состязались на всероссийском конкурсе «Большая перемена» — среди них было девять омичей. Участники могли выбрать одно из десяти направлений, связанных, например, с творчеством, журналистикой или здоровым образом жизни. Трое омских 11-классников победили и выиграли по одному миллиону рублей. Корреспондент NGS55.RU пообщался со школьниками-миллионерами и узнал, какие идеи они представили жюри и на что планируют потратить выигранные деньги.
17-летний Никита Гончаров учится в 11-м классе Азовской гимназии. Он участвовал в патриотической номинации «Помни!» Первые этапы конкурса проходили онлайн. На суд жюри он представил реальный проект. Школьник разработал интернет-платформу, в которой собрал все ссылки на сайты с информацией об участниках ВОВ из Омской области. Для консультации он обратился на исторический факультет ОмГУ, а также связался с омским краеведческим музеем.
— Перерыл очень много страниц по поиску участников ВОВ и объединил воедино. Стало очень удобно. Попросил авторские права у сайтов. На этой платформе можно «вбить» инициалы родственника, участвовавшего в войне, и найти информацию о нем, — рассказывает Никита.
На полуфинале, который проходил в Ярославле в лагере «Сахареж», он уже в командной гонке вместе с другими участниками «Большой перемены» разрабатывал проект по экологическим проблемам, которые связаны с пресной водой. Например, школьники придумали конденсаторы, которые выдавали бы по 150 литров воды в день из воздуха, а также специальные костюмы, которые могут собирать влагу с человека. Старшеклассники показали жюри наглядный пример. Взяли в лаборатории железную пластину, нагрели ее и обвернули пищевой пленкой. Через 20 минут появилась вода.
Выигранный миллион рублей Никита планирует вложить в образование. Он мечтает поступить в Российский экономический университет имени Плеханова в Москве.
— Деньги потрачу не на гулянки точно. Хочу выучиться на ресторатора. Для меня стало неожиданностью, что в этом вузе появились бюджетные места. Нравится всё, что связано с ресторанным сервисом и кухней. Люблю готовить. Почему не Омск? Я очень амбициозный. Хочу не только по всей России, но и по всему миру открывать заведения. В нашем городе нет перспектив. А в московском университете есть международная практика — в Америке, Франции и Италии. Проблема пока — выучить язык, а так, планы на будущее есть. Если поступлю на бюджет, то буду инвестировать. Пока думаю куда, — поделился планами Никита Гончаров.
Ученица 11-го класса Тарской гимназии № 1 Дарья Борисова тоже стала победительницей конкурса «Большая перемена». Она участвовала в номинации «Твори!» Вместе со своим школьным учителем они подготовили проект выставки для людей с ограниченными возможностями здоровья. По их задумке, например, инвалиды, имеющие проблемы со зрением, могут познакомиться с творчеством художников через 3D-модели картин с помощью осязания, а также аудиосопровождения.
На командном экологическом этапе школьница вместе с коллегами по конкурсу придумала образовательную платформу для учеников начальных классов, откуда они могли бы узнать всю информацию о реках, озерах, а также переработке мусора.
— Еще мы придумали бизнес-идею — свой бренд одежды из переработанных материалов — мусора, пластика, — рассказывает Дарья.
В финале конкурса, который проходил в крымском лагере «Артек», школьники разрабатывали концепцию города будущего.
— Шойгу же предложил построить пять новых городов Сибири, вот мы и придумали, каким бы мог быть этот город. Назвали его Тригород, потому что в нем все здания треугольной формы. Отсюда получилась идеальная транспортная сеть, — улыбается ученица 11-го класса.
Деньги, выигранные на конкурсе, она тоже планирует потратить на учебу в вузе.
— Если не получится поступить на бюджетную основу, то оплачу себе коммерцию в университете. Не могу сказать, в какой точно вуз буду поступать, но хочу на юриспруденцию в Санкт-Петербурге. Если получится поступить самой, тогда мы с родителями будем покупать какое-то жилье в городе, где я буду учиться. Выиграть такую сумму очень приятно. Я себя звездой или миллионером не чувствую, только вышла из конкурса — сразу погрузилась в ЕГЭ. Расслабляться сильно некогда, — поделилась Дарья.
17-летняя Эрика Гембух, ученица омского лицея № 166, победила в номинации «Будь здоров!» Одиннадцатиклассница участвовала в «Большой перемене» во второй раз. В прошлом году она выиграла 200 тысяч рублей, новый год сделал ее школьницей-миллионером.
— Самой себе я доказала, что способна выиграть. Я знала, что это возможно и реально, просто осталось показать это жюри, поэтому решилась еще раз участвовать. Я разрабатывала программу по развитию эмоционального интеллекта подростка, а также для людей разных возрастов. Это может пригодиться человеку на разных этапах его жизни — в школе, в общении с друзьями, на собеседовании и работе. Очень важно понимать, что ты чувствуешь и как с этим справляться, — говорит Эрика.
Девушка признается, что внушительная сумма выигрыша прибавила ей уверенности в завтрашнем дне. Деньги она также планирует вложить в учебу, но пока еще не определилась с вузом и ждет результатов экзаменов.
— У меня есть финансовая подушка. Так гораздо проще принимать какие-то решения. Планирую учиться на каком-нибудь факультете про здоровье — это может быть не только медицинский, но и психология, реабилитация. Я сдаю несколько экзаменов для того, чтобы посмотреть, где у меня будет лучший результат и куда я смогу поступить. Если получится поступить на бюджет, вложу деньги в жилье. Прошлый выигрыш я не потратила, только на какие-то мелкие вещи. Рассматриваю другие города, та сфера, в которой я хочу получить образование, чуть более развита, чем в Омске, — считает ученица.
В прошлом году мы рассказывали историю другого школьника-миллионера Глеба Кулагина. Он участвовал в направлении «Твори!» Парень рисовал комиксы и писал стихи.